Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом. - Здравия желаю, товарищи кадеты. Меня зовут Анна Андреевна и сегодня я проведу у урок окружающего мира. Садитесь. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. | Показывают свою готовность. Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация: 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф,П Словесный: беседа. Наглядный: презентация. Практический: кроссворд | Повторение пройденного материала. - На прошлом уроке вы проходили полезные ископаемые, сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы поняли эту тему. Я предлагаю вам разгадать кроссворд в парах. Кроссворд По горизонтали: 1. Вещество летучее это с едким запахом и без цвета, из конфорки на кухне струится, чиркнешь спичкою - враз загорится. 2. Природные скопления при больших площадях залегания ископаемых. 4. Ошибся ювелир лишь раз – стекло он принял за… 6. Как называются природные скопления природных ископаемых? 7. Он полезное ископаемое, оттапливает здания, сам черного цвета. Что это? По вертикали: 3. Драгоценный металл желтого цвета. 5. Без труда не добывается в шахте … 8. Черное золото. | Разгадывают кроссворд в парах
| Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; | Учебная презентация: 2,3,4. |
|
|
| Подведение к теме урока - Ребята, посмотрите на картинки. Каким общим словом можно это все назвать? - Все верно. Сегодня мы будем говорит о растениях. Но о каких? Вспомните, как называется раздел над которым мы работаем. |
- Растения.
- Родной край – часть великой России. | К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. | Формулирование темы и целей урока. - Предположите тему сегодняшнего урока. - Какую цель мы с вами поставим?
- Посмотрите на экран, там представлен план. Прочитайте его. План 1. Узнать про растения Челябинской области. 2. Узнать про отрасли растениеводства. 3. Подвести итоги. | Формулируют тему урока. - Растения родного края. - Узнать про растения Челябинской области. Читают план. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Г Словесный: беседа.
| Работа с картой - Итак, ребята, давайте определим положение челябинской области на карте природных зон России. Кто покажет у доски? В какой прироной зоне находится наша область? - А как вы думаете, почему в разных природных зонах растут разные растения? - Какие растения в Челябинской области вы знаете? - Сейчас, я предлагаю вам узнать о растениях побольше. Вам нужно найти в тексте растения, которые есть в Челябинской области. Вы будите работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. - На доске представлен алгоритм работы. 1) прочитайте текст на карточках. 2) найдите зону, растения, которые есть в данной зоне, какие леса\степи встречаются; 3) заполните таблицу; 4) проверка. | Один ученик у доски - В лесостепной, степной и лесной (горно-лесной) зонах.
- Все зависит от природных условий.
Называют растения, которые знают - 1. Работать в группе должны все. 2. Уважай мнение других. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо
| Предметные: знать ,как работать с пластилином Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) |
|
| - Текст про лесную зону
Лесная зона занимает северо-западную часть региона, а именно район Уральских гор.Лесная зона главным образом представлена хвойными и елово-пихтовыми лесами, хотя имеются сосново-лиственичные леса, а в западной части области произрастают широколиственные леса, представленные березами, липами, осинами, кленами, вязами, ильм. Иногда встречаются дубравы. Из деревьев и кустарников, составляющих подлесок, можно перечислить иву, рябину, вишню, черемуху, малину, шиповник. В данной зоне есть ель, пихта, сосна, лиственница. В лесостепной зоне можно обнаружить и сосново-березовые леса, и сосново-лиственичные, и просто сосновые боры; а на юге преимущественно произрастают березовые рощи. Деревья — это различные виды берез и осин. В подлеске встречаются ивы, рябины, боярышник. Большое разнообразие трав – более ста видов. - Текст про степную зону
Степная зона характеризуется немалым разнообразием растительности. В бассейне и долине реки Урал находится большое количество ивняка, жимолости (кустарник), черемухи, калины, боярышника и осокоря(или по-другому тополь черный). Для степной зоны свойственны разнотравные, дерновинно-злаковые и ковыльные степи. А в долинах Урала произрастают ивняк, калина, жимолость и другие кустарники. Почва плодородная — чернозём. Эта зона характеризуются большим количеством трав, среди них: калина, жимолость, ковыль, перекати-поле, типчак, шалфей, лабазник и много других травянистых растений. - 3. Текст про лесостепную зону
Лесостепная зона находится в центре области. В лесостепной зоне можно обнаружить и сосново-березовые леса, и сосново-лиственичные, и просто сосновые боры; а на юге преимущественно произрастают березовые рощи. Деревья здесь в основном могут расти лиственные — берёзы, осины, боярышник, рябина. Характерная черта лесостепи — обилие трав разных семейств: от осоковых до луговых, такие как чабрец, ковыль, молочай. Почва в этой зоне по большей части серая лесная. | Работают в группах Название природной зоны | Какие леса\степи встречаются | Растения | Лесная зона | Хвойные и елово-пихтовые леса, сосново-лиственные леса, широколиственные леса. | Береза, липа, осина, клен, вязь, ильм, ива, рябина, вишня, черемуха, малина, шиповник, ель, пихта, сосна, лиственница. | Степная зона | Разнотравные, дерновинно-злаковые и ковыльные степи. | Ивняк, жимолость, черемуха, калина, боярышник, осокорь, перекати-поле, типчак, шалфей, лабазник. | Лесостепная зона | Сосново-березовые леса, сосново-лиственные леса, сосновые боры, березовые рощи. | Береза, осина, боярышник, рябина, чабрец, ковыль, молочай |
| Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль | Учебная презентация |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Ф | Учитель проводит динамическую паузу | Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем. | К: умение слушать и понимать партнера, согласовано выполнять совместную деятельность | Видео |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф | Красная книга - В красную книгу Челябинской области занесены 230 видов растений. Редчайшие растения: ирис сизоватый, скрученник приятный, липарис Лёзеля, пион уклоняющийся, жирянка обыкновенная, камнеломка болотная. | Слушают | Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, П Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация Практический: упражнения | Растеневодство - Вспомните основные отрасли растеневодства. Откройте учебник на стр.137.
- Давайте разберем, что представляет собой каждая отрасль кратко. Вам нужно соединить термин с его определением. Работаете в парах.
| Отвечают на вопросы - Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, виноградарство, луговодство и лесоводство. -Полеводство — выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры — картофель, лен, подсолнечник. - Овощеводство — выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др. - Плодоводство — выращивание плодово-ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др. - Цветоводство — выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов и др. | Предметные: знать последовательность лепки чашки и тарелки. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
|
|
|
- Время вышло, давайте проверять. - Как вы думаете, какие отрасли растеневодства присутствуют у нас в области? | - Виноградарство – разведение винограда. - Луговодство - обработка лугов, уход за лугами как отрасль сельского хозяйства. - Лесоводство - область хозяйственной деятельности, занимающаяся выращиванием, защитой и использованием лесных ресурсов.
- Все, кроме виноградарства. |
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И,Ф Практический: выполнение упражнения | Проведение самостоятельной работы - Сейчас проведем небольшую самостоятельную работу. Затем будет взаимопроверка. 1 Вариант - Челябинская область делится на:
а) 1 природную зону; б) 2 природные зоны; с) 3 природные зоны.
- В красную книгу Челябинской области входит:
а) Ирис сизоватый; б) Тополь черный; с) Береза.
3. В степной зоне встречаются: а) разнотравные степи; б) широколиственные леса; в) березовые рощи.
| Решают самостоятельную работу
| Предметные: знать последовательность лепки посуды. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
|
|
| 4. _______ - выращивание полевых культур. а) Луговодство б) Цветоводство в) Полеводство
5. Какие растения относятся к овощеводству: а) Томаты, огурцы; б) Боярышник, жимолость; в) Овес, кукуруза.
2 Вариант - Челябинская область делится на:
а) Степную, лесостепную, горно-лесную; б) Лесостепную, степную; с) Тайга, тундра.
- В красную книгу Челябинской области входит:
а) Жимолость; б) Камнеломка; с) Ковыль. - В лесостепной зоне встречаются:
а) Ковыльные степи; б) Березовые рощи; в) Разнотравные степи. - _______ - выращивание цветочных культур.
а) Луговодство б) Цветоводство в) Полеводство - Какие растения относятся к полеводству:
а) Овес, рожь; б) Розы, гвоздики; с) Яблоки, персики.
|
|
|
|
|
|
| - Время вышло. Обменяйтесь работами и проверьте друг друга. Поставьте оценку в соответствии с критериями. Критерии 0 ош.- «5» 1 ош. – «4» 2 ош. – «3» 3 и > ош. – «2» | Взаимопроверка 1 вариант 1-с 2-а 3-а 4-в 5-а
2 вариант 1-а 2-б 3-б 4-б 5-а |
|
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | Работа по рабочей тетради. - Откройте рабочую тетрадь на стр.43 №67. Вам нужно заполнить таблицу, только колонку «растения». Пользуйтесь учебником на стр.137. - Время вышло, давайте проверять. | Работают самостоятельно
Растения | Животные | Условныеобозначения групп животных | Пшеница |
|
| Рожь |
|
| Овес |
|
| Кукуруза |
|
| Ячмень |
|
| Гречиха |
|
| Просо |
|
| Капуста |
|
| Морковь |
|
| Лук |
|
| Огурцы |
|
| Чеснок |
|
| Яблоня |
|
| Груша |
|
| Слива |
|
| Вишня |
|
| Смородина |
|
| Малина |
|
| Крыжовник |
|
| Земляника |
|
| Абрикосы |
|
| Персики |
|
| Инжир |
|
|
| Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Проведение предметной рефлексии. - Какая была тема на сегодняшнем уроке? -Какую цель ставили?
Проведение эмоциональной рефлексии. - Хорошо, ребята. Давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Я работал на уроке на оценку….. Задания были: Легкие Трудные Мне под силу. Я научился…….. Мое настроение……. Урок подошел к концу! Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. - «Растения твоего края». - Узнать про растения Челябинской области. Оценивают свою работу на уроке
| Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные: Р: самооценивание. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация |