Мастер-класс "Земля - наш общий дом" с презентацией
методическая разработка на тему

 

Мастер-класс "Земля - наш общий дом" о воспитании бережного отношения к природе у младших школьников с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Мастер-класс «Земля – это наш общий дом»                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                               Дунаева С.А.,

                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                              высшей квалификационной категории

                                                                                                                                              МОУ «Каслинская СОШ №27»

      Этап

                                Действия мастера

                                                                                          Действия участников

          Примечание

 I. Индукция

-мотивация

-личностная

значимость

проблемы

- Уважаемые коллеги! Большое спасибо за то, что вы согласились мне помочь, участвуя в Мастер-классе. Все необходимые для вас материалы имеются на столах. Я приглашаю вас к сотрудничеству.

- «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда»

-Какие мысли возникли у вас, когда вы увидели и услышали эту фразу?

(жизнь существует только на планете Земля, мы должны беречь нашу планету)

- Эти слова принадлежат Антуан  де Сент-Экзюпери и  действительно, каждый из вас прав по-своему, исходя из своего жизненного опыта.

          Размещены за столами

    Высказывают свои мысли

Слайд 1

Слайд 2

-со щелчка

II. Самоконст-

       рукция

-индивиду

    альное

  создание

  гипотезы

       В настоящее время коренным образом изменяется взгляд человека на живую природу и на себя в ней. Ушла в прошлое уверенность, что природу можно безнаказанно грабить и разрушать.

    Земля – это наш общий дом, а есть ли смысл грабить самих себя?

    Передовое человечество, наконец, приходит к убеждению, что жить в нашей биосфере необходимо по экологическим правилам.

    Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства необходимо обучение.

Основная  задача экологического образования заключается в следующем:

Формирование рациональных отношений подрастающего человека с окружающим миром – во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.

     

 В рамках реализации эксперимента по апробации ФГОС второго поколения у меня появилась возможность соединить урочную и внеурочную деятельность. Вот уже третий год я работаю со своим классом  в режиме удлинённого учебного дня. Внеурочная деятельность предусматривает следующие направления: (обозначены на слайде)

  • Образовательное
  • Патриотическое
  • Художественно-эстетическое
  • Общественно-полезное
  • Спортивно-оздоровительное
  • Проектная деятельность

    Внеурочная деятельность учащихся при изучении естественнонаучных  дисциплин является продолжением учебной работы, т.е. выступает полноправным компонентом воспитательно-образовательного процесса,  направленного на систематическое образование.

Осознавая, значимость экологического образования и основываясь, на опыте работы в этом направлении я разработала программу экологического образования «Друзья природы» для первого, второго и третьего класса начальной школы.

 

При составлении своей программы учитывала:

- формирование универсальных учебных действий;
- подбор таких форм, которые гарантируют достижение результата;
- диагностика  результативности и эффективности урочной и внеурочной деятельности

Не читать

Слайд 3 фото Земли

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

III. Социо-

конструкция

- групповая    

     Работа

Афиширование своего опыта Мастером

Афиширование результатов деятельности участников Мастер-класса

Разрыв  «инсайт» «понимание»

- «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зелёный дом», - говорят экологи.

Моря и реки, леса и горы, деревни и города…как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нём живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

- Всё ли в порядке в нашем Зелёном доме?

(В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки…)

- Кто виноват в этих нарушениях?

(к сожалению, сами люди)

- Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.

И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»

-Давайте и мы об этом подумаем и выполним задания в группах. Вам предлагаются компетентностно-ориентированные задания.

- Посмотрите на столы и определитесь в какой вы группе будете сотрудничать.

Задание для экологов: Наш класс скоро пойдёт в поход.

Составьте правила друзей природы,

которые вам пригодятся при этом.

  1. Запишите правила на предложенных бланках
  2. Обсудите в группе полученный результат

Задание для художников-оформителей: 22 апреля мы будем отмечать День рождения Земли. Давайте сделаем нашей планете подарок –

оформим коллаж на тему «Берегите природу на планете Земля!»

  1. Оформите коллаж используя предложенные материалы
  2. Продумайте как представить свою работу и представьте её.

Задание для цветоводов: Наш класс получил задание

оформить клумбу возле школы.

 1. Пофантазируем и сделаем

эскиз клумбы, которая будет

радовать нас и всех окружающих в

середине лета.

2.Оформим  свой эскиз.

3. Продумаем  и представим свою работу.

Задание для знатоков родного края: Летом к вам приедут друзья возможно,  им захочется узнать  о нашем крае. Вы можете выступить в роли экскурсоводов. Для этого вспомним названия озёр, гор, растений и животных нашего края и составим крестословицу .

   Как вы поняли из вышесказанного, внеурочная деятельность в образовательном процессе с моими детьми является важной составляющей.  

- А как вы считаете, зачем ФГОС второго поколения предусматривают введение внеурочной деятельности в образовательный процесс?

(Для гармоничного развития, для всестороннего развития личности)

-Верно, так и прописано, а разве мы не должны достичь результатов?

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Например, школьник приобрёл некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт действия.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1 уровень – Школьник  знает и понимает общественную жизнь. Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями на первом году обучения. Мне помогают следующие формы: 

  • Этические и познавательные беседы (Центральная детская библиотека ДК им. Захарова)
  • Тематические кинолектории (кинотеатр «Россия»)
  • Занятия объединений художественного творчества
  • Социальные акции «Собери мусор в школьном дворе», «Чистая школа»
  • Занятия в спортивных секциях
  • Курс «Час здоровья»
  • Экологический кружок «Зелёный дом»
  • Образовательные экскурсии (школьный музей, музей «Русская изба» в ДК им.Захарова)
  • Занятия объединений художественного творчества
  • Экологический кружок «Зелёный дом»

2 уровень – Школьник ценит общественную жизнь, т.е.

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания). Для достижения этого необходимы взаимоотношения с одноклассниками, другими учениками школы. Это характерно для ребят 2-3 классов

На этом уровне я использую такие формы внеурочной деятельности:

  • Концерты, инсценировки
  • Участие в ежегодных выставках Детского дома творчества
  • КТД (конкурсы букетов и поделок, интеллектуальные марафоны – смотры знаний)
  • Конкурсы рисунков и творческих работ на экологическую тему
  • Конкурсы чтецов
  • Оздоровительные акции, дни здоровья, прогулки и походы на природу

- Конкурс букетов

- Конкурс рисунков

- Прогулки и походы на природу

3 уровень – Школьник самостоятельно действует в общественной жизни, т.е.,получение школьников самостоятельного опыта действия. Это становится реально возможным к 4 классу

На этом уровне я планирую использовать такие формы внеурочной деятельности:

  • Проблемно-ценностная дискуссия с участием работников центральной детской библиотеки
  • Проекты (социально-ориентированные, исследовательские)
  • Концерты для детского сада, благотворительные концерты
  • Внешкольные акции «Чистый двор», «Друзья природы», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.
  • Туристско-краеведческие экспедиции

(Ильменский заповедник, краеведческий музей г.Челябинска, Детский эколого-биологический центр г.Озерска)

 Переход на новый уровень результатов возможен только при достижении предыдущего, важна поэтапность.

После поэтапного достижения результатов, как вы думаете чего можно добиться?

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали его компетентности, идентичности.

Эффект будет возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации достигли своих результатов.

- А сейчас попросим наших участников, выполнявших проектные задания представить продукты групповой творческой деятельности.

  • Юных экологов (урочная деятельность)
  • Художников-оформителей (внеурочная деятельность) подобной работой мы занимаемся на кружке «Зелёный дом»
  • Цветоводов (Внеурочная деят-ть) такой социально-ориентированный проект мы проводим в нашей школе. Такая клумба летом будет радовать не только учеников, учителей и родителей, но и тех кто проходит мимо.
  • Знатоков родного края. Пожалуйста, представьте свою работу.

Да, действительно, вы знаете свой край и не сомневаюсь, что любите и бережёте его. Спасибо.

   Региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности – это также составляющая моей программы. Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, человеком любящим свою малую Родину, умеющим видеть красоту природы - это основа концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Люблю Касли за красоту природы,

За ширь  озёр, голубизну воды.

Объединитесь, люди и заводы,

В защиту окружающей среды.

Чтоб видеть чистый воздух над Каслями,

Прозрачным – небо, розовым – восход,

Чтобы легко дышали вместе с нами

Все обитатели лесов, полей  и вод;

Чтоб летом город чаще поливали,

Чтоб чистыми остались Киреты,

Чтоб в зелени жилища утопали,

Росли в газонах яркие цветы! (Лидия Смирнова)

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свои мысли

Слушают задания Мастера

Группа представившая задание садится.

Слайд 7 по 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

 Слайд 18

 

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Готовые модели представляются для всех

Слайды с 32 по 41 с Каслинской природой включить музыку

IV. Рефлексия

- Я думаю,  если будет эффект воспитания, то и слова сказанные Антуан де Сент-Экзюпери будут понятны и прочувствованы уже с младшего школьного возраста.

- Уважаемые коллеги, со следующего учебного года в каждой школе вводятся стандарты второго поколения. Я желаю всем нам успешной реализации урочной и внеурочной деятельности, достижения результатов и воспитательных эффектов.

Слайд 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...

Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагарин.

Презентация к классному часу "Наш герой!"  Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагари...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...