Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Столицына Наталья Владимировна

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие облаков". Формирует представление об облаках, как явлении, наблюдаемом на дневном небе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Столицына Наталья Владимировна

Класс:2

УМК: Гармония

Предмет: окружающий мир

Тема: Разнообразие облаков

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме, изучение нового материала

Цель: формировать представление об облаках как явлении, наблюдаемом на дневном небе, о разнообразии облаков

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Наблюдать природные объекты, явления и характеризовать их.

Приводить примеры природных тел и явлений.

Наблюдать дневное небо, разные виды и формы облаков.

Различать облака кучевые, перистые, слоистые.

Облако и туман: признаки сходства и различия.

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;

- ставить учебную задачу с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную цель деятельности на уроке;

- формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;

- осуществлять оценку своих действий.

           

- понимать информацию, представленную в вербальной, схематической, модельной формах;

- соотносить текстовую, иллюстративную и графическую информацию;

- применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. – перерабатывать полученную информацию.

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

- формировать умение работать в паре.

- положительное отношение к процессу учения, приобретению знаний и умений;

- стремление преодолевать возникающие затруднения.

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена в рамках достижения планируемых результатов урока

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности  учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность

Фронтальная

Мотивирует обучающихся.

Приём «Ладошка к ладошке»

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку. Положительный настрой на предстоящую работу

Наблюдение

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Повторить  изученные способы действий, необходимые для построения нового знания, их обобщение и фиксация затруднений

Фронтальная

- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что учёные называют природными телами?

- Что учёные называют природным явлением?

Отвечают на вопросы.

Классифицируют природные тела и природные явления.

Повторение материала предыдущего урока

Опрос

3.

Постановка учебной задачи

Формулирование

познавательной задачи урока

Фронтальная

Парная

- Отгадайте загадку:

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

- Откройте учебник на стр. 96.

- Обсудите в паре вопросы и предположите чем мы займёмся сегодня на уроке.

(Учитель корректирует ответы детей, обобщает и проговаривает познавательную задачу урока).

- Сегодня мы с вами будем учёными. Чем занимаются учёные?

- Учёные часто делают свои открытия, наблюдая за тем, что происходит вокруг.

 - Как вы думаете, что мы будем исследовать?

Отгадывают загадку

Читают материал учебника, обсуждают вопросы в паре.

Предлагают свои варианты.

Слушают учителя.

Выдвигают свои предположения

Высказывают своё мнение

Формулируют познавательную задачу

4.

Выявление места и причины затруднения.

Выявить причину затруднения

Фронтальная

- Облако – это тело или явление природы?

- Где можно найти ответ на этот вопрос?

Ведут диалог, соблюдая правила речевого поведения. Выявляют причину затруднения

Определяют причину затруднения

Беседа.

5

Построение проекта выхода из затруднения.

Построение плана выхода Постановка цели, формулирование темы урока, построение плана достижения цели

Фронтальная

Парная

- Как же происходит рождение облака?

Ответить на этот вопрос нам поможет загадка:

Невидимым паром поднялось.

Белым по небу понеслось.

- Что поднимается паром наверх?

(Слайд 2)

- Облака образуются примерно так же, как вода в кипящем чайнике.

- Посмотрим на обычное явление глазами учёных.

(Просмотр опыта «Испарение воды из чайника»)

- Почему облако нельзя назвать паром?

- Воду в чайнике нагревает огонь. А в природе?

- Солнце является главным создателем облаков, оно нагревает и испаряет воду.

Хотите заглянуть внутрь облака?

Высказывают свои предположения.

В учебнике. Читают текст.

Совместно с учителем делают вывод. Отгадывают загадку

Смотрят опыт, делают вывод.

Ответы детей.

Беседа

6

Физкультминутка

Снять мышечное напряжение

Фронтальная

Тогда занимаем места в самолёте.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Гимнастика для глаз.

Закройте глаза. Наш самолёт плавно поднимается. Какая красота! Смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Мы попали в грозовую тучу. Потоки воздуха создают сильную тряску. Круговые движения глазами в одну сторону, в другую.

Поднялись высоко над облаками. Здесь воздух тих и прозрачен.

Фотографируем

Выполняют движения.

Улучшение физического и эмоционального состояния

Наблюдение

7

Реализация построенного проекта

Обсуждение различных, предложенных детьми, вариантов, выбор оптимального варианта

Фронтальная,

парная

Заглянем в грозовую тучку.

- Из чего она состоит?

 - Почему она плачет?

- А всегда ли в облаке находится только вода?

Поднимаемся выше, где ещё холоднее и заглянем в снежное облако. Снежинки – прекраснейшее творение природы. Не бывает двух одинаковых. Рассмотрите фотографии снежинок.

-Из чего они состоят?

Один учёный хорошо, а два лучше.

Работайте в парах.

В снежном облаке образуются не водяные капли, а кристаллы льда, которые соединяются в снежинки и падают на землю.

- А что ещё выпадает из облаков?

Во дворе переполох,

 с неба сыплется горох...

- Рассмотрите градину.  

(Слайд)

Вы сфотографировали её, когда мы попали в грозовую тучу.

- Как учёные называют одним словом дождь, снег, град?

(Слайд)

Облака настолько разнообразны, что ни одна система классификации не способна их описать. Тем не менее английский учёный любитель предложил систему до сих пор считающуюся непревзойдённой. Он выделил 3 основных вида облаков.

Послушайте сказку и назовите эти виды.

(Одновременно с чтением сказки на слайдах появляются кучевые, перистые, слоистые облака)

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя. Рассматривают картинки.

Рассматривают фотографию.

Работают в парах.

Делают выводы.

Высказывают свои предположения.

Отгадывают загадку.

Делают выводы.

Делают обобщение.

Слушают учителя

Слушают сказку и называют виды облаков.

Соотносят услышанный текст с зрительными образами.

Основания для классификации облаков

8

Первичное закрепление

Выполнение заданий на закрепление новых знаний

Фронтальная

Парная

-Что такое облако?

- А что у облака внутри?

- Какие виды облаков  описаны в сказке?

- Откройте тетради на печатной основе стр. 34.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания 9, 10 в ТПО в парах

Классификация облаков

Взаимоконтроль

9

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение заданий нового типа и самопроверка  по эталону

Индивидуальная

- Тестовая тетрадь. Задание 4

- Проверить правильность выполнения задания по учебнику на стр. 96

Подписывают виды облаков

Проверяют по учебнику.

Умение выполнять задание с применением нового знания

Самостоятельная работа

10

Включение в систему знаний

Выявляют границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Фронтальная

- Как вы думаете, для чего облака собираются в небе?

- В чём их польза?

В природе облака имеют весьма важную роль. Именно они являются для почвы основным источником влаги, служат надёжной защитой в зимний период от переохлаждения, летом защищают от палящих лучей солнца.

- А вам когда-нибудь приходилось проходить через облако? Или трогать его руками?

- Я открою вам секрет, что каждый из вас общался с его родным братом. Что это за братец вы узнаете, отгадав загадку:

Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног он и без рук.

- Что такое туман?

(Слайд) Прочитайте в учебнике на стр. 97.

Высказывают предположения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Читают материал учебника.

Делают вывод.

Применение нового способа действий в новых условиях

Опрос

11

Домашнее задание

Организация выполнения домашнего задания

Фронтальная

(Даёт инструктаж по выполнению дифференциро- ванного дом. зад.)

1 уровень:

р.т.: стр. 35, № 11, 12

2 уровень: понаблюдать и нарисовать облака причудливой формы;

3 уровень: найти народные приметы об облаках, предвещающие смену погоды.

Выбирают домашнее задание согласно своим возможностям

Дифференциро ванное  домашнее задание

Беседа

12

Рефлексия

учебной деятельности на уроке.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

Фронтальная

Какую учебную задачу мы поставили в начале урока? Удалось нам решить эту задачу?

Оцените свою работу на уроке

Перед вами на партах 3 вида облаков. Передайте своё настроение с помощью облачка:

- перистое облако, если было легко и интересно;

- кучевое облако,

 если было не очень интересно и возникали трудности;

- слоистое облако,

если было трудно и неинтересно.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Выбирают облачко, соответствующее их настроению.

Самооценка своей деятельности

Беседа.

Оценочная  методика «Настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...