Урок окружающего мира на тему: «О форме нашей планеты»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Работа с научно-учебным текстом
УМК «Планета знаний»
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 51.62 КБ |
приложение 1 | 13.6 КБ |
приложение 2 | 140.48 КБ |
приложение 3 | 354.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Белякова Татьяна Михайловна
ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Г.Д. Костылева
Работа с научно-учебным текстом
Урок окружающего мира на тему: «О форме нашей планеты»
УМК «Планета знаний»
4 класс
Цели: создать условия для формирования представлений о научных методах познания окружающего мира.
Задачи урока
Образовательные: вспомнить о планетах Солнечной системы, глобусе - модели Земли; углубить знания учащихся о форме Земли.
Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, памяти, внимания, мышления, умения высказывать свою точку зрения, аргументировать свое высказывание.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к нашей Земле, воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству.
Планируемые результаты
личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
предметные - знать форму Земли, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию, прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
метапредметные
Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
Регулятивные УУД - уметь определять учебную задачу на уроке, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ.
Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать мнения других.
Форма проведения урока: групповая.
Оборудование: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1, листы с текстом учебной статьи у каждого ученика, листочки с кроссвордом у каждого ученика, презентация, подготовленная учителем.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, что мы изучали на уроках из раздела «Мы живём на планете Земля».
Для этого отгадаем кроссворд – работа в парах (листочки с заданием)
- Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад)
- Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь)
- Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас)
- Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный)
- Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная)
– Какое «ключевое» слово у нас получилось?
– Что обозначает слово «земля»?
– Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. (Слайд 1)
Земля –1 - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси; 2 - суша в противоположность водному или воздушному пространству; 3- почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
– Почему Землю нельзя назвать звездой?
– Какое место занимает Земля в Солнечной системе?
III. Постановка проблемы, формулирование темы и цели урока.
- На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля. Прочитайте в учебнике тему урока. (Слайд 2) Предположите, о чем пойдет сегодня речь. На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? Какова тема урока? Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
IV. Совместное «открытие» знаний.
1. Чтение статьи учебника с. 98-99 (статья дублирована на листках, которые выданы учащимся).
- Определите, к какому жанру относится текст, который вы прочитали. О чём вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Рассуждение.) Почему так решили? Какова его основная мысль?
2. - Вспомним, определение термина. (Слайд 3)
- Найдите и выделите желтым цветом в тексте термины, которые требуют объяснения. (По щелчку на экране появляются слова: планета, вывод, горизонт, линия горизонта, местность, горы, окружность, затмение, шар, геоид.) С какими из них ты уже знаком?
- Подумайте и объясните, что такое геоид. Какое предложение помогло вам это определить? Подчеркните его простым карандашом.
3. – Ответьте на вопросы. Нужную информацию выделяйте в тексте. (Слайд 4)
Зеленым: - Как древние люди представляли Землю?
- Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли?
4. Работа в группах (прием «зиг-заг»): 4 группы (№ 1 - № 4). (Слайд 5)
- Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером.
- Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему.
- Выберите человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам.
- Придумайте 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.
- Презентация работы групп.
- Составление кластера.
- Чтение статьи учебника на с. 100. (Продолжение статьи на листе)
- О чем вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Описание.) Почему так решили? Какова его главная мысль? (Землю надо беречь.)
- Работа с текстом. (Слайд 7)
- Найдите в первой цитате слова-синонимы (удивительно – поразительно).
- Замените в предложении «Наша голубая планета из космоса удивительно красива» слово удивительно другим, близким по значению (дивный, диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный)
- Познакомьтесь с лексическим значением слова ресурсы (щелчок). В каком значении это слово употреблено в тексте? С каким прилагательным связано слово ресурсы в тексте?
- Выделите прилагательные, которые используют космонавты, описывая Землю, желтым цветом.
- Найдите во второй цитате словосочетания с противоположным значением (черное пространство – многоцветная планета, крошечная и незначительная – важная и значительная).
- Чем Земля похожа на космический корабль? (- несется в космосе; - есть экипаж; - ограниченные ресурсы)
- Почему же нужно беречь нашу планету? (Земля уникальна!)
V. Итог работы.
VI. Рефлексия, д/з.
Предварительный просмотр:
О форме нашей планеты
Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу. Например, древние люди представляли землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. А на море, как опрокинутая чаша опирается небосвод. Со временем, проводя наблюдения в природе, ученые пришли к выводу, что Земля имеет шарообразную форму.
Какие же наблюдения позволяют сделать такой вывод?
Если наблюдать за приближающимся кораблём, то можно заметить, что появляется он из-за линии горизонта постепенно. Сначала становятся видны верхушки матч, трубы, а затем и весь корабль. Когда же корабль удаляется от берега, то кажется, что он опускается за линию горизонта.
Доказательством шарообразной формы Земли служит и то, что на открытой местности линия горизонта представляется нам в виде окружности. А когда мы поднимаемся, то линия горизонта как бы отодвигается.
Шарообразность Земли подтверждают и наблюдения за лунными затмениями. Луна вращается вокруг нашей планеты, и раз в месяц Земля оказывается между Луной и Солнцем. При этом наша планета загораживает от Луны Солнце, и на полный диск Луны наползает круглая тень от Земли. Так происходит лунное затмение. Но только шар всегда имеет круглую тень.
В настоящее время учёные имеют много доказательств шарообразности Земли, например, получены фотографии Земли из космоса, на которых отчётливо видно, что Земля – шар. Еще учёным удалось выяснить, что Земля имеет форму слегка сплюснутого шара – геоида.
Вид земли из космоса поражает воображение человека. Прочитай слова российского космонавта Виталия Севастьянова: «Наша голубая планета из космоса удивительно красива. Она прекрасна, но и поразительно мала… и вдруг понимаешь, что сама Земля – это космический корабль, который несется в космосе. Он имеет ограниченные ресурсы и экипаж – человечество, которое должно беречь свою планету, её ресурсы, беречь себя».
А вот что сказал по этому поводу американский космонавт Томас Паттэн Стаффорд: «Из космоса я увидел много неожиданного. Все мои представления о земле переменились. Увидеть на фоне черноты пространства маленькую, многоцветную планету Земля с её хрупкой средой и уникальной жизнью – это волнующее и поучительное впечатление. С одной стороны, Земля кажется такой крошечной и незначительной среди космических просторов, но с другой – она так важна и значительна вследствие своей уникальности. Мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы сохранить Землю со всей её красотой и особенностями».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее. Планета , вывод, горизонт, линия горизонта, местность, окружность, затмение, шар, геоид. Затме́ние — астрономическая ситуация, при которой одно небесное тело заслоняет свет от другого небесного тела. Наиболее известны лунные и солнечные затмения.
Ответь на вопросы. Выдели нужную информацию в тексте. - Как древние люди представляли Землю? - Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли? № 1 № 2 № 3 № 4
Работа в группе Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером. Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему. Группа выбирает человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам. Группа продумывает и составляет 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.
Кластер Объект из-за линии горизонта появляется постепенно Земля - шар На открытой местности линия горизонта – окружность Круглая тень от Земли Фото из космоса
Удивительный - дивный , диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный. Ресурс - средства , позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат . Ресурс (техника) - объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа, устройству требуется капитальный ремонт или замена. Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов , доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Россия-любимая наша страна"
Данный урок проведён как открытый по новым стандартам. Урок прошёл хорошо, дети с удовольствием включались в работу....
Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"
Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока. Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс
Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....
Урок окружающего мира по теме "Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги", 3 класс
Урок окружающего мира...
Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»
Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония
В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...
Открытый урок окружающего мира по теме: «Какую форму имеет Земля», 4 класс, УМК "Планета Знаний"
урок дан для студентов колледжа социально-педагогического профиля...