Практико-ориентированные задания на уроках «Окружающий мир» в начальной школе как средство развития естественно-научной грамотности учащихся
учебно-методический материал по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные задания на уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе как средство развития естественнонаучной грамотности учащихся
Вовлеченность российского образования в интеграционные процессы международного экономического, политического и культурного взаимодействия, изменение подходов к оценке качества российского образования в условиях внедрения федеральных стандартов нового поколения, осмысленная потребность стать субъектом преобразовательных процессов в школе заставляют учителя адекватно реагировать на «разрывы» российской образовательной системы. К таким «разрывам» мы относим некоторое несоответствие в подходах российской школы к естественнонаучному образованию. Это выражается в стремлении оценить качество образования как наличие у обучаемых развитой способности использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных проблем; соединить опыт учебной деятельности с реальными процессами жизни. Такие ценностные ориентиры понятны и гуманны. Стремление воспитать ребенка, понимающего законы развития внешнего мира и последствия вмешательства человека в эту целостность, свойственно российской педагогической традиции. Однако наряду с такими установками следует признать отсутствие в реальной педагогической практике достаточного инструментария у учителей, призванных осуществить эти намерения. Внимательное ознакомление с результатами международных исследований TIMSS, проводимых также с участием российских учащихся, позволяет обратить внимание на существенные недостатки их естественнонаучной грамотности. Так продвинутого уровня овладения ею достигают незначительное количество обучаемых начальной школы. Значительное количество испытуемых (47%) достигает лишь среднего уровня. А он характеризуется не столько продуктивным уровнем, сколько репродуктивным. «Самые высокие результаты продемонстрировали российские четвероклассники при выполнении заданий на материал из физики и химии. Содержание более 70% заданий из области физических наук выходило за рамки программы. Это говорит о наличии у российских учащихся 4 классов начальных представлений и знаний в области физики и химии, полученных ими вне школы, а также некоторого жизненного опыта»[1]. Однако степень проникновения в сущностные процессы явлений не высока. «Проблемными были задания, в которых надо было проанализировать проблему с целью определения этапов ее решения, найти способы ее решения и объяснить или обосновать эти решения».[2] Также наблюдается отрицательная динамика в показателях тех же обучаемых при выходе из 9 класса (через 4 года обучения). Поэтому отсутствие сформированного умения «увязывать» свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний, дополнительными сведениями, полученными из других источников, можно считать существенным недостатком в естественнонаучной грамотности обучаемых. Также нашими обучаемыми не освоены умения: работать с информацией, представленной в иной нетекстовой форме; интерпретировать данные, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Эти умения формируются в процессе целенаправленной практической деятельности, посредством применения методов исследовательской деятельности в ходе обучения и грамотно организованной рефлексии опыта учебной деятельности. Указанные выше противоречия в достигнутом уровне естественной функциональной грамотности позволяют сформулировать вопросы:
Какие изменения в педагогическом взаимодействии должны произойти? При каких условиях собственная деятельность учителя будет результативна? Каких ресурсов не хватает учителю для организации продуктивного взаимодействия? Выделенные в ходе анализа результатов факторы успеха стран-участниц исследования TIMSS, а именно, и введение многоуровневых образовательных стандартов, достижение которых сопровождается созданием объективной системы оценки результатов обучения и мониторинга, на наш взгляд определяют направление развития методической деятельности учителя. Нам представляется возможным сделать выводы о существенной разнице в подходах к оцениванию качества естественнонаучного образования и способах фиксирования достижения этого качества. Так, оценивание процедур добывания знаний и уровня владения практической деятельностью (применение, рассуждение) не является типичным для традиционной практики обучения. На наш взгляд, стремление достичь качества обучения останется мечтой в случае, если учитель не будет иметь в своей педагогической практике особых практико-ориентированных заданий и способов измерения «продвижения» в развитии функциональной грамотности учащихся, что будет его педагогическим инструментом.
Сущность опыта заключается в поэтапном введении в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике, под задачи учителя. Под практико-ориентированным заданием мы понимаем задание, имеющее специфическую структуру: проблемный характер, ситуационную формулировку, ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний. Самый завершенный вариант таких заданий можно назвать компетентностно-ориентированными. Уровень задания усложняется по мере обучения учащихся отдельным операциям (элементам) комплексного умения. В систему работы учителя вводятся аналитические шкалы учителя и модельный ответ ученика. Нами используются идеи построения аналитических шкал, предложенные самарской лабораторией образовательных ресурсов. Модельный ответ ученика создается для анализа степени «продвижения» ученика на уроке и служит отправной точкой при организации индивидуальной или групповой работы на последующих уроках.
Процесс развития естественнонаучной грамотности требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Основными составляющими образовательной ситуации являются:
- Образовательная напряженность;
- Уточнение образовательного объекта;
- Конкретизация задания;
- Решение ситуации;
- Демонстрация образовательной продукции;
- Систематизация полученной продукции; 7. Работа с культурно-историческими аналогами;
8. Рефлексия[3].
Одним из способов создания образовательной напряженности на уроке является решение практико-ориентированных заданий. Практико-ориентированные задания позволяют использовать возможности материала, изучаемого в рамках традиционной образовательной программы, для формирования ключевых компетентностей учащихся.
В основе отбора содержания таких заданий лежат следующие принципы:
- Опора на опыт практической деятельности (наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, оценка собственной деятельности)[4]
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Задания были разбиты на следующие группы:
- Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
- Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
- Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
В основе анализа результатов – достижение обучающимися определенного уровня при выполнении заданий. Нами используется классификация уровней естественнонаучной подготовки учащихся 4 класса, предложенная в исследовании TIMMS-2007.
Низкий уровень. Учащиеся, достигшие этого уровня, могут продемонстрировать знание некоторых простых фактов, указать свойства веществ, способны интерпретировать рисунки с обозначениями, дать краткий письменный ответ на вопрос, требующий знания фактической информации.
Средний уровень. Учащиеся, достигшие этого уровня, могут выделить некоторую основную информацию, связанную с характеристиками живых организмов, демонстрируют способность интерпретировать рисунки и применять знания в практических ситуациях.
Высокий уровень. Учащиеся, достигшие этого уровня, демонстрируют понимание при объяснении явлений, встречаемых ими в повседневной жизни, первоначальные знания и умения, связанные с проведением исследований, способны дать краткий ответ, иллюстрирующий способность объединить знания некоторых естественнонаучных понятий с информацией, полученной в повседневной жизни.
Продвинутый уровень. Учащиеся, достигшие этого уровня, демонстрируют способность интерпретировать результаты исследований и формулировать выводы, а также начальные умения, связанные с оценочными суждениями и их аргументацией.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении
Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.
- Воспроизводить по памяти, узнавать Пример 1. Соедини линиями понятия.
Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.
Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года
- Определять
Пример 1. Запиши показания термометров.
Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.
Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств? Приводить примеры
Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?
Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?
Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть. Описывать
Пример 1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.
Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника
Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур
Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.
Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?
Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем? Приведем пример практико-ориентированного задания, разработанного Лабораторией модернизации образовательных ресурсов (Самара)[5].
В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь?
Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки. Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях.
Справочная информация
Одной из древнейших мер длины, которой пользовались во многих странах мира, считается локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (рис. 1). Ладонь и пальцы использовали в качестве измерительного инструмента еще древние египтяне. Позже на Руси широко использовали пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки (рис.
2).
В качестве инструментария проверки предлагается использовать ключ как эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Ключ
Пядь = 19 см.
Локоть = 46 см.
Это задание интересно с нескольких точек зрения.
Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания. Вовторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке!)
Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической), закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.
Образовательную напряженность можно на уроке создать дважды: в начале урока, когда учащиеся знакомятся с заданием, и в конце занятия, на этапе представления результатов и сопоставления этих результатов с ключом. Обычно полученные результаты учащихся при выполнении работы не совпадают с ключом. Возникает проблема, которую необходимо решить обучающимся. Здесь учитель может использовать стратегию технологии развития критического мышления через чтение и письмо – «ИДЕАЛ». Таким образом, компетентностно-ориентированное задание можно всегда назвать комплексным, потому что в основе его заложено развитие как специфических, так и интегральных умений, ключевых компетентностей.
[1] http://www.centeroko.ru, Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS-2007
Краткий отчет Москва, 2008 с. 39
[2] Там же, с.41
[3] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 66
[4] Федеральный компонент государственного Стандарта. Начальная школа. М., Дрофа, 2008, С. 139-140
[5] Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся , Самара, 2007, АНО Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Самара, 2007 , С. 167-168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство развития познавательного интереса и повышения мотивации учащихся
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе и желающих повысить мотивацию учащихся с помощью лексических игр....