Как зимой помочь птицам
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Планируемые результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности
Предметные результаты:
- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- правильно подбирать корм для птиц;
- уметь изготовить простейшую кормушку;
- знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zimoy_pomoch_ptitsam.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор убника: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г.
Раздел: «Как, откуда и куда»
Тема урока: Как зимой помочь птицам.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Цели деятельности учителя: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Планируемые результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности
Предметные результаты:
- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- правильно подбирать корм для птиц;
- уметь изготовить простейшую кормушку;
- знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; проектный, фронтальная и индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: Оборудование:
1) видеоролик «Зимующие птицы»
2) учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Плешаков
3) инструкция по технике безопасности при работе с ножницами
4) карточки для работы в группе и в парах
7) картинки «Зимующие птицы»
8) пустые коробки из-под молока
9) ножницы, нитки, линейка, цветные карандаши (зеленый и красный)
10) различные виды кормушек
11)музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Декабрь»
12)проектор, ноутбук
Ход урока
- Орг. Момент
- Давайте вспомним некоторые правила вежливости и поведения на уроке.
Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.
- На уроке будь старательным
- Будь спокойным и… внимательным.
- Все пиши, не отставая,
- Слушай, не… перебивая.
- Говорите четко, внятно,
- Чтобы было все… понятно.
- Если друг стал отвечать,
- Не спеши… перебивать.
- Если хочешь отвечать-
- Надо… руку поднимать.
- Актуализация знаний и постановка проблемы
- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. /П.И. Чайковский «Декабрь»/
Ночью в полях,
под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Снится мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин
- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.
- О каком времени года пишет в стихотворении И.Бунин?
- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?
- Какие изменения произошли в неживой природе?
- Какие изменения произошли в живой природе?
- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из вас может назвать их?
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
- Какую пользу приносят птицы?
- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке
- Я предлагаю посмотреть видеоролик о зимующих птицах/Видеоролик/
III. Работа по теме урока
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Прочитаем главный вопрос, на который нам предстоит ответить.
- Что мы должны для этого узнать?
(карточки)
1. Зимующие птицы нашего края.
2.Какие бывают кормушки.
3. Корм для птиц.
1.Игровая ситуация.
- Ребята, о какой птице говорят эти строки?
Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра.
А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…./сорока/
- Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот и решили зимующие птицы собраться на кормушке./ Рисунок кормушки на доске/
- Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь.
- А сейчас каждый из вас попробует себя в роли исследователя.
2.Работа в паре «Зимующие птицы»
Я буду загадывать вам загадки, а вы смотрите в учебник стр.74. Прочитайте названия птиц и подготовьтесь рассказать о каждой, по каким характерным признакам их можно различать.
1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
2.Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр! (ворона)
3.Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока)
4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
5.В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ... (Дятел)
6.Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (клестом)
7.Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
/После каждой загадки включается звукозапись с голосом птицы/
- Как можно назвать этих птиц, одним словом?
- Для того чтобы узнать больше о каждой птице мы можем обратиться с вами к атласу – определителю «От земли до неба» А. Плешакова.
/Учитель показывает атлас – определитель «От земли до неба» А.Плешакова/
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу.
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.
.
3. Какие бывают кормушки.
- Как же помочь птицам пережить трудное время года?
- А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая)
- А из чего можно сделать кормушку?
- Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов в учебнике стр. 74.
- Какая кормушка вам понравилась больше всего? Какая кормушка не понравилась?
- Почему? (Понравившаяся кормушка вывешивается на доску)
4.Работа в паре
Игра «Узнай птицу». (Каждая пара детей получает картинки птиц: свиристель, ласточка, воробей, журавль, синица, снегирь, поползень, соловей, сорока, дятел, аист, дрозд, щегол, ворона)
- Посмотрите, какая у вас есть птицы .Вам нужно разделить их на две группы: перелетные птицы и зимующие птицы.
- Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку.
- Какие птицы прилетели на нашу кормушку?
- А сейчас мы немножко отдохнем.
Физминутка «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на местах)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети ходят по группе махая крыльями. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
VI.Практическая работа.
1.Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
Беседа:
Очень много птиц зимой умирает от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало
- Как вы думаете, ребята, что для птиц зимой страшнее – голод или холод? Докажите свой ответ.
Вывод: Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены для жизни в суровых условиях. И все же птиц нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада и сильного мороза. Из десяти синиц зимой выживают только две. Поэтому мы должны помочь им пережить зиму.
- А как мы можем это сделать?
- Прослушайте стихотворение.
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку, в ее конуре,
Такой же морозище, как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда,
Им будет легко пережить холода.
- А как мы можем помочь птицам? Послушайте загадку.
Здесь и гам и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, это что? (Кормушка)
1) Вводная беседа.
- Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат. Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74).
- Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени.
И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).
2) Повторение инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.
3) Анализ предстоящей работы.
- Рассмотрите образец кормушки.
- Из каких частей состоит кормушка.
- Из каких материалов сделана кормушка.
4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.
- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет.
2. Работа по учебнику:
- Прочитайте текст, чтобы хорошо запомнить какой корм подходит для птиц.
Работа в группах по карточкам
Найдите на листе, то чем можно подкармливать птиц. Обведите это зеленым карандашом. А то, чем нельзя, обведите синим карандашом.
Составление меню для птиц:
Я хочу, чтобы вы послушали и запомнили правила подкормки птиц.
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
- Мне очень понравилось это стихотворение – призыв.
Ребята, а что мы можем сделать, чтобы все откликнулись и помогли зимой птицам?
Давайте напишем листовку. Ведь она у нас практически готова, у нас уже есть рисунок кормушки и птички на ней. Какие слова здесь нужно написать?
- Я предлагаю вам оформить листовку.
/Практическая работа
из ваты дети делают снег, подписывают /
- Где мы ее повесим?
/Листовка – призыв вывешивается на школьной доске объявлений/
V. Обобщение полученных знаний
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Игра "Крестики-нолики"./ Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный/
1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
- Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
VI. Рефлексия
Высказывают свое мнение об услышанном на уроке, оценивают новые полученные знания, закончив предложения.
Предлагает детям рассказать о своих впечатлениях от работы на уроке.
Мне было интересно…
Теперь я знаю, что…..
Было трудно…
Я понял, что…
Я буду….
- Продолжите любое из этих предложений.
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.
- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
Домашнее задание
Повесить кормушки и следить за ними, для ребят в школе повесить листовку с призывом.
Напоминать, что за кормушками нужно ухаживать и чтобы другие ребята не забывали помогать птицам зимой, повесить призыв в школе, который они составили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"
Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...
Как зимой помочь птицам?
Яркая презентация с фотографиями и материалом о зимующих птицах вызывает познавательный интерес у детей. Материал можно использовать для оформления уголка природы....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"
На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...
Как зимой помочь птицам?
Конспект урока по Окружающему миру.Тема: Как зимой помочь птицам?...
Как зимой помочь птицам?
Презентация к уроку...
Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"
Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...
Урок-проект "Как зимой помочь птицам?"
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе «КАК зимой помочь птицам?». УМК "Школа России"...