Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока: «По морским просторам»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развитие умение работать с картой, с дополнительной литературой.
Задачи урока
Дидактические:
- Знать моря России и их местоположение;
- Формировать характеристику морей;
- Научить различать озёра и моря по существенному признаку; показывать моря на карте, прослеживать на карте связь морей с океанами, их географическое положение, климат, размеры.
Развивающие:
- Развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение;
- Развитие самостоятельности, инициативы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к данному предмету;
- Воспитывать ответственное отношение к учению.
Оборудование: учебник по окружающему миру УМК «Перспектива», авторы: А. А. Плешаков и др. 4 класс, рабочая тетрадь по окружающему миру УМК «Перспектива», авторы: А. А. Плешаков и др., презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 9.11.2021 г. Школа: № 104 Класс: 4 «м/х» Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 211 | Студент: Усцелёмова Мария Борисовна Группа: 41 Учитель: Балдина Вера Александровна Руководитель практики: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока: «По морским просторам»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развитие умение работать с картой, с дополнительной литературой.
Задачи урока
Дидактические:
- Знать моря России и их местоположение;
- Формировать характеристику морей;
- Научить различать озёра и моря по существенному признаку; показывать моря на карте, прослеживать на карте связь морей с океанами, их географическое положение, климат, размеры.
Развивающие:
- Развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение;
- Развитие самостоятельности, инициативы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к данному предмету;
- Воспитывать ответственное отношение к учению.
Оборудование: учебник по окружающему миру УМК «Перспектива», авторы: А. А. Плешаков и др. 4 класс, рабочая тетрадь по окружающему миру УМК «Перспектива», авторы: А. А. Плешаков и др., презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный (монолог учителя); психологический настрой. | 1. Приветствует класс. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Мария Борисовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 3 мин | и Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий | Ф Тестирование | 1.Актуализирует знания учащихся. 2.Побуждает к высказыванию своего мнения. 1 вариант 3.Самое большое озеро России – Ладожское. (-) 4.Озеро Селигер находится в азиатской части России. (-) 5.Музей-заповедник Кижи находится на Байкале.(-) 2 вариант 1. Ладожское и Онежское озера соединяются рекой Свирь. (+) 2.В годы ВОВ Ладожское озеро называли Дорогой жизни. (+) 3.Телецкое озеро расположено в горах Алтая.(+) 4.Озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(+) 5.Самое глубокое озеро мира – Селигер.(-) - Закончили. Теперь самопроверка, на слайде вы видите ответы. Где неверно, ставите восклицательный знак. Критерии оценивания: 2- 3 восклицательных знака – 4 4 – 5 восклицательных знака – 3 - Кому не удалось выполнить задание на хорошо и отлично не расстраивайтесь, вам нужно улучшить свои знания, чтобы в следующий раз у вас всё получилось. |
Выполняют тест Самопроверка | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный | 1.Подводит к постановке темы урока и цели урока. - Сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из произведения В. Катаева «Белеет парус одинокий». Вы сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте внимательно. Постарайтесь представить то, о чём я буду говорить . «Сколько бы не смотреть на него – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах, каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса». - Откройте глазки. Что вы представили себе, прослушав отрывок? - Каким бывает море? Учитель показывает слайды с изображением моря - Море бывает разным. На первой картинке мы видим море, которое «играет барашками», на второй более спокойное море, а на третьей видим волнующееся море, настоящую бурю. - При чтении встретилось слово тёмно-индиговое, как вы понимаете его? - Где мы можем боле точно узнать определение непонятного слова? (в толковом словаре) - Индиго-тёмно –синее красящее вещество, добываемое из сока тропического растения или химическим путём Цвет тёмно-индиговый, цвет индиго. - Кто отдыхал на море? Попробуйте в двух – трёх предложениях описать свои впечатления. Какое оно – море? - А пробовали ли вы морскую воду на вкус? Какая вода в море? - Скажите, а какого цвета вода в море? - От чего зависит цвет? - А каким цветом море обозначается на карте? - Давайте теперь вместе прочитаем ещё один отрывок . Чтение отрывка Россия – морская держава. Она в штормовые ветра Свой парус холщовый держала Ещё до деяний Петра. - Почему нашу страну автор стихотворения называет морской державой? - При Петре I Россия становится одной из сильных морских держав. - Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - Правильно! Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать план и задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
| Слушают отрывок - море Высказывают свои предположения. Смотрят на слайд. - в толковом словаре - бывает разное - солёное - от того, какое над ним небо. Небо отражается в море, как в зеркале. - Россию омывает много морей. - «По морским просторам». Формулируют тему и задачи урока План урока: - Что будем изучать на уроке? - Зачем нам необходимы эти знания? - Как мы будем их использовать, для чего? Как будем изучать? | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Презентация Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф | 1.Организует беседу по освоению новых знаний. - Итак, что же такое море? - Где можно более точно посмотреть определение слов? - Обратимся к словарю и узнаем толкование этого слова. Море – часть океана, большое водное пространство с горько-солёной водой. - Ребята, а чем море отличается от озера? Организует работу с учебником - А что по этому поводу написано в нашем учебнике? Откройте на стр. 70, прочитайте второй абзац и сформулируйте ответ. - Ребята, а какие океаны вы знаете? Сколько их? - Давайте же посмотрим эти океаны на карте. - А какие океаны омывают территорию России? - А сколько морей омывают территорию России? - Почему возникло затруднение? - Вот сегодня нашей важной целью урока будет узнать, сколько морей омывают нашу Россию. Сегодня нашим экскурсоводом будет карта России. Она приглашает нас в путешествие по морским просторам. - Отгадайте, какой вид транспорта мы выберем для путешествия отгадав загадку. Ходит город великан На работу в океан. - Транспорт выбран. - Давайте попробуем все сосчитать, сколько же морей омывают Россию и какие. - На слайде выведена карта России, вы можете посмотреть вблизи какие моря омывают нашу Родину. - Ребята, какие моря Северного Ледовитого океана вы нашли и как можете их охарактеризовать. - Северный Ледовитый океан Наличие льдов — самая характерная особенность этого океана. Средняя температура воздуха колеблется от —20°С до -40°С, а в летние периоды близка к 0°. Моря холодные. - Охарактеризуйте моря Тихого океана. - Тихий океан Моря Тихого океана — самые крупные и глубокие у берегов России. Наибольшими размерами и глубиной отличается Берингово море. Самое мелководное из этих морей Охотское. На этих морях постоянно дуют ветры и бывают большие туманы. - Охарактеризуйте моря Атлантического океана. - Атлантический океан Моря глубоко вдаются в материк, и их связь с океаном осуществляется через другие моря и мелководные проливы. Моря Атлантического океана теплые, здесь расположены курорты, здравницы. - Подробнее о растительном и животном мире морей вы будете изучать на последующих уроках. - Скажите пожалуйста, а моря важны в жизни человека? - Для чего же моря служат людям? | Самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания. - любое море является частью океана, а озеро с океаном не соединено - 4: Тихий океан, Атлантический, Северный Ледовитый океан, Индийский океан - 3: Северный Ледовитый, Тихий океан, Атлантический - мы пока не знаем этого Читают загадку - корабль Северного Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Тихого океана. (Охотское море, Японское море, Берингово море) Атлантического. (Балтийское море, Чёрное море, Азовское море). - Эти моря сильно вдаются в сушу. Чтобы лучше понять, как они соединяются с океаном, достаточно посмотреть на карту полушарий. Эти моря проливами соединяются с другими морями и с самим Атлантическим океаном. - да - море даёт человеку продукты питания. По морям можно перевозить людей и грузы. На морях отдыхают, лечатся. | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Метопредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания
Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация
Презентация |
Динамическая пауза | Предупреждение общего утомления и снижения работоспособности | К физкультминутка | Физминутка для глаз 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. | Повторяют за учителем | Л: отдых, активизация деятельности на уроке | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | И | 1.Предлагает выполнить задания по конкретизации первичных знаний. - Ребята, так сколько морей омывают нашу Россию? - Верно, 12! Легко запомнить количество, прямо как 12 месяцев в году. | - 12 | П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой 14 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. | И | 1.Организует самостоятельную работу. - Вы уже поняли, что моря отличаются друг от друга своим географическим положением, климатом, животным и растительным миром на побережьях, хозяйственным значением. - Сейчас вы будете работать самостоятельно, находить особенности двух морей, на примере Белого моря и Черного. - Найдите эти моря на карте. Эти различия (на примере Белого и Черного морей) запишите в таблицу, которую вы видите на слайде лежит на столе. Работать будете с помощью статьи вашего учебника на с. 72-73. - Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ. На это задание вам дается 5 минуты. Глубина не превышает 350 метров достигает 2210 метров Температура воды летом от + 6о до + 15о выше + 25о Состояние моря зимой покрывается льдом не замерзает - После выполнения задания спрошу 2 – 3 человека, затем проводится коллективная проверка. | Выполняют самостоятельную работу | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Раздаточный материал Учебник |
Включение в систему знаний, повторение 1 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Беседа | 1.Организует беседу, связывая с результатами урока. - Ребята, у меня возник такой вопрос… О чем могли бы нас просить моря, если бы умели говорить? - Решение: Строительство очистных сооружений, не бросать мусор по берегам морей. Есть в природе равновесие, Альберт Швейцер - Домашнее задание: Учебник: с.70-73, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 73 |
Проблемы: Стоки промышленных предприятий Морской транспорт Внесение минеральных удобрений на полях Мусор, оставленный отдыхающими | П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
Рефлексия деятельности 2 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф | 1.Организует анализ продуктов работы учащихся. - Итак, достигли ли мы тех целей и задач, которые мы ставили перед собой в начале урока? - Что общего у всех морей? - Чем они отличаются от озер? - Сколько морей омывают Россию? - Продолжите, пожалуйста, фразы: Сегодня на уроке я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… - Спасибо, ребята, за урок. Вы были хорошими и верными помощниками. Спасибо всем за прекрасную работу. | Анализируют свою работу. - да | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Органы чувств" 3 класс "Перспектива".
"Органы чувств"...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Российский союз равных» ( УМК Перспектива, 4 класс)
Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.Задачи урокаДидактические:Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той и...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...
Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам», 4 класс ( УМК «Перспектива»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развитие умение работать с картой, с дополнит...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Государственное устройство России" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование знаний обучающихся, об устройстве государственной власти в России и ее функциях, о главе государства.Задачи урокаДидактиче...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)
Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....