Технологическая карта урока окружающего мира "Наследница Киевской Руси" (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в становлении и развитии Руси.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся знания о значении преемственности в государственных поступках князей;
  2. Формировать умения составлять схему родственных связей древнерусских князей.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при нахождении на карте городов Владимиро-Суздальской Руси;
  3. Развивать память, внимание при работе с текстом.

Воспитательные:

  1. Понимать культурное и историческое значение старинных городов;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  4. Воспитывать уважение и бережное отношение к истории России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 09.02.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 4 «А»

Урок: 6

Время: 12:35 Кабинет: 207

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Миронова Е.Н.

Методист: Лебедева Е.Ю.

Тема урока «Наследница Киевской Руси»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в становлении и развитии Руси.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся знания о значении преемственности в государственных поступках князей;
  2. Формировать умения составлять схему родственных связей древнерусских князей.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при нахождении на карте городов Владимиро-Суздальской Руси;
  3. Развивать память, внимание при работе с текстом.

Воспитательные:

  1. Понимать культурное и историческое значение старинных городов;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  4. Воспитывать уважение и бережное отношение к истории России.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания Михаила Васильевича Ломоносова.

-Прочитайте, пожалуйста, его на слайде.

-Ребята, а как вы понимаете данные строки?

- Верно ребята, Ломоносов хотел донести до нас, что история нашей страны, нашей родины и даже нашего рода является важной составляющей жизни, и эти знания могут помочь нам в будущем.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2. Читают высказывание.

3. Высказывают своё мнение.

-«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Презентация

Слайд 1.

Слайд 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: отвечают на вопросы

Наглядный: задание на эране

Фронтальная

1. Организация работы.

2. Повторение изученной темы.

-Ребята, как вы думаете, почему вы сегодня сидите не как обычно?

-Правильно, сегодня новую тему вы будете добывать вместе со своей группой.

- И мы с вами будем продолжать изучать историю нашей страны.

- Перед началом работы мы с вами освежим знания по пройденной на прошлом уроке теме.

- Где возник город Киев?

-Кто был главой Киевской Руси?

-Что знаете о князе Олеге?

-Что такое крещение?

-Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси.

-В каком году было крещение Руси?

1. Отвечают на вопросы.

2. Повторяют прошлую тему.

-Мы сегодня будет работать в группах.

-На выходе к Чёрному морю На высоком берегу Днепра. 860 год- первое упоминание о Киеве.

-882 год; Князь Олег объединил северный и южный центры Руси, образовалось единое древнерусское государство Киевская Русь.

-Принятие христианской веры.

-Князь Владимир.

-988 год, Владимир принял крещение в Корсуни.

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

Слайд 3.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Посмотрите на экран, здесь представлена тема нашего сегодняшнего урока, но буквы в каждом слове перепутаны:  

ВИЕКОЙСК СДИЦНАЕЛНА СУРИ.

- Какие слова получились?

-Правильно, а как будет звучать тема нашего урока?

- Знакомо ли вам слово «Наследница», какое лексическое значение данного слова?

- Давайте посмотрим на план урока и определим цели.

План урока:

1. Вспомним материал по пройденной теме.

2.Узнаем о потомках русский князей и их значении в развитии Древней Руси.

3. Познакомимся с Золотым кольцом  древних русских городов.

4. Сделаем вывод.

- Исходя из плана работы, какую цель на урок мы поставим?

-Молодцы ребята. Так как мы уже вспомнили пройденный материал, приступим ко 2 пункту плана.

1.Формулируют тему и цели урока.

2.Отвечают на вопросы.

3. Высказывают своё мнение.

- Киевской Наследница Руси.

- Тема урока: «Наследница Киевской Руси»

- Узнать о потомках русских князей, узнать что такое Золотое кольцо и сделать вывод.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 7.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, раздаточным материалом

Практический: выполнение задания

Фронтальная, групповая

1. Определяет работу по плану.

2. Организует работу в группах и объясняет задание.

3. Обеспечивает представление всех групп своих работ.

- Как звучит 2 пункт плана?

-А узнавать вы будете в группах. Каждой группе я раздала текст о разных князях и раздаточные материалы. Вам нужно будет в группах прочитать сначала текст о князе, а затем, в соответствии с текстом и при помощи раздаточных материалах составить макет о князе. Затем каждая группа выйдут и продемонстрируют нам результаты.

-А перед тем, как перейти к работе, я предлагаю вам вспомнить правила работы в группах.

-Ребята, в этой работе вам предстоит пользоваться клеем и ножницами, давайте также вспомним правила безопасности.

-Ребята, у нас получилось 7 групп, две группы будут представлять одинаковых князей.

-На работу вам даётся 7 минут. Можете приступать к выполнению задания.

-Время вышло, выступать будем по плану, он представлен на экране (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский)

-Когда вы будете выступать, я вместе с вами буду составлять схему родственных связей древнерусских князей.

1. Отвечают на вопросы.

2. Знакомятся с заданием.

3. Проговаривают правила работы в группах.

3. Выполняют задание.

4. Представляют выполненное задание всему классу по плану.

- Узнаем о потомках русский князей и их значении в развитии Древней Руси.

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

                                                                         

4. Знакомит с Золотым кольцом русских городов.

5. Объясняет новое задание.

-Ребята, мы с вами познакомились с потомками русский князей и узнали их значение в развитии Древней Руси и какие города они основали. Но мы с вами ничего не услышали о Киеве. Как вы думаете, почему?

-На Киевскую Русь совершалось много набегов со стороны монголов, и чтобы обезопасить народ, Андреем Боголюбским было принято решение перенести столицу на Север, в небольшой городок Владимир-на-Клязьме и создать там Владимиро-Суздальскую Русь это и была Наследница Киевской Руси.

- Ребята, время перейти к 3 пункту плана.

-Что нам нужно сделать?

-Ребята, а как вы думаете, что такое Золотое кольцо России?

-Хорошо, у вас были очень интересные предположения, прочитайте, пожалуйста, на слайде определение.

-А кто-нибудь путешествовал по Золотому кольцу?

-Ребята, Золотое кольцо состоит из восьми городов, с которыми мы сегодня с вами познакомимся.

5. Высказывают своё мнение.

6. Отвечают на вопросы.

7. Читают определение со слайда.

8. Слушают новое задание.

9. Выполняют задние.

-Познакомиться с Золотым кольцом древних русских городов.

Золотое кольцо России - это древние русские города, развитие которых произошло во время расширения и развития Владимиро-Суздальской Руси, благодаря сильной поддержке со стороны Московского княжества.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 11.

Слайд 12.

-Вы также будете узнавать про города в своих группах. Но работать вы будете по плану, который представлен на экране. Прочитайте его.

1. Прочитать текст.

2. Вставить пропущенные слова.

3. Представить свой результат.

-На работу вам даётся 5 минут, затем каждая группа представит полученный результат. Во время выступления одной группы, все остальные внимательно слушают и заполняют таблицу.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Слайд 13.

Слайд 14.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: представление рабоыт

Фронтальная, групповая

1. Организует проверку работы.

2. Анализ Золотого кольца.

-Ребята, время вышло, начнём проверять вашу работу.

-Ребята, мы с вами сегодня познакомились с семи городами Золотого кольца, а о восьмом я прошу вас приготовить сообщение дома.

-Мы с вами познакомились с городами Золотого кольца. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, почему города называются- Золотое кольцо?

-Правильно, города Владимиро-Суздольского княжества расположены так, что напоминают нам кольцо.

- А как вы думаете, почему Золотое?

-Это самые древние города Северо- Восточной Руси. Каждый город имеет богатое историческое прошлое. Каждый сыграл свою особую роль в истории русского государства. Золотое кольцо охватывает территории Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей. И сегодня, совершая путешествие, мы побываем у истоков возникновения и распространения в Древней Руси культуры, просвещения, христианской веры.

1. Представляют свой результат и заполняют таблицу.

2. Отвечают на вопросы.

-Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Слайд 15.

Слайд 16.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: выполняют кроссворд

Наглядный: презентация

Фронтальная, самостоятельная

1. Обеспечивает самостоятельную работу.

2. Объясняет новые задания.

3. Обеспечивает контроль работы.

-Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам нужно будет решить кроссворд. Все ответы вы записываете горизонтально. На работу вам даётся 3 минуты.

Можете приступать к выполнению задания.

Вопросы:

1. Какое прозвище было у Владимира?

2. Запишите самый крупный город Золотого кольца.

3. В каком городе все улицы расположены в виде Веера?

4. Запишите фамилию основателя Владимиро-Суздальсуой Руси.

5. На какую фигуру похож наш маршрут Золотого кольца?

6. Какой город Андрей Боголюбский сделал главным?

-Ребята, на экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как вы с правились с данным заданием.

1.Слушают задание.

2. Выполняют задание.

3.Сверяют задание с эталоном.

Эталон:

1. Мономах.

2. Владимир.

3. Ярославль.

3. Кострома.

4. Боголюбский.

5. Кольцо.

6. Владимир.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд 17.

Слайд 18.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, формулирование вывода

Наглядный: работа с учебником

Фронтальная

1. Реализация плана работы.

2. Подведение к выводу урока.

3. Задаёт общие вопросы.

4. Задаёт и объясняет домашнее задание.

- Мы подошли к последнему пункту плана, нам нужно сделать вывод.

-Кто самостоятельно может сделать вывод по изученному?

-Если не можете, то откройте учебник на стр.27.

прочитай вывод в учебнике. Согласны ли вы с выводом?

-Какой вывод к изученному материалу предложили бы вы?

Запишите домашнее задание: Учебник стр. 24-27 лист с заданием (задание 1 и 4 из рабочей тетради, стр 14-15), сообщение о…

1. Отвечают на вопросы.

2. Формулируют и читают вывод урока.

3. Высказывают мнение.

4. Слушают и записывают домашнее задание.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Слайд 19.

Слайд 20.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, «Лист достижения»

Фронтальная

1.Обеспечивает подведение итогов.

2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

3. Прощается с учащимися.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема урока?

- Все ли пункты плана достигнуты?

-Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

-Какие города Золотого кольца вам больше всего запомнились и вы хотели бы в них побывать?

 - Урок окончен, спасибо за активность и трудолюбие на уроке. До свидания.

1.Вспоминают тему  урока.

2.Определяют, достигнут ли план урока.

3.Оценивают свою работу на уроке в «Лесенке успеха»

4. Поднимают руки, в зависимости от полученного результата.

5. Прощаются с учителем.

-Наследница Киевской Руси.

-Да

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Слайд 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...