Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Государственный бюджет.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Государственный бюджет»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели деятельности учителя:
- Познакомить с государственным бюджетом;
- сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги;
- выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;
- обучить переносу знаний о бюджете в повседневные ситуации;
- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.
Планируемые результаты:
Личностные: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Предметные: объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Метапредметные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.
Оборудование для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: объяснение пословицы | 2 | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Прочитайте пословицу, которую вы видите на доске: Без денег проживу, без хлеба не проживу. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (мнение детей). | Приветствовать; Объяснять смысл пословицы; | Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; |
2. | Актуализация знаний Фронтальный опрос | 8 | - Ребята, вспомните о чём мы говорили на прошлом уроке? (что такое деньги). - Кто скажет, что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на другой товар или услуги). - Для чего нужны деньги? (удовлетворять необходимые человеку потребности). - Какие денежные единицы вы знаете? (рубль, доллар, евро и т.д.) | Давать определение; Отвечать на вопросы | П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
3. | Постановка учебных задач Словесн.: ответы на вопросы; | 5 | - Ребята, довольно часто по телевидению и радио можно услышать сообщение «Разрабатывается бюджет на следующий год». - Как вы думаете, что такое бюджет? (мнения детей). - Кем закладывается бюджет страны? (государством). - О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о государственном бюджете). - Какие цели поставим на урок? (узнать, что такое государственный бюджет; для чего он создаётся) - Хорошо. | Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге; Р: определять цель деятельности |
4. | Решение частных задач Наглядн. Изображение сумки Словесн.: ответы на вопросы; Словесн.: анализ ситуации Практич.: работа с учебником; | 10 5 | - Итак, кто может предположить, что же такое бюджет? (ответы детей). Само это слово в переводе с английского обозначает «денежная сумка». - Ребята, вот представьте, что эта сумка и есть государственный бюджет. Сейчас она пустая. Как её можно заполнить деньгами? (мнение детей). - Каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег отдаёт государству. Это установленные законом платежи. Кто знает, как они называются? (налоги). (Учитель размещает новый термин на доске). - Кто уже слышал это слово? В какой ситуации? (ответы детей) - Как вы думаете налоги это добровольные взносы или принудительные? (принудительные). - Итак, налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, с продажи квартир, с предприятий. (учитель складывает всё это в сумку). - Вот наша денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетом дальше? - А дальше мы должны эти деньги потратить. Деньги, которые тратят, называются расходами. (учитель записывает термин на доске). - На что тратит государство свои деньги? (на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, учёным, на содержание армии, полиции, на пенсию, пособия и т.д.). - Вот ребята, денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили. Что делать? (ответы детей). - Ребята, давайте обратимся к учебнику стр. 71-73. - Из чего складывается государственный бюджет? (из налогов). - Что такое налоги? (платежи, взимаемые с граждан и организаций). - Назовите основные организации расхода гос. бюджета? (образование, здравоохранение, полиция и т.д). - Какой бюджет вы считаете лучшим? 1. в котором доходы больше расходов. 2. в котором доходы равны расходам. 3. в котором доходы меньше расходов. | Высказывать своё предположение; Работать с иллюстрацией; Отвечать на вопросы; Анализировать полученную информацию; Усваивать новое понятие; Разбирать ситуацию; Читать; Анализировать прочитанное; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное; П: устанавливать причинно-следственные связи; |
Физминутка | 1 | - Настало время отдохнуть. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились, Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | |
Практич.: сам-ная работа в рабочей тетради | 10 | - Хорошо, теперь выполним задание в рабочей тетради стр. 46-47 №1. Соедините стрелочками понятие и определение, потом проверим. №2. Впишите в пустые клеточки, профессии людей. ( на образование: учитель, воспитатель; на здравоохранение: и врач; и т.д) | Выполнять упражнение в рабочей тетради; Вписывать профессии людей в определённой области; | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | |
5. | Рефлексия. Подведение итогов. | 4 | - Какую тему изучали на уроке? Что такое государственный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен государственный бюджет? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы. | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"
Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Государственная граница России" 3 класс
УМК "Перспетива"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейный бюджет"
Тема урока: «Семейный бюджет».Тип урока: усвоение новых знанийФорма урока: урок-практикум.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семе...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Государственный бюджет"
Тема урока: Государственный бюджетТехнологическая карта окружающего мира по теме "Государственный бюджет" составлена по УМК "Школа России" А.А. Плешакова. Технология: системно-деят...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс...