Урок окружающего мира в 3 классе "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок открытия новых знаний разработан в системе СДО. По своему типу, включает интересные задания, которые носят практический, исследовательский характер и направлены на развитие познавательной активности детей. На уроке использовались индивидуальный труд, малая кооперация. Урок построен с использованием современных приемов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdo_okr_mir.docx | 218.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Гречишникова Е.В.
МБОУ «Разъезженская СШ»
Урок окружающего мира
Тема: Царство грибов
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
- Образовательно-развивающие:
- Выведение обучающимися нового понятия: царство грибов, плодовое тело, грибница.
- Применение опорных понятий: природа, живая и неживая природа, царство животных, царство растений, съедобные и несъедобные грибы;
- Овладение учащимися УУД:
а)познавательных УУД: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний; б)регулятивных УУД: определение познавательной цели, оценка и самооценка учебных достижений;
в)коммуникативных УУД: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении результатов индивидуального труда.
1.4 Развитие предметных умений: формирование представления о грибах как об особом царстве живой природы; знакомство с особенностями строения и разновидностями грибов; формирование представления о роли грибов в жизни растений, животных и человека.
II. Воспитательные цели:
2.1.Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-особенное, целое-часть.
2.2 Развитие личностных УУД:личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание
2.3. Воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанное понимание ценности всего в природе.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальный труд, простая кооперация, сложная кооперация.
Оборудование:индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением грибов; тестовые задания; муляжи грибов, корзинка; плакат «Грибы»; клей, ножницы; аудиозапись «Звуки леса», компьютер, презентация..
Этап урока | Деятельность учителя | Баллы | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. Знакомство учащихся с заявкой на оценку | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать! -Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Подарите тепло своей души всем, кто присутствует сегодня у нас на уроке. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. - Залог нашего с вами успеха на уроке - это активность, внимательность, умение слушать друг друга, чётко выражать свои мысли. - За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Желаю удачи! Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки: | Положительный обоюдный настрой на работу. «5» — 25и > б. «4» — 20-24 б. «3» — 14- 19б. | |
2.Проверка домашнегозадания. | Сообщения об охраняемых животных Красноярского края из Красной книги. | 2б | |
3.Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний. | -Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие. -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку (фрагмент «Звуки леса»). И так куда мы отправляемся? -Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались? Здравствуй, лес, дремучий лес! Что в глуши твоей таится? Полный сказок и чудес! Что за зверь? Какая птица? Ты о чем шумишь листвою Всё открой, не утаи: Ночью темной, грозовою? Ты же видишь – мы свои! Лес- это часть живой природы. – Итак, мы отправляемся в лес на природу. – Какая бывает природа? –Какие признаки живой природы нам известны? Неживой природы? –Какие два царства живой природы вам известны? | Слушают звукозапись, представляют, строят предположения Вступают в диалог, доказывают свои высказывания. Вспоминают прошлые знания, отвечают на вопросы | |
4.Постановка учебной задачи. | -Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. А какое это царство, вы узнаете, отгадав загадку: • В лесу под елкой крошка – только шапка да ножка. (Гриб.) -Сформулируйте тему урока. -А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? – Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы. На уроке мы обсудим следующие вопросы: – Рассмотрим строение гриба. – Поговорим о том, какие бывают грибы. – Какую роль в жизни леса играют грибы. В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья? – Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке. Мы с вами отправляемся на лесную поляну. Можем ли мы отнести грибы к миру животных? Почему? – Так что же такое грибы? – Мы узнали еще одно царство. Как оно называется? – Продолжим работу по заполнению схемы: | «В царстве грибов». На слайде: – Какие бывают грибы? – Где растут? – С кем дружат? – Для чего нужны грибы? -Нет, у них нет стебля, листьев. - Нет, у них нет корня. -Это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных -Царствогрибов | |
5. Работа по теме урока 5.1.Строение гриба.Беседа. 5.2.Зачем нужны грибы. 5.3.Рассказ учителя сэлементами беседы. | – Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? – Что необходимо взять с собой грибнику? – Да, мы отправляемся за грибами, берем корзиночку. Она пока пустая. – В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы – Что общего у грибов?Из каких частей состоит видимая часть гриба? Демонстрирует схему: Строение гриба – Что находится в земле? – Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней. - Каково значение грибницы? Ответ найдите на странице учебника. -Можно ли назвать грибы санитарами леса?Как они лечат лес? -Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? -Почему названия некоторых грибов похожи на название дерева? Учитель достает из корзинки подберёзовик, подосиновик. -Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели. -Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя». Почему так говорят? Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? 3.Съедобные и несъедобные грибы. – Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу»? К царству грибов относится около 100 000 известных видов. - На какие группы вы бы их могли разделить? Грибы бывают съедобные (которые мы без опаски употребляем в пищу) и несъедобные (которые содержат яд, очень опасный, иногда смертельный для человека). –А для чего нам нужны несъедобные грибы? Физкультминутка 3 класс шел, шел Белый гриб нашел. Берём? Берём! И дальше идём Оказывается, существуют грибы- двойники. Чтобы их отличить, нужно знать их отличительные признаки. - Сейчас каждая группа поработает с парой грибов –двойников и назовёт их отличия. В этом вам поможет учебник. На странице114 найдите описания этих грибов. Сравните грибы по следующим параметрам: шляпка, ножка, мякоть и после сравнения сделать вывод съедобный или несъедобный гриб. Занесите свои результаты в таблицы Прочитайте задание: | 1б 1б+1б 1б. 2б 1б 1б 1б 1б 1б 1б за верный признак (4б) | -Корзинку.(Вывешиваем на доску) Работают с муляжами. -Шляпка, ножка С.112 – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД Рисуют схему строения гриба, подпишите его части. (Взаимопроверка.) Работа в рабочей тетради(задание № 1, с. 54). -Грибница. -Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД С.112 Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. - Подберезовик, подосиновик .с.112ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природ С.112ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД Работа с текстом(Влага, тепло, питательная среда.) -Лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых. С.114 Работа в группах (таблицы) Задание: Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников. |
VI. Первичное закрепление | Каждый учащийся получает карточки с заданием: - У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями. Выбрать правильный ответ на вопросы теста. – Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+». | Каждый ответ – 1б (5 б) | Индивидуальный труд Тест 1.Какая часть гриба является подземной?
2.Назови несъедобный гриб.
3.Где можно собирать грибы?
4.Где грибы берут питательные вещества?
5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?
|
VII. Закрепление Изученогоматериала. | 1. Первая помощь при отравлении грибами. -Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила оказания первой помощи при отравлении грибами. - Назовите признаки отравления грибами. -Что нужно предпринять при отравлении грибами? – Сверьте свои ответы с верными ответами. При отравлении грибами: 1. Немедленно вызвать врача. 2. Промыть желудок. 3. Выпить активированный уголь. 2. Правила сбора грибов. – А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы. – Могут ли съедобные грибы стать ядовитыми? | 1б за каждый верный ответ 1б за каждый верный ответ (6 б) | ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у нее развилась рвота, началось расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача. Случай 2. Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой. С.115. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУД 1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. 2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. 3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить. 4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. 6. Никогда не пробуй гриб на вкус! |
VIII. Итог урока. Рефлексия. |
– С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке? – Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?
– Какой вид работы понравился? – Что было трудно?
Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой | 2б -1 вопрос | Вывод: грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью. Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». |
1Х. Организация домашнего задания | 1.Выучить памятку «Как собирать грибы»; 2.Подготовить информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями. |
Приложение
Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у нее развилась рвота, началось расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2. Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века"
Полный конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы", с использованием технологии критического мышления....
Презентация урока окружающего мира по теме "Грибы"
Представлена презентация урока окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века", технология критического мысшления....
Урок окружающего мира 3 класс "Грибы"
многообразие грибов, плесневые грибы, съедобные грибы, ядовитые грибы, почему гриб назвали "белый"?...
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира "В царстве грибов"
Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся правилам работы в парах и группах...