Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Природа и наша безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Природа и наша безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_priroda_i_nasha_bezopasnost.docx | 109.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3»
Урок окружающего мира
Природа и наша безопасность
3 класс
|
Учитель начальных классов:
Ковалева Елена Ивановна
Тема
Природа и наша безопасность
Цели урока | |
Образовательные | Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой . |
Развивающие | Способствовать развитию умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть вне дома ,правильно действовать в таких ситуациях и их избегать; развитию логического мышления ,воображения, памяти, внимания, речи путем беседы логических операций сравнения, рассуждения и обобщения; обогащению словарного запаса. |
Познавательные | Формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»; Формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека. Расширить представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными. |
Воспитательные | Содействовать воспитанию экологической культуры школьников, бережного отношения к природе, любви ко всему живому, ответственности за свою жизнь. |
Оборудование | Презентация с изображением ядовитых растений; правила поведения во время грозы, при встрече с незнакомыми растениями и грибами, с собаками, при укусах насекомыми или животными; карточки для индивидуального задания, с заданиями для групп. |
План урока
1. Организация начала урока
2.Актуализация опорных знаний
3. Сообщение темы урока
4. Изучение нового материала
5. Закрепление нового материала
6. Рефлексия
7. Итог урока
8 Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока | Формы , методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | |||||||||
1. Организационный момент . | Слово учителя | -Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас, ваши глаза и самое главное- ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что наш разговор затронет очень серьезную тему для всех нас. Мы с вами узнаем много интересного о природе и нашей безопасности. | Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Личностные ( Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя ) | ||||||
2.Проверка домашнего задания 3.Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. Изучение нового материала Закрепление нового материала. Физминут ка Рефлексия Итог урока. Домашнее задание | Фронтальная Словесный Сообщения, Беседа. Фронтальная. Словесный. Наглядный. Практический. Индивидуальный. Практический. Словесный. Сообщения, беседа. Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Фронтальная. Словесный. Беседа. Фронтальный. Словесный. | 1.Ребята, вспомните, что вы узнали на прошлом уроке? 2.Перечислите эти опасные места Работа с карточками 3.Кто скажет ,как нужно вести себя на балконе и, на перилах, возле подоконника? Какие опасные места есть у нас в школе? А в станице? 4.Какие правила безопасности нужно соблюдать зимой на водоёмах? 5.А чем опасны пустырь, парк, лес ? (слайд 1) 6.Давайте теперь с вами поиграем в игру «Верите ли вы?»: Правила игры: я задаю вопросы, а вы на них отвечаете. В карточке 3 строки: в 1стр. номера вопросов, во 2 стр., если вы «верите»,напротив номера вопроса ставите +,если «не верите» ставите -.3 стр.- остается пустая Прием –игра « Верите ли вы?» 1.Верите ли вы, что во время грозы можно спрятаться под высоким деревом?(Нет) 2.Верите ли вы ,что змея не тронет человека, если в нее кинуть камнем?(Нет) 3.Верите ли вы, что нельзя собирать все грибы?(Да) 4.Верите ли вы ,что в природе есть растения ,которые вредны для человека?(Да) 5.Верите ли вы, что можно трогать кошку или собаку, когда они охраняют детенышей?(Нет)) Итак, мы уже познакомились с опасностями, которые могут нам встретится дома, по дороге в школу. Подумайте, где мы можем еще встретить опасности?( Какую опасность мы можем встретить в лесу? Лес – это что? Поход куда?) Сегодня я приглашаю вас заочно на экскурсию в природу. Но прежде, чем отправиться на экскурсию выясним ,что нам надо узнать? -Так о чём мы сегодня поговорим? -Как вы думаете ,что узнаем сегодня на уроке? На предыдущем уроке какие правила жизни мы усвоили для себя: 1.нужно предвидеть опасность 2.лучше избежать опасности, чем с ними бороться. Итак, отправляемся на экскурсию. Представим лето .На улице жарко, светит солнце. Вдруг налетел сильный ветер, небо закрыли тёмные тучи, прогремел гром, сверкнула молния, и хлынул дождь. Ребята, какое явление природы началось? (слайд 2) А вы знаете, откуда берется гроза? В глубокой древности грозы боялись все: и взрослые и дети. Люди тогда думали , будто это страшный великан прогневавшись , мечет на землю огненные стрелы. Гроза несёт огромную опасность – удары молнии. - Что страшнее гром или молния? - Правильно, от грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии. Молния – это огромная электрическая искра. Ударит в вековой дуб – разнесёт в щепки, угодит в сарай, в стог сена – подожжёт, может и человека убить.
- Ребята, мы все встречались с этим явлением природы ? -Давайте поближе познакомимся с этим явлением природы: Откуда берутся гром и молнии? Грозовые тучи огромные. Внутри грозовых туч все кипит и бурлит. Вот и получается, что в грозовой туче формируются два электрических заряда – наверху отрицательный, а внизу положительный. И как только эти два заряда встречаются, мы получаем очень сильный электрический разряд или молнию. Молния мгновенно нагревает воздух вокруг себя. И нагревает его так сильно, что он взрывается. Вот этот взрыв нагретого воздуха и есть тот самый гром, который так пугает людей во время грозы. -А как нам уберечься и как вести себя во время грозы мы сейчас узнаем?(слайд 3,4) Предлагаю поработать в паре. В карточке описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят. Карточка - задание для работы в паре. Подчеркните, какие неправильные действия вы обнаружили. Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни .Вдруг сгустились тучи ,и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата –Олег и Петя убежали домой .Коля и Андрей спрятались под высоким деревом ,стоявшим на краю деревни. .Ваня быстро побежал на возвышенность. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу.А Женя и Вася забрался в глубокую яму, которая находилась недалеко от реки. Кто из ребят поступил правильно? Что нельзя делать во время грозы? Вывод: надо знать и соблюдать правила безопасного поведения во время грозы. Какие еще опасности поджидают нас при общении с живой природой? (слайд 5) Прошла гроза. Засветило солнышко. Запели птички и мы продолжаем свой путь в лес, начинаем знакомиться с живой природой. Какая красота! Здесь много цветов и разных растений. Так и хочется побежать и нарвать разных растений. Но мы помним, что в природе кроме полезных растений существуют и опасные, которые нельзя собирать и есть, а некоторые очень красивы ,но ядовиты. -А какие опасные растения вы знаете? С некоторыми из них мы сегодня познакомимся поближе. Загадка Белые горошки Под забором, у калитки, (слайд 6) -Прослушаем сообщения ребят. Красотою, как магнит, Растение цветёт в конце мая. Плоды – оранжевые ягоды – созревают в октябре. Всё растение ядовито. Чаще всего бывают случаи отравления детей яркими ягодами. Но препараты из листьев, цветков и семян- лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз- сюда, два- туда, Повернись вокруг себя. Раз- присели, два- привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! Продолжаем экскурсию: Загадка Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек Шляпка есть –нет головы. (гриб) -Ребята, как вы думаете , все ли грибы можно употреблять в пищу? -Правильно ,не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги -ядовитые грибы .Если человек съест их, то у него наступает отравление , а иногда и смерть. -Какие ядовитые грибы вы знаете?
Загадка Скромный, тоненький и бледный... Этот гриб, представьте, вредный. Попадёт грибочек в суп – Вас в больницу увезут. Потому что ядовитый, И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке Эту вредную... (поганку) (слайд 7) Бледная поганка- самый ядовитый из всех известных грибов. По внешнему виду он не вызывает никаких подозрений. По внешнему виду очень похожа на сыроежку и шампиньон. Гриб имеет вид кожистых лоскутков вокруг низа ножки. Ребята, а можно ли уничтожать ядовитые грибы? Ребята, какие правила безопасности вы должны помнить о ядовитых растениях и грибах? Помните: собирая грибы, нужно брать только хорошо знакомые съедобные грибы. Если гриб вызвал сомнение, то лучше его не трогать. Лесные путешествия полны опасностей .Кроме ядовитых грибов и растений нас могут подстерегать и другие опасности. (слайд 8) Загадка Шелестя, шурша травой Проползает кнут живой Вот он встал и зашипел: Подходи, ко мне кто смел.(змея) (слайд 9) -Какие змеи распространены в нашей местности? Поднимите руки , кто из вас встречался со змеей? -Какие их отличительные признаки? Гадюка- темная зигзагообразная полоса на спине Уж- желтые пятна на голове -В каком случае змея может укусить? -Что делать, если укусила змея? - Возвращаемся с экскурсии домой , и встречают нас четвероногие друзья- это кто? (слайд10) -Ребята ,а вы знаете ,что человек может пострадать не только от диких животных , но и от домашних .Они могут нанести серьёзный вред нашему здоровью .Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками нужно соблюдать правила безопасности. -Какие же это правила? -Бывали ли в вашей жизни опасные встречи собакой? Поднимите руку у кого были такие встречи. -Сейчас узнаем, как вести себя с собакой. (слайд11,12) -Итак ,мы узнали какие опасности нас могут поджидать не только дома, по дороге в школу, а где еще? В природе? (слайд 13) -Запомнили какие правила безопасности нужно соблюдать , чтобы избежать несчастья? Вернемся к нашей игре. Возьмите ваши карточки и вы теперь знаки «+» или «-» будете ставить в 3-й пустой строке. Задаются вопросы. Совпали ли ваши ответы во 2 и 3 строках. У кого совпали? -Как вести себя во время грозы? -А про диких животных? -А с домашними животными? Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда. Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – всё избежать, А где надо – на помощь позвать! -Что вам понравилось на уроке? -Что не понравилось? -Почему? -Продолжите предложения: -Я узнал… -Я запомнил… -Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, кто оценивает свою работу на уроке на «отлично».., «хорошо»… и т.д. Д.з.:с.25-30, | Мы узнали, какие опасные места есть в квартире, в доме и окрестностях. Балкон, подоконник. стройплощадка, лифт. трансформаторная будка, пустырь, парк, лес, зимой места , покрытые льдом. Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры .Нельзя вставать на подоконник. садиться или ложиться на него ,не высовываться из окна. Нельзя выходить на речку, пруд, озеро без сопровождения взрослых .Нельзя кататься на ногах с ледяной горки .а весной на льдинах. Можно заблудиться или может подстеречь преступник. Общаясь с природой, когда мы идем в лес или летом купаться на речку. Надо узнать правила безопасного поведения в природе. Началась гроза Узнаем, какие опасности могут нас подстерегать в природе. Научимся оберегать себя в различных опасных ситуациях. Ответы детей. Сообщение подготовленных детей Работают в паре, затем проверяют результаты работы пар. Надо знать и соблюдать правила безопасного поведения во время грозы. Сообщение подготовленных детей Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Ответы детей Сообщение заранее подготовленных детей Гадюка,уж Ответы детей Обратиться в больницу Надо быть осторожным. Ответы детей. Ответы детей. Ученик Оценивают свою деятельность
| Регулятивные ( Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий) Коммуникативные (Размышляют, высказывают своё мнение)
Личностные ( проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса) Регулятивные ( принимают и сохраняют учебную задачу) Познавательные ( используют речевые средства для решения познавательных задач) Коммуникативные ( слушают собеседника и ведут диалог) Познавательные Коммуникативные (излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему) Познавательные ( выполняют задания с целью поиска ответа на вопрос) Личностные ( проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса). Личностные (установка на безопасный образ жизни). Познавательные (используют различные способы поиска информации для решения познавательных задач) Коммуникативные (слушают собеседника, ведут диалог) Познавательные (выполняют задания с целью поиска ответа на вопрос). Регулятивные ( осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке) Регулятивные (принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития). |
Приложения
Сообщение1
Откуда берутся гром и молнии?
Грозовые тучи огромные. Внутри грозовых туч все кипит и бурлит. В грозовой туче формируются два электрических заряда – наверху отрицательный, а внизу положительный. И как только эти два заряда встречаются, мы получаем очень сильный электрический разряд или молнию. Молния мгновенно нагревает воздух вокруг себя. И нагревает его так сильно, что он взрывается. Вот этот взрыв нагретого воздуха и есть тот самый гром, который так пугает людей во время грозы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Карточка - задание для работы в паре.
Подчеркните, какие неправильные действия вы обнаружили.
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Ваня быстро побежал на возвышенность ,Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу .А я забрался в глубокую яму, которая находилась недалеко от реки.
Карточка - задание для работы в паре.
Подчеркните, какие неправильные действия вы обнаружили.
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Ваня быстро побежал на возвышенность ,Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу .А я забрался в глубокую яму, которая находилась недалеко от реки.
Карточка - задание для работы в паре.
Подчеркните, какие неправильные действия вы обнаружили.
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Ваня быстро побежал на возвышенность ,Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу .А я забрался в глубокую яму, которая находилась недалеко от реки.
СООБЩЕНИЕ 2
Красотою, как магнит,
Манит всех прохожих.
Ландыш очень ядовит,
Будь с ним осторожен.
Многолетнее травянистое растение высотой до 20см с ползучим корневищем.
Растение цветёт в конце мая. Плоды – оранжевые ягоды – созревают в октябре. Чаще всего бывают случаи отравления детей яркими ягодами. Всё растение ядовито. Но препараты из его листьев, цветков и семян- лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
СООБЩЕНИЕ 3
Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную...
(Поганку)
Бледная поганка- самый ядовитый из всех известных грибов. По внешнему виду он не вызывает никаких подозрений. По внешнему виду очень похожа на сыроежку и шампиньон. Гриб имеет вид кожистых лоскутков вокруг низа ножки.
Если гроза застала вас на природе,
ПОМНИТЕ!
∙ Опасно передвигаться плотной группой. Лучше всего немедленно остановиться, а если это невозможно, идти не спеша, не совершая резких движений, рассредоточенной группой на некотором расстоянии друг от друга;
∙ в лесу укройтесь среди невысоких деревьев с густыми кронами;
∙ в горах укройтесь в 3-8 метрах от вертикального отвеса;
∙ на открытой местности лучше присесть в сухую яму, траншею, обхватив колени руками, если она начнёт заполняться водой, лучше её покинуть.
∙ не прикасайтесь к металлическим предметам, отойдите от них на 15-20 м;
Помните! Во время грозы нельзя купаться или находиться на берегу водоёма.
Если гроза застала вас в автомобиле.
∙ Съезжайте с возвышенностей, остановитесь, заглушите двигатель, выключите радиоприемник, опустите антенну;
∙ не останавливайтесь рядом с высокими деревьями и линиями электропередач;
∙ оставайтесь в салоне машины, по возможности не задевая металлические части кузова машины.
Если гроза застала вас дома.
∙ Закройте окна, двери; если вы находитесь в частном доме: закройте дымоходы и вентиляционные отверстия. Не растапливайте печь.
∙ Отключите все электроприборы;
∙ Отсоедините от телевизора кабель уличной индивидуальной антенны;
∙ В сильную грозу расположитесь в комнате дальше от зазёмленных батарей, не пользуйтесь водой из крана, не разговаривайте по телефону.
ПОМНИТЕ:
во время грозы категорически запрещено пользоваться мобильными телефонами!
При встрече с шаровой молнией
∙ Замрите на месте, не совершайте резких движений, не издавайте никаких звуков, т.к. сотрясение воздуха может спровоцировать взрыв.
∙ Отступите под защиту какого-нибудь случайного прикрытия, прикрывая лицо руками;
Карточка
1.Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить огонь
Лифт одно из опасных мест в окрестностях нашей станицы
Река, покрытая льдом не вставай на него, не сиди и не лежи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира на тему: "Экологическая безопасность"
Изготовление фильтра для воды из подручных материалов....
Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)
Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...
Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс
Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...
Открытый урок окружающего мира " Природа и наша безопасность"
Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой. Планируемые результаты: Предметные: форм...
Урок окружающего мира 3 класс "Наша безопасность. Огонь, вода и газ."
Урок направлен на то, чтобы дети получили больше знаний о том, как выглядят опасности и почему возникают....
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение на водоёмах». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения на водоёмах.Планируемые результатыПредметные: знать правила безопасного поведения на льду и на водоёмах в теплое вр...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение в лесу». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения в лесу.Планируемые результатыПредметные: знать правила поведения в лесу; многообразие лесных обитателей; уметь форм...