Технологическая карта урока окружающего мира "Наследница Киевской Руси" (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в становлении и развитии Руси.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать у учащихся знания о значении преемственности в государственных поступках князей;
- Формировать умения составлять схему родственных связей древнерусских князей.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
- Развивать наглядно-образное мышление при нахождении на карте городов Владимиро-Суздальской Руси;
- Развивать память, внимание при работе с текстом.
Воспитательные:
- Понимать культурное и историческое значение старинных городов;
- Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- Воспитывать уважение и бережное отношение к истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира "Наследница Киевской Руси" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 09.02.21г. Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» Класс: 4 «А» Урок: 6 Время: 12:35 Кабинет: 207 | Студент: Кладова Анна Группа: 31 Учитель: Миронова Е.Н. Методист: Лебедева Е.Ю. |
Тема урока «Наследница Киевской Руси»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: расширение знаний об истории Древней Руси; формирование представления о роли князей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в становлении и развитии Руси.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать у учащихся знания о значении преемственности в государственных поступках князей;
- Формировать умения составлять схему родственных связей древнерусских князей.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
- Развивать наглядно-образное мышление при нахождении на карте городов Владимиро-Суздальской Руси;
- Развивать память, внимание при работе с текстом.
Воспитательные:
- Понимать культурное и историческое значение старинных городов;
- Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- Воспитывать уважение и бережное отношение к истории России.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа, психологический настрой Наглядный: презентация Фронтальная | 1. Проверяет готовность к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру. -А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания Михаила Васильевича Ломоносова. -Прочитайте, пожалуйста, его на слайде. -Ребята, а как вы понимаете данные строки? - Верно ребята, Ломоносов хотел донести до нас, что история нашей страны, нашей родины и даже нашего рода является важной составляющей жизни, и эти знания могут помочь нам в будущем. | 1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу. 2. Читают высказывание. 3. Высказывают своё мнение. -«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». | Р: личностное включение в учебную деятельность Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация Слайд 1. Слайд 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический: отвечают на вопросы Наглядный: задание на эране Фронтальная | 1. Организация работы. 2. Повторение изученной темы. -Ребята, как вы думаете, почему вы сегодня сидите не как обычно? -Правильно, сегодня новую тему вы будете добывать вместе со своей группой. - И мы с вами будем продолжать изучать историю нашей страны. - Перед началом работы мы с вами освежим знания по пройденной на прошлом уроке теме. - Где возник город Киев? -Кто был главой Киевской Руси? -Что знаете о князе Олеге? -Что такое крещение? -Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси. -В каком году было крещение Руси? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Повторяют прошлую тему. -Мы сегодня будет работать в группах. -На выходе к Чёрному морю На высоком берегу Днепра. 860 год- первое упоминание о Киеве. -882 год; Князь Олег объединил северный и южный центры Руси, образовалось единое древнерусское государство Киевская Русь. -Принятие христианской веры. -Князь Владимир. -988 год, Владимир принял крещение в Корсуни. | К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; П: Выделение известной информации и структурирование знаний; | Слайд 3. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Наглядный: презентация Фронтальная | 1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы) -Посмотрите на экран, здесь представлена тема нашего сегодняшнего урока, но буквы в каждом слове перепутаны: ВИЕКОЙСК СДИЦНАЕЛНА СУРИ. - Какие слова получились? -Правильно, а как будет звучать тема нашего урока? - Знакомо ли вам слово «Наследница», какое лексическое значение данного слова? - Давайте посмотрим на план урока и определим цели. План урока: 1. Вспомним материал по пройденной теме. 2.Узнаем о потомках русский князей и их значении в развитии Древней Руси. 3. Познакомимся с Золотым кольцом древних русских городов. 4. Сделаем вывод. - Исходя из плана работы, какую цель на урок мы поставим? -Молодцы ребята. Так как мы уже вспомнили пройденный материал, приступим ко 2 пункту плана. | 1.Формулируют тему и цели урока. 2.Отвечают на вопросы. 3. Высказывают своё мнение. - Киевской Наследница Руси. - Тема урока: «Наследница Киевской Руси» - Узнать о потомках русских князей, узнать что такое Золотое кольцо и сделать вывод. | П:самостоятельное формулирование темы и цели урока; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план Л: проявление активности в общей работе; | Слайд 4. Слайд 5. Слайд 7. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа Наглядный: презентация, раздаточным материалом Практический: выполнение задания Фронтальная, групповая | 1. Определяет работу по плану. 2. Организует работу в группах и объясняет задание. 3. Обеспечивает представление всех групп своих работ. - Как звучит 2 пункт плана? -А узнавать вы будете в группах. Каждой группе я раздала текст о разных князях и раздаточные материалы. Вам нужно будет в группах прочитать сначала текст о князе, а затем, в соответствии с текстом и при помощи раздаточных материалах составить макет о князе. Затем каждая группа выйдут и продемонстрируют нам результаты. -А перед тем, как перейти к работе, я предлагаю вам вспомнить правила работы в группах. -Ребята, в этой работе вам предстоит пользоваться клеем и ножницами, давайте также вспомним правила безопасности. -Ребята, у нас получилось 7 групп, две группы будут представлять одинаковых князей. -На работу вам даётся 7 минут. Можете приступать к выполнению задания. -Время вышло, выступать будем по плану, он представлен на экране (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский) -Когда вы будете выступать, я вместе с вами буду составлять схему родственных связей древнерусских князей. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Знакомятся с заданием. 3. Проговаривают правила работы в группах. 3. Выполняют задание. 4. Представляют выполненное задание всему классу по плану. - Узнаем о потомках русский князей и их значении в развитии Древней Руси. | П:структурирование знания; К:инициативность в общем поиске нового знания; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов; | Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. | |
| 4. Знакомит с Золотым кольцом русских городов. 5. Объясняет новое задание. -Ребята, мы с вами познакомились с потомками русский князей и узнали их значение в развитии Древней Руси и какие города они основали. Но мы с вами ничего не услышали о Киеве. Как вы думаете, почему? -На Киевскую Русь совершалось много набегов со стороны монголов, и чтобы обезопасить народ, Андреем Боголюбским было принято решение перенести столицу на Север, в небольшой городок Владимир-на-Клязьме и создать там Владимиро-Суздальскую Русь это и была Наследница Киевской Руси. - Ребята, время перейти к 3 пункту плана. -Что нам нужно сделать? -Ребята, а как вы думаете, что такое Золотое кольцо России? -Хорошо, у вас были очень интересные предположения, прочитайте, пожалуйста, на слайде определение. -А кто-нибудь путешествовал по Золотому кольцу? -Ребята, Золотое кольцо состоит из восьми городов, с которыми мы сегодня с вами познакомимся. | 5. Высказывают своё мнение. 6. Отвечают на вопросы. 7. Читают определение со слайда. 8. Слушают новое задание. 9. Выполняют задние. -Познакомиться с Золотым кольцом древних русских городов. Золотое кольцо России - это древние русские города, развитие которых произошло во время расширения и развития Владимиро-Суздальской Руси, благодаря сильной поддержке со стороны Московского княжества. | П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Слайд 11. Слайд 12. | |||
-Вы также будете узнавать про города в своих группах. Но работать вы будете по плану, который представлен на экране. Прочитайте его. 1. Прочитать текст. 2. Вставить пропущенные слова. 3. Представить свой результат. -На работу вам даётся 5 минут, затем каждая группа представит полученный результат. Во время выступления одной группы, все остальные внимательно слушают и заполняют таблицу. | П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации; К:инициативность в общем поиске нового знания; | Слайд 13. Слайд 14. | |||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Наглядный: представление рабоыт Фронтальная, групповая | 1. Организует проверку работы. 2. Анализ Золотого кольца. -Ребята, время вышло, начнём проверять вашу работу. -Ребята, мы с вами сегодня познакомились с семи городами Золотого кольца, а о восьмом я прошу вас приготовить сообщение дома. -Мы с вами познакомились с городами Золотого кольца. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, почему города называются- Золотое кольцо? -Правильно, города Владимиро-Суздольского княжества расположены так, что напоминают нам кольцо. - А как вы думаете, почему Золотое? -Это самые древние города Северо- Восточной Руси. Каждый город имеет богатое историческое прошлое. Каждый сыграл свою особую роль в истории русского государства. Золотое кольцо охватывает территории Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей. И сегодня, совершая путешествие, мы побываем у истоков возникновения и распространения в Древней Руси культуры, просвещения, христианской веры. | 1. Представляют свой результат и заполняют таблицу. 2. Отвечают на вопросы. -Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир | Л: понимание и выражение в речи цели задания; Р: принятие учебной задачи к исполнению; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов. | Слайд 15. Слайд 16. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: беседа Практический: выполняют кроссворд Наглядный: презентация Фронтальная, самостоятельная | 1. Обеспечивает самостоятельную работу. 2. Объясняет новые задания. 3. Обеспечивает контроль работы. -Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам нужно будет решить кроссворд. Все ответы вы записываете горизонтально. На работу вам даётся 3 минуты. Можете приступать к выполнению задания. Вопросы: 1. Какое прозвище было у Владимира? 2. Запишите самый крупный город Золотого кольца. 3. В каком городе все улицы расположены в виде Веера? 4. Запишите фамилию основателя Владимиро-Суздальсуой Руси. 5. На какую фигуру похож наш маршрут Золотого кольца? 6. Какой город Андрей Боголюбский сделал главным? -Ребята, на экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как вы с правились с данным заданием. | 1.Слушают задание. 2. Выполняют задание. 3.Сверяют задание с эталоном. Эталон: 1. Мономах. 2. Владимир. 3. Ярославль. 3. Кострома. 4. Боголюбский. 5. Кольцо. 6. Владимир. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Слайд 17. Слайд 18. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа, формулирование вывода Наглядный: работа с учебником Фронтальная | 1. Реализация плана работы. 2. Подведение к выводу урока. 3. Задаёт общие вопросы. 4. Задаёт и объясняет домашнее задание. - Мы подошли к последнему пункту плана, нам нужно сделать вывод. -Кто самостоятельно может сделать вывод по изученному? -Если не можете, то откройте учебник на стр.27. прочитай вывод в учебнике. Согласны ли вы с выводом? -Какой вывод к изученному материалу предложили бы вы? Запишите домашнее задание: Учебник стр. 24-27 лист с заданием (задание 1 и 4 из рабочей тетради, стр 14-15), сообщение о… | 1. Отвечают на вопросы. 2. Формулируют и читают вывод урока. 3. Высказывают мнение. 4. Слушают и записывают домашнее задание. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа | Слайд 19. Слайд 20. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: презентация, «Лист достижения» Фронтальная | 1.Обеспечивает подведение итогов. 2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке. 3. Прощается с учащимися. -Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема урока? - Все ли пункты плана достигнуты? -Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? -Какие города Золотого кольца вам больше всего запомнились и вы хотели бы в них побывать? - Урок окончен, спасибо за активность и трудолюбие на уроке. До свидания. | 1.Вспоминают тему урока. 2.Определяют, достигнут ли план урока. 3.Оценивают свою работу на уроке в «Лесенке успеха» 4. Поднимают руки, в зависимости от полученного результата. 5. Прощаются с учителем. -Наследница Киевской Руси. -Да | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения К: умение полно и точно выражать своё мнение | Слайд 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.
Тема урока, место в общей теме. Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что общество – люди, которых соединяет общая культу...
Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система
Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.Да...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)
Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...