Организационный момент. |
-Сегодня на урок к нам снова пришли Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они рады встрече с вами. |
- Актуализация знаний.
|
-Мудрая Черепаха принесла на урок задания. |
- Отгадайте загадку. |
Из какого ковша не пьют, не едят, |
А только на него глядят? |
|
|
-Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Покажите карточку с нужной цифрой. |
|
|
|
|
|
|
-Молодцы! Что вы запомнили об этом созвездии? |
- Послушайте еще загадки от Мудрой Черепахи. |
Рассыпалось ночью зерно, |
Глянули утром- нет ничего. |
|
В голубой станице |
Девица круглолица. |
Ночью ей не спится- |
В зеркальце глядится. |
|
Без него плачемся, |
А как оно появится - |
От него прячемся. |
|
-Что объединяет все отгадки?
|
- Мотивация учебной деятельности.
|
- На прошлом уроке вместе с Муравьем и с Черепахой узнали о том, что у нас над головой. Сегодня Муравей Вопросик задаёт нам новый вопрос. |
(Слайд 1) |
|
|
-Сегодня на уроке мы научимся сортировать камешки по группам, узнаем, какие бывают камни. |
|
4. Работа по теме урока. |
- Сейчас вы будете работать в паре. |
-Рассмотрите камни в ваших коллекциях.
|
-Одинаковые у вас камешки, или они отличаются друг от друга? |
-Молодцы! (Слайд 2) |
|
|
-Как можно распределить камешки на группы, в соответствии с их размером? |
|
|
-У вас на партах лежат три полоски. На каждую полоску вы должны будете положить по 2 камешка. |
- На синюю полоску положите камешки разных размеров. |
|
-Какого цвета собранные вами камешки? |
|
-На зелёную полоску положите два камешка разного цвета. |
|
- Какой формы бывают камешки? |
- На красную полоску положите два камешка разной формы. |
|
- Как мы разложили камешки? |
|
- Физкультминутка.
|
|
- Практическая работа – знакомство с кремнием, гранитом, известняком.
|
|
- Вспомните, что вы видели во время прогулки под ногами? |
-Правильно. Уже первобытные люди использовали их. Как?
|
- Однажды древний человек нашёл два одинаковых камня и стал стучать ими друг о друга. Что он заметил?
|
|
-Правильно. Камень, из которого можно высекать искры, называется кремень. (Слайд 3) |
|
|
|
|
|
- В атласе-определителе можно найти информацию о кремне. (Учитель показывает атлас и зачитывает информацию о кремне на с .9) |
|
- У вас на партах лежат два образца горных пород. |
-Первая горная порода - гранит. (Слайд 5) |
|
|
-- Найдите и рассмотрите образец гранита. ( Дети работают в парах) |
-Гранит переводится как –зернистый. Почему его так назвали? Давайте рассмотрим образец. Что видите? |
-В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда.(Слайд 6) |
|
|
-Мелкие зерна похожие на стекло- это кварц.( Слайд 7) |
|
|
|
-Розовая или серая часть- полевой шпат. (Слайд 8) |
|
|
- Цвет гранита зависит от шпата- серый или красный. |
|
- Назовите составные части гранита. |
|
- Молодцы. |
|
- Как думаете, где люди применяют гранит? |
|
-Правильно. А почему? |
. |
-Правильно. (Слайд 9) |
|
-С древних времён гранит считался символом могущества. Гранитом отделывали мосты, тротуары, набережные. |
|
-Следующая горная порода –известняк |
-Рассмотрите образец. Какого он цвета? |
|
-Возьмите образец в руки и подержите. Что вы заметили? |
-С давних пор люди использовали этот камень. Существует выражение «Москва белокаменная».Многие здания в старой Москве были построены из известняка..(Слайд 10) |
|
|
|
|
|
- Известняк состоит из раковин морских животных. В школе мы каждый день пользуемся одной разновидностью известняка. Как думаете, что это? |
|
-Правильно. Что помогло догадаться? |
|
-Видоизмененный известняк – это мрамор. (Слайд 11) |
|
|
|
|
|
|
- Из чего состоит известняк? |
|
|
7. Работа с учебником. |
-Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите рисунки и обсудите в паре , что изображено на них. |
- Послушайте информацию, определите к какой картинке она относится. Покажите карточкой номер рисунка. |
|
- Гранит очень прочен и его часто используют в строительстве. |
|
- Из кремня можно высекать искры. |
|
-Известняк состоит из раковин морских животных. |
|
8. Физкультминутка |
Если я называю предмет, который может находиться у нас над головой, то вы хлопаете в ладоши над головой, если этот предмет находится под ногами, то вы приседаете. |
|
- Солнце, луна, гранит, песок, звезды, камешки, созвездия ….. |
|
9. Работа в тетради. |
- Откройте тетради на с. 11.,приготовьте конверты с картинками.( Картинки из Приложения вырезаны заранее дома) |
-Что видите на картинках? |
|
-Прочитайте в задании 2 названия камней. |
|
-Наклейте картинки к соответствующим записям. |
|
-Проверьте себя.
|
- Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них камни, с которыми познакомились сегодня на уроке? |
|
|
|
- Рефлексия учебной деятельности.
|
|
- Мудрая Черепаха просит ответить на ее вопросы.. У каждого на парте лежат полоски с кружками. Приготовьте красный, синий, зелёный карандаши. Если вы согласны с утверждением, закрашиваете кружок зелёным цветом, если не согласны- красным. Если не знаете ответ на вопрос, то закрашиваете кружок синим цветом. |
( На доске –таблица) |
|
Да- O |
|
|
Нет- O |
|
|
Не знаю - O |
|
|
- Закрашиваем кружки по порядку слева направо. |
1. Из известняка можно высекать искры. |
2. Гранит прочный и его используют в строительстве. |
3. Известняк состоит из раковин морских животных. |
4. По цвету известняк темнее, чем гранит. |
5. Эта горная порода гранит ( показ гранита) |
|
- Проверьте себя. ( Слайд) |
|
|
|
|
|
- Встаньте те, у кого все правильно. |
-Молодцы! |
|
10.Итог урока. |
-Как мы можем ответить на вопрос Муравья Вопросика « Что у нас под ногами?» |
- С какими горными породами познакомились? |
|
- Спасибо за работу. Наши друзья довольны вашей работой и ждут следующей встречи. |
|