Открытый урок в 4 классе. Земля - наш общий дом.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Мочалова Валентина Николаевна

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Задачи:

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.

3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass.docx935.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 4 классе.

Земля - наш общий дом.

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Задачи:

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.

3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор,плакаты,

Место проведения: учебный класс.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Давайте поприветствуем наших гостей.

2. Введение в тему.

- Ребята, посмотрите внимательно на ребусы и попробуйте определить тему нашего урока.

наC:\Users\User\Pictures\i9O9F8KZH.jpg,,

C:\Users\User\Pictures\img12.jpgC:\Users\User\Pictures\iG0NQBV7O.jpg

3. Сообщение темы

- Тема нашего занятия: «Земля – наш общий дом!».

Сегодня мы будем говорить о нашем общем доме. Почему? А ответ получите, просмотрев видео. Обратите внимание на экран. (Видео “Земля - наш общий дом”)

- Мы живём на большой и красивой планете, имя которой – Земля. На земле есть все необходимые условия для обитания живых существ. Вспомните и назовите эти условия. (Воздух, вода, солнечный свет и тепло)

 - По Земле мы ходим, по ней текут реки. Что еще есть на нашей планете? ( Поля, леса, моря, луга.)

- Ребята, что же такое природа? (Это все то, что нас окружает)

( земля, цветы, трава, животные, птицы, леса.)

-Для чего нам всем нужна природа? ( Любоваться, радоваться, отдыхать, дышать.)

- И мы должны любить, беречь и украшать наш общий дом.

Учитель:  - У вас было задание выучить стихотворения к этому уроку. Давайте выступим с ними у доски.

1.Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
И месяц молодой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

2. Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть-

Леса и горы и моря,

Всё называется Земля!

3. Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!

4. Отмечаем День земли,
День лесов, полей и пашен,
Сердце бьется от любви:
«Это все родное, наше!»
Любим мы речной разлив,
Моря синюю прохладу,
Для людской простой души
Это вечная отрада!
Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,
Всем землянам дорогая!

 Учитель: - Наш урок сегодня необычный, мы отправимся с вами в путешествие по нашей замечательной прекрасной  земле по станциям. Вам предстоит пройти трудные, но интересные испытания, где вы должны проявить свою смекалку, ловкость и смелость. Показать свои знания и умения.

Ну что, ребята, вы готовы?  В таком случае начинаем!

1 станция «Кластер и синквейн» (парная работа)

- Ребята!  (С какими словами ассоциируется слово «земля»?)  Что вы представляете, услышав это слово? Давайте составим кластер и синквейн.

( Кластер -1 пара, синквейн -2 пара)

2 станция - Кроссворд “Планета Земля” (работа в группах)

Вспомните различные природные явления, заполните  кроссворд.

http://kladraz.ru/images/5(18).jpg

1. Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки.   (Листопад.)        

 2. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния.)

 3. Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост -

Я б достал рукой до звезд. (Радуга.)

 4. Хлещет, хлещет по кустам,

бьёт без промаху.

 Всю малину исхлестал,

всю черёмуху.

Ну, зачем так сильно лить.

Набок яблоню клонить? (Ливень.)

 5. Мышка юркая одна

Пробиралась ночью в норку.

Вдруг, увидев в небе корку,

Громко пискнула она:

- Кто-то в небо уволок

Сыра вкусного кусок! (Месяц.)

 6. Подходила - грохотала.

Стрелы на поле метала.

Нам казалось - шла с бедой,

Оказалось - шла с водой.

Подошла да пролилась –

Вдоволь пашня напилась! (Туча.)

 7. На дворе переполох –

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина.

У нее теперь ангина. (Град.)

 8. Лишь солнце погасло

 и стало темно,

Как по небу кто-то

рассыпал зерно.

Какое? Не знаю...

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звезды.)

9. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

 10. Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. (Туман.)

 11. Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

 12. Упала лента алая

В луга, за край села.

Весь день ее искала я,

Да так и не нашла...

Но лишь вокруг сгустилась тьма,

Как лента вдруг нашлась сама!.. (Заря.)

Проверка.

3 станция  - Викторина  «Растения и животные»  (читают и отвечают по очереди).

1. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя ее вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

2.Название этого дерева происходит от слова “лист”, а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница.)

3.Это могучее дерево в народе называли “прадед прадедов”. Древесину этого дерева использовали для изготовления кораблей. А форменную фуражку лесничего украшает  лист этого дерева. (Дуб.)

4.Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - “поземка”, у немцев - “земляная ягода”. По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

5. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

6. Это сумчатое животное - великолепный прыгун; способен одним прыжком перепрыгнуть на 912 м, наряду со страусом эму изображен на гербе Австралии. Кто это? (Кенгуру.)

7. Ни один запах в мире не может сравниться по силе и нестерпимости с тем, который распространяет это изящное на вид животное. Этот запах разносится на несколько километров, пропитывая предметы на целые месяцы. Человек, попавший в струю запаха, теряет сознание, а зверь - на время слепнет. Что это за животное? (Скунс.)

8. Это надоедливое насекомое имеет более 750 000 разновидностей и является одним из самых многочисленных на Земле. (Мухи.)

4 станция «Азбука народной мудрости» (парная работа)

У вас на столах лежат листочки с приметами и пословицами.  Первая часть пословицы написана в левом столбике, а вторая часть во втором столбике. Надо правильно соотнести их друг с другом.

Приметы.

1.Сильная роса – к… (ясному дню).

2.Стрижи низко летают – к… (дождю).

3.Гусь лапу поджимает – к… (стуже).

4.Много инея зимой – к… (урожаю).

Пословицы о родном крае

1.За морем теплее, а на родине… (светлее).

2.Родная сторона – мать, а чужая… (мачеха).

3. Своя земля и в горсти ….(мила)

Пословицы о растениях

1.Яблоко от  яблони недалеко… (падает)

2.Дерево ценят по плодам, а человека по… (делам).

3. Дерево ценится корнями, а человек….(друзьями)

Пословицы о птицах.

1.Лучше синица в руке, чем… (журавль в небе).

2.На чужой сторонушке рад своей… (воронушке).

3.Воля птичке дороже золотой…. (клетки).

Пословицы о  животных 

И собака помнит, кто её …(кормит).
Корова черна, да молоко у неё…. (бело).

Медведь не от хорошей жизни лапу…(сосет).

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост…(бережет).

5 станция  - «Правила поведения на природе» ( индивидуальная работа)

В правилах поведения на  природе многие советы начинаются со слова « Не ». Вспомните эти советы. Каждый напишет чего нельзя делать в лесу и  по очереди  даёт свой ответ.

Примерные ответы учащихся.  

1. Не разводи костров в сухую погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях.

«Растениям»:

1.Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

2. Не вырезайте надписи на деревьях, не повреждайте кору деревьев.

3. Ни травинку, ни лист зря не рвите.

4. Не оставляйте мусор в лесу.

5. Не разжигайте в лесу костёр.

6.Не вырубайте деревья.

 «Животным»:

1. Не ловите детёнышей диких животных и не уносите их домой, они не могут жить в неволе.

2. Нельзя уничтожать лягушек, жаб, ужей.

3. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков и других насекомых, они нужны цветущим растениям.

4. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса.

5. Не разоряйте птичьи гнёзда, не подходите близко к ним.

«Грибам»:

1. Собирайте грибы только со взрослыми.

2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.

3.Собирайте только знакомые грибы.

Учитель:

Давайте будем беречь природу,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам всем с вами!»

Любите и берегите природу.

6 Станция «Зоологическая»

C:\Users\админ пк\Desktop\slide_7.jpg                C:\Users\админ пк\Desktop\slide_8.jpg

7 станция – «Земля - наш дом»

- Я предлагаю вам стать юными редакторами и   выпустить газету  на тему «Земля – наш общий дом».  (Звучит песня.)  

- Пора приступать к работе. Чтобы наша газета получилась интересной  и красочной, дополните все выполненные задания, которые у вас на листочках и приклейте их.

(Дети подбирают все задания, которые выполняли, и наклеивают).

 - Замечательная газета получилась! Пусть газету прочитают наши гости, родители  и учащиеся нашей школы.

Подведение итогов. 

Учитель:

 - Если каждый из нас постарается выполнить своё обещание и будет соблюдать правила поведения в окружающей среде, то наша планета останется жить. Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека. И мы должны об этом помнить и приложить усилия, чтобы этот дом всегда процветал.

Учитель: - Вы сегодня, ребята, потрудились на славу! Показали свои знания и узнали много нового и интересного.

Рефлексия:

 - Сейчас  каждый из вас продолжит фразу:

Я узнал …  Я запомнил … Я удивился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

мероприятие для начальных классов "Земля-наш общий дом"

мероприятие для начальных классов "Земля-наш общий дом"...

Урок по окружающему миру 4 класс."Земля - наш общий дом.(проблемы экологии)"

Урок по окружающему миру 4 класс."Земля - наш общий дом.(проблемы экологии)"...

4 класс Открытый кл ч 22.04.2016 Земля - наш общий дом

классный час на экологическую тему...

Мастер-класс "Земля - наш общий дом" с презентацией

Мастер-класс "Земля - наш общий дом" о воспитании бережного отношения к природе у младших школьников с презентацией...

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс"Земля- наш общий дом"

проверка знаний детей по разделу "Земля - наш общий дом"...

Мастер-класс "Земля - наш общий дом"

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ       Мастер-класс по  теме: «Земля - наш общий дом» Зиннатуллина Р.Х . учитель ОБЖ и...