Методические разработки "Очистка воды".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Бурамбаева Юлия Владимировна

По типу урок – изучение нового материала с использованием ИКТ, (исследование, на котором экспери­мент служит наглядным пособием).

Использовалось следующее оборудование: УМК «Гармония». Окружающий мир учебник часть О.Т.Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин «Окружающий мир», 3 класс (1 часть), Смоленск Ассоциация 21 век, 2019 г.1 автор А.А.Плешаков. Карточки для работы в группах.

Цель урока

  • Познакомить с методами очистки воды в городе и в быту, необходимостью бережного отношения к воде.
  • Сформировать знания о важном свойстве воде-способности растворять некоторый вещества;
  • Развивать умения моделировать, работать со схемами;
  • Продолжить формировать экспериментальные умения;

Воспитывать правила экологически грамотного поведения в природе и в быту.

 Задачи:

. · показать значение экологически чистой воды в природе и жизни человека; раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

· узнать рациональные способы использования воды, научить экономно расходовать воду; приобретению обучающимися определённых знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране и сбережению воды;

· способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

1)развивать умения работать в парах, группах,

2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

формулировать тему урока;

 искать и выделять необходимую информацию;

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochistka_vody_3_klass.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовила: Бурамбаева Юлия Владимировна

Предмет: окружающий мир класс: 3        

Тема урока: Очистка воды. Способы очистки воды. 

Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ.

 Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий, практико-ориентированная деятельность обучающихся.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, проведении обучающимися экспериментов.

Цель:

Задачи:

  • Познакомить с методами очистки воды в городе и в быту, необходимостью бережного отношения к воде.
  • Сформировать знания о важном свойстве воде-способности растворять некоторый вещества;
  • Развивать умения моделировать, работать со схемами;
  • Продолжить формировать экспериментальные умения;
  • Воспитывать правила экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Необходимое оборудование

Наглядные пособия:

  • Презентация «Очистка воды»
  • Видео «Зачем воду нужно беречь?», «Чебурашка. Шапокляк»

Раздаточный материал:

  • Карточки с заданиями
  • Инструкция по выполнению исследований
  • Стеклянные  стаканы, вода с землей, растительным маслом, речным песком и сахар, вата

Технические средства обучения:

  •  компьютер
  • мультимедийная доска

Дидактическое обеспечение

Планируемые результаты  урока

  • личностные

проявлять бережное и заботливое отношение к окружающей среде, анализировать и оценивать свои и чужие поступки, с точки зрения общечеловеческих норм

  • предметные
  • знать:  свойства воды, причины загрязнения воды и способы ее очистки в быту,
  • уметь работать со справочной литературой
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Познавательные: выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах; определять цель её создания; получать информацию из словарей о понятии «чудо»; моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения, обогащение словарного запаса 
  • Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, учиться владеть диалогической формой речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Сколько в классе ребятишек,

И девчонок, и мальчишек.

Улыбнитесь от души,

До чего ж все хороши!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Прошу за работу тихонько садиться.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Юлия Владимировна

-Посмотрите. Какое за окном Солнце, оно

встречает каждого из нас теплом

и улыбкой. Дарит каждому хорошее

настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. Улыбнитесь друг другу и нашим сегодняшним гостям.

(вывешивает на доску)

-Ребята, скажите, пожалуйста, почему ваши бейджики прикреплены с левой стороны?

-Правильно ребята, я желаю вам, чтобы этот урок прошел от души, от сердца. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют учителя.

- Они находятся с левой стороны, потому что находятся у сердца.

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)

- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные УУД)

2.Проверка д/з

-Ребята, на предыдущем уроке вы изучали свойства воды.

-Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока, посмотрите на экран и назовите мне те свойства, которые не имеют отношения к воде, зачеркнуть  лишние.

-Возьмите ваши карточки и выполните задание, затем будем проверять.

-Оцените вашу работу.

Обучающиеся отвечают домашнее задание, выполняют задание  на листочках  и затем проверяют.

3.Актуализация знаний

- А что необходимо человеку, чтобы быть здоровым?

- А как вы считаете, чистая ли вода в наших водоёмах?

- Сейчас я вам покажу отрывок из известного мультфильма, который вам поможет определить тему нашего урока.

(Показ отрывка)

-Кто понял, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

-Человеку необходимо соблюдать правила гигиены, мыть овощи и фрукты перед едой, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня и т.д.

-Нет, вода в наших реках грязная.

-Речь пойдёт о способах очищения воды.

-Учиться моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения (познавательные УУД)

- Учить использовать речь для регуляции своего действия. (коммуникативные УУД)

 Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (регулятивные УУД)

4.Сообщение темы и цели урока

- Тема нашего урока «Очистка воды. Способы очистки воды».

-Какая же цель нашего урока?  

-Мы познакомимся, какой путь проходит вода, прежде чем попасть в наш водопровод и как можно очистить воду в домашних условиях.

- Оказывается, вода находится в опасности. Почему?

- Чистой воды на Земле становится всё меньше, а потребность в ней возрастает. Давайте послушаем почему? (рассказ)

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья.

       Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из – за их загрязнения.

- Узнать способы очистки воды, научиться очищать воду.

-Потому, что в неё сливаются сточные воды заводов и фабрик, потребность в воде возрастает, а пресной воды становится меньше

- Развитие умения определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД)

- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)

Учить планированию учебного сотрудничества с учителем (коммуникативные УУД)

- Выбор и анализ информации из словарей и текста; умение определять цель её создания (познавательные УУД)

- Учить формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД)

- Учить планированию учебного сотрудничества со  сверстниками в группе

(коммуникативные УУД)

- Учить осуществлять анализ объектов с выделением признаков (познавательные УУД)

-Работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, памятка) (работа с информацией)

 - Выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах

(познавательные УУД)

 - Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД)

5.Практическая работа,

исследование

-Скажите мне, пожалуйста, какие бывают причины загрязнения воды?

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а какие вы знаете способы очищения воды?

- Поднимите руки, кто из вас водопроводную воду очищает?

- А как вы это делаете дома?

- Сейчас промышленность выпускает много бытовых фильтров, вот один из них (показ).

- Каково значение слова фильтр?

- А давайте проверим по словарю.

Фильтр прибор для очищения жидкости процеживанием.

Фильтровать – пропускать через фильтр.

-  О каком ещё способе очистки воды вы познакомились?

- Давайте хором прочитаем это трудное слово.

- А не хотелось ли вам самим поучаствовать в очистке воды?

- Сейчас мы будем исследователями и в наших условиях попробуем очистить воду.

- У каждой группы на столе стакан с раствором,

У 1 группы – раствор воды с сахаром;

    2 группы - раствор воды с землей;

    3 группы - раствор воды с растительным маслом, а также воронка с фильтром и чистый стаканчик.

-Задача каждой группы провести исследование в соответствии с инструкцией. И результаты записать в таблицу.

- Результаты опытов указываете в виде знаков:

+ - фильтруется;

_ - не фильтруется.

- На работу дано 5 минуты.

Инструкция.

 1.Расствори вещество в воде, размещай.

2.Рассмотри содержимое стакана.

3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.

4.Отметь на листочке результат опыта.

5.Сделай вывод и выбери карточку с правильным ответом.

План ответа.

Мы исследовали ________  и заметили – при очистке воды _______  остался (не остался) на фильтре, а вода очистилась (не очистилась) от примесей________ .

Мы сделали вывод, что ____ фильтруется (не фильтруется).

-Итак, мы проверяем. Во время проверки одна группа отвечает, другие группы слушают и заполняют таблицу в соответствии с названным веществом. Даём слово 1 группе.

- Я согласна с вами, молодцы. А сейчас слово 2 группе….3… .

-Зачем вы проводили эти исследования? К какому выводу вы пришли?

- Фильтр очищает воду от каких веществ, которые в ней растворились или не растворились?

- А сладкую воду с помощью фильтра можно сделать пресной? А как это проверим?

Физминутка

-Причин много, но основные:

  • Сточные воды
  • Мусор, оставляемый людьми
  • Мытьё машин
  • Бактерии и вирусы
  • Кислотные дожди и т.д.

- Вскипятить воду, пропустить через фильтр

Поднимают руки

-Мы воду фильтруем

-Хотелось!

Выполняют опыты в своих малых подгруппах, затем рассказывают всем, что получилось.

- Грязную воду можно очистить фильтрованием.

- Фильтр очищает воду от веществ, которые в ней не растворились.

- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу

регулятивные УУД)

- Учить планированию учебного сотрудничества со  сверстниками в группе

(коммуникативные УУД)

-Работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, памятка) (работа с притчей)        

- Учить  извлечению необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

(познавательные УУД)

- Учить умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

(коммуникативные УУД)

- Учить анализировать и оценивать тексты учебника

(личностные УУД и

познавательные УУД)

7.Индивидуальная работа с учебником

В  начале  урока  мы  посмотрели  фрагмент,  о  том,  как  наши  водоёмы

загрязняются предприятиями. Но  в настоящее  время на современных промышленных предприятиях существует система очистки воды, поэтому в реку она поступает очищенная от вредных примесей. А сейчас мы с вами узнаем, как очищают воду, которая

течёт у нас из крана через водопровод. Итак, работа с учебником на с. 100.

- Где берут воду для городского водопровода?

-Что может содержаться в воде из водохранилищ?

- Как и чем очищают воду, избавляются от них?

- Что для этого строят?

Какую работу выполняют очистные сооружения?

- Зачем в воду добавляют газ хлор?

- Потом эта вода попадает в кран по трубам домов. Но и дома вода не достаточно чистая, так как трубы ржавеют и их много лет не меняют. Для более глубокой очистки мы дома можем что сделать?

Просмотр видеоролика «Зачем воду нужно беречь?»

Индивидуальная работа с учебником и фронтальная беседа

- Дети читают текст и выделяют основное, опираясь на вопросы учителя.

  1. Берут в водохранилищвах.
  2. Устанавливают фильтры
  3. Строят очистные сооружения.
  4. Добавляют  хлор и происходит хлорирование воды от бактерий.

- Кипятим, очищаем бытовыми фильтрами

- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)

 - Учить осмысленному чтению, - Выбирать и анализировать информацию из текста; умение определять цель её создания (познавательные УУД)

-выстраивать логическую цепочку с опорой на источник текста.

(познавательные УУД)

- Учить умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

(коммуникативные УУД)

8.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового мы узнали на уроке?

 

- Чему вы научились на уроке?

-Что у вас вызвало затруднения?

- А сейчас своё впечатление об уроке вы нарисуете в капельке воды.

- Покажите ваши капельки.

- По группам повесьте на доске.

- Ну, что ж, я вижу, что многим из вас урок понравился.

Отвечают на вопросы учителя

- Учить умению оценивать свои поступки

(личностные)

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

9.Домашнее задание

Творческое задание. Нарисуйте запрещающие знаки  по охране  воды. Для самых любознательных подготовить сообщение о природной очистке воды, используя дополнительные источники.

Записывают домашнее задание, убирают свои рабочие места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"

Включает конспект урока и презентацию, которая используется на  уроке окружающего мира во  2 классе при изучении нового материала....

Методический паспорт учебного проекта по теме "Вода, источники, свойства"

В материале подробно описана подготовительная и практическая работа учителя по проведению проектной экспериментальной деятельности с учащимися на уроке окружающего мира во 2 классе.  В приложения...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ТЕМЕ "ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ".

Презентация знакомит с тремя состояниями воды, встречающимися в природе, а также со свойствами воды:  конденсацией, испарением, таянием, замерзанием....

Методическая разработка Вода - удивительное вещество

Данная методичесая разработка позволяет обобщить знания учащихся о свойствах воды и подвсти итоги исследовательской деятельности по теме "Вода - удивительное вещество"...

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического урока "Вода России. Лаборатория чистой воды"

Всероссийский образовательный проект «Вода России. Лаборатория чистой воды» реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при...