Урок-проект "Как зимой помочь птицам?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Крылова Ирина Константиновна

Урок-проект по окружающему миру  в 1 классе

 «КАК зимой помочь птицам?». УМК "Школа России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_1_klass.pptx2.83 МБ
Файл urok-proekt.docx648 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 1 классе Крылова И.К. учитель начальных классов МБОУ « Староильдеряковсая средняя школа» Аксубаевский район РТ

Слайд 2

Игра « Третий лишний?»

Слайд 3

ЗИМА

Слайд 4

Тема урока: Как зимой помочь птицам

Слайд 5

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Слайд 6

6 синица

Слайд 7

По дереву — вниз головой! — Бежит в одежде голубой…

Слайд 8

поползень

Слайд 9

Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут!

Слайд 10

18.10.2013 10 снегирь http://www.deti-66.ru/

Слайд 11

Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив, Суетлив, Чив-чив !

Слайд 12

воробей

Слайд 13

Засвистели: “ Свири- свир ! ” На рябину налетели Дружной стаей …

Слайд 14

свиристель

Слайд 15

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД? А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ?

Слайд 16

ЗИМУЮТ У НАС ПРИЛЕТАЮТ К НАМ

Слайд 17

А сейчас познакомимся ещё с одной птицей…

Слайд 19

рябина

Слайд 20

калина

Слайд 21

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Слайд 22

Сами сделаем кормушку

Слайд 23

Чем же можно подкармливать птиц?

Слайд 24

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Слайд 25

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи .

Слайд 26

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить .

Слайд 27

А что нельзя класть в кормушку ?

Слайд 30

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет- их счесть Видеть тяжело. А ведь в вашем сердце есть И для них тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Вам встречать весну.

Слайд 31

Подведём итоги Я буду … Теперь я знаю, что … Я понял, что …

Слайд 33

http://all-pages.com/img/repphotos2/repphoto_3653_7829.jpg http://www.floranimal.ru/gallery/big/1351.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/39/ankudrya.2/0_169cb_a2a267e5_XL http://kemclub.ru/best/3440680.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/astra-alaya.27/0_1caa0_4a14dd22_XL http://forum.materinstvo.ru/uploads/1206285201/post-38074-1206357220_thumb.jpg http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/153/153947.jpg http://www.rukodelie.com.ua/images/b/4261.jpg http://as.baikal.tv/news/nimg/2005_01_26/big/R%20-%20Kormushki1701.jpg http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp101/rabot/22/images/kopm_2.jpg http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/Img/drozdb.jpg http://gorod.dp.ua/photo/userfoto/2007/11/12/795.jpg



Предварительный просмотр:

МБОУ «Староильдеряковская СШ»,  Крылова Ирина Константиновна- учитель начальных классов, II категории

Урок-проект

 « КАК зимой помочь птицам?»

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;
  •  раскрыть важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;
  • научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.  

Развивающие:

  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;

Воспитательные: 

  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Экологическое и нравственное воспитание;
  • Пополнять словарный запас детей.

Оборудование: презентация « Как зимой помочь птицам?», учебник « Мир вокруг нас», 1 класс, автор Плешаков; у учащихся — цветные фишки,  учебник  и рабочая тетрадь к учебнику.

Методы: 

  • Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
  • Наглядный (показ слайдов).

Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц .
  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания  и охраны птиц, живущих  в данной местности.  
  • Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
  • Итогом данной работы -   стенгазета «Птицы – наши друзья»  и кормушка.

Ход урока

I.     Организационный момент.

Приветствие, определение готовности уч- ся к уроку. Настрой на урок.

Прозвенел веселый  звонок,
Начинается урок.

 - Сегодня      к нам на урок пришли  помощники  Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 1 (Приложение  1) 

 II.   Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

У: - Муравей Вопросик  просит тебе помочь решить вот такое  задание.

Игра « Третий лишний».

Слайд 2 

У: -Кого убрали и почему?

У: -Какую  пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд  3.

 ( Трудно зимой, т.к. не хватает  пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.  9 синиц погибают. Вам их жалко?

У: -  Значит о чем  сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего  урока: «Как зимой помочь птицам?»   Слайд 4.

У: -   Каких птиц  мы видели во время прогулки, и где видели? Что делали птицы  ?

III.  Работа по новой теме.

  1. Подробное  знакомство с   птицами.

У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать  загадки.

Слайд 5-6

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
      (Синица)

У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице. (Приложение  2)

Слайд  7-8

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      
(Поползень)

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали птицу у нас.

 Рассказ учителя об этой птице.

    Слайд 9-10        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь)

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Слайд  11-12

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
      (Воробей)
У: - Почему воробей имеет такое название?

Рассказ учителя об этой птице.

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали   у нас.

Слайды 13-14

Засвистели : «Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

(Свиристели)

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее  у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Физкультминуткa

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

    У:- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму ?

Слайд 15.

У:- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.

2. Знакомство с новой птицей.

Слайд 18 .

У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто  это? (Дрозд). Слайд 17

Рассказ учителя об этой птице.

-  У птиц зимой есть  природные столовые.   Это рябина и калина.  Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

У:-Голодно птицам зимой.  Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.   А помочь им может каждый.  Как им помочь?

Дети рассматривают кормушки .  Слайд 20 

4.  Практическая работа 

У:- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.

 Изготовление кормушки из  майонезного ведра (из-под майонеза ). Слайд 21.

У:- Кормушка готова.   Кто из вас хочет покормить птиц?  Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?  

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

5. Составление  «Меню для птичьей столовой» 

 У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 23-28

У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае .

6.  Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

У: -Часть кормушек дети можете  взять домой, чтобы разместить их в своем дворе.  Важно следить за тем, чтобы вы  регулярно подкармливали птиц.

 IV. Итог урока .

 У:- Как помочь птицам зимой? У: - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

У:- Продолжите любое из этих предложений.  Слайд 29

-  Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

 

  Приложение 2

Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных  гостей. Отсюда и название – воробей.

 

Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина  снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.

  Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.  С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

                                           

Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.

Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название.  Гнездится в лиственных, хвойных   лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.  Поползень- шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали «ямщиками»

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Как зимой помочь птицам?

Яркая презентация с фотографиями и материалом о зимующих птицах вызывает познавательный интерес у детей. Материал можно использовать для оформления уголка природы....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Как зимой помочь птицам?

Конспект урока по Окружающему миру.Тема:  Как зимой помочь птицам?...

Как зимой помочь птицам?

Презентация к уроку...

Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....