Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_1.docx | 85.49 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
МОУ Школа с. Аксарка
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей________________ от____________№________, ______________ / / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МОУ Школа с. Аксарка ______________/ / Заместитель директора по УМР МОУ Школа с. Аксарка ______________/ / | УТВЕРЖДЕНО Приказ №____ от ________ 20__ г |
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс- 1
Всего часов на учебный год - 66
Количество часов в неделю -2
Составлена на основе (ООП (уровень обучения) МОУ Школа с. Аксарка и с использованием авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».
УМК: «Школа России»
Бегу Виктория Васильевна, учитель начальных классов
Аксарка – 2020
- Планируемые результаты изучения курса.
Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
- Содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1 класс (66 ч)
Содержание учебного курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |||
Введение (1 ч.) | |||||
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой | Введение | - Задавать вопросы;- вступать в учебный диалог;-пользоваться условными обозначениями учебника;— различать способы и средства познания окружающего мира;— оценивать результаты своей работы на уроке | |||
Раздел «Что и кто?» (20ч) | |||||
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Что такое Родина? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;— рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | Что мы знаем о народах России? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;— работать в паре:— рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | Что мы знаем о Москве? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;— узнавать достопримечательности столицы;— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Проект «Моя малая Родина». | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;— составлять устный рассказ;— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |||
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы | Что у нас над головой? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;— моделировать форму Солнца;— работать в паре: моделировать форму созвездий;— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | Что у нас под ногами? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;— различать гранит, кремень, известняк;— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | Что общего у разных растений? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;—рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать себя | |||
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | Что растёт на подоконнике? | — Наблюдать комнатные растения в школе и узнвать их по рисункам;— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;— различать изученные растения;— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку;— приводить примеры комнатных растений;— рассказывать об особенностях любимого растения;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника | Что растёт на клумбе? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;— наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа определителя;— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;— рассказывать о любимом цветке;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | Что это за листья? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;— наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;— сравнивать и группировать листья по различным признакам;— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;— описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | Что такое хвоинки? | —Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;— различать лиственные и хвойные деревья;— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;— сравнивать ель и сосну;— описывать дерево по плану;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых | Кто такие насекомые? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых,— сравнивать части тела различных насекомых;— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку,—приводить примеры насекомых;— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | Кто такие рыбы? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассматривать иллюстрации учебника,— извлекать из них нужную информацию;— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;— описывать рыбу по плану;— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы | Кто такие птицы? | —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;—рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;— практическая работа: исследовать строение пера птицы;— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;— описывать птицу по плану;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | Кто такие звери? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;—устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | Что окружает нас дома? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— характеризовать назначение бытовых предметов;— находить на рисунке предметы определённых групп;— работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;— приводить примеры предметов разных групп;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним | Что умеет компьютер? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— определять составные части компьютера;— характеризовать назначение частей компьютера;— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;— работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;— моделировать устройство компьютера;— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | Что вокруг нас может быть опасным? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;— характеризовать опасность бытовых предметов;— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;— моделировать устройство светофора;— оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | На что похожа наша планета? | —Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— выдвигать предположения и доказывать их;— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;— моделировать форму Земли;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»Презентация проекта «Моя малая Родина» | — выполнять тестовые задания учебника;— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;— обсуждать выступления учащихся;— оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |||
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Откуда в наш дом приходит электричество? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям;— обсуждать необходимость экономии электроэнергии;— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации | Как путешествует письмо? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;— работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Куда текут реки? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;— работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;— работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | Откуда берутся снег и лёд? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | Как живут растения? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;— прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | Как живут животные? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;— оценивать свои достижения на уроке | |||
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | Как зимой помочь птицам? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;— запомнить правила подкормки птиц;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | Откуда берётся и куда девается мусор? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | Откуда в снежках грязь? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Презентация проекта «Моя семья». | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | — Выполнять тестовые задания учебника;— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;— обсуждать выступления учащихся;— оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |||
Где и когда? 11 часов | |||||
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. | Когда учиться интересно? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Проект «Мой класс и моя школа». | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.— коллективно составлять рассказ о школе и классе;— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);— оформлять фотовыставку;— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |||
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | Когда придёт суббота? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | Когда наступит лето? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— анализировать схему смены времён года и месяцев;— называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий;— характеризовать природные явления в разные времена года;— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | Где живут белые медведи? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;— приводить примеры животных холодных районов;— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | Где живут слоны? | — Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;— работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;— приводить примеры животных жарких районов;— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | Где зимуют птицы? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | Когда появилась одежда? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;— отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;— работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;— работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | Когда изобрели велосипед? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— сравнивать старинные и современные велосипеды;— работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;— запомнить правила безопасной езды на велосипеде;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | Когда мы станем взрослыми? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;— определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;— работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;— рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | — Выполнять тестовые задания учебника;— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;— обсуждать выступления учащихся;— оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||||
Почему и зачем? 22 часа | |||||
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;— использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;— работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;—отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | Почему Луна бывает разной? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем;— формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;— моделировать из пластилина форму Луны;— рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;— работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | Почему идёт дождь и дует ветер? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;— обсуждать, почему и как следует беречь уши;— высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Почему звенит звонок? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | Почему радуга разноцветная? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | Почему мы любим кошек и собак? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);— обсуждать наше отношение к домашним питомцам;— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;— участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Проект «Мои домашние питомцы» | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:— наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;— фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;— составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;— презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);— оформлять фотовыставку;— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |||
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;— устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;— объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;— работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;— оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;— формулировать правила поведения в природе;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | Зачем мы спим ночью? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;— работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;— оценивать правильность своей подготовки ко сну;— рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;— определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;— работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,— отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;— рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;— запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;— формулировать основные правила гигиены;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интерне | Зачем нам телефон и телевизор? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— различать средства связи и средства массовой информации;— рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;— объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;— работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);— обсуждать назначение Интернета;— моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | Зачем нужны автомобили? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— классифицировать автомобили и объяснять их назначение;— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;— использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | Зачем нужны поезда? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— классифицировать поезда в зависимости от их назначения;— работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;— использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | Зачем строят корабли? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— классифицировать корабли в зависимости от их назначения;— рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | Зачем строят самолёты? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;— рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | |||
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;— обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | Зачем люди осваивают космос? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;— работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку;— моделировать экипировку космонавта;— участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | Почему мы часто слышим слово «экология»? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— находить в тексте учебника ответы на вопросы;— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | — Выполнять тестовые задания учебника;— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;— обсуждать выступления учащихся;— оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
- Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир
1 класс
2 ч в неделю, 66 ч в год
№ урока | Содержание ( разделы, темы урока) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 раздел. Введение | 1ч | ||||
1. | Введение. Задавайте вопросы! | 1 | |||
2 раздел. Что и кто? | 20 ч | ||||
2 | Что такое Родина? | 1 | |||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |||
5 | Проект «Моя малая родина» | 1 | |||
6 | Что у нас над головой? | 1 | |||
7 | Что у нас под ногами?
| 1 | |||
8 | Что общего у разных растений? | 1 | |||
9 | Что растет на подоконнике? | 1 | |||
10 | Что растет на клумбе? | 1 | |||
11 | Что это за листья? | 1 | |||
12 | Что такое хвоинки?
| 1 | |||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |||
15 | Кто такие птицы? | 1 | |||
16 | Кто такие звери? | 1 | |||
17 | Что нас окружает дома? | 1 | |||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | |||
2 раздел. Как, откуда и куда? | 12ч | ||||
22 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | 1 | |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | 1 | |||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | 1 | |||
25 | Как путешествует письмо. | 1 | |||
26 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | 1 | |||
27 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | |||
28 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | 1 | |||
29 | Как живут животные? | 1 | |||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 | |||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | 1 | |||
32 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |||
4 раздел. Где и когда? | 11 ч | ||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
36 | Когда придет суббота? | 1 | |||
37 | Когда наступит лето? | 1 | |||
38 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | 1 | |||
39 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | 1 | |||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | |||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | |||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |||
43 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
5 раздел. Почему и зачем? | 22 ч | ||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | 1 | |||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | |||
48 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | 1 | |||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |||
51 | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | |||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | 1 | |||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | |||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | |||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | |||
66 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"
Данный материал содержит в себе пояснительную записку, содержание тем, ценностные ориентиры, тематическое планирование, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...