Конспект урока на тему "Отечественная война 1812года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предоставленный материал позволит учителю сформировать знания учащихся об этапах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года и значения для России Бородинского сражения через использование современных приемов обучения в условиях введения ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение: МБОУ «Бавленская средняя школа имени Героя Советского Союза Рачкова П.А.» Кольчугинского района Владимирской области.
Учитель: Федотова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов.
Образовательная система: «Школа России».
Предметная область: Окружающий мир.
Название и авторы учебника: Окружающий мир. 4 кл.: учебник для 4 общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2020. (ФГОС)
Класс: 4
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: «Отечественная война 1812 года».
Цель урока: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, предметных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Отечественная война 1812 года».
Учебные задачи, направленные на изучение предметных результатов обучения:
- сформировать знания об этапах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года и значения для России Бородинского сражения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу;
- овладевать приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Коммуникативные:
- развивать умения работать в паре, группе, учитывать отличные мнения от собственного;
- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- формировать умение задавать вопросы, грамотно строить речевые высказывания;
- формировать умения распределять функции и роли в совместной деятельности.
Познавательные:
- формировать умения определять тему урока;
- формировать умения работать с информацией: выделять главное из разных источников (текста, видеоматериала, сообщения, рисунка – схемы), анализировать, обрабатывать в технологической карте урока, сохранять, воспроизводить;
- формировать умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать ценностное отношение к историческому наследию;
- систематизировать познавательный интерес и положительную мотивацию к изучению новой темы;
- формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
- активизировать словарь учащихся;
- развивать положительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Прогнозируемые результаты: у учащихся будет сформировано представление о борьбе России с иностранными захватчиками в 1812 году; учащиеся осознают, почему война 1812 года называется Отечественной и в чем значение этого события в истории России.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, пакеты инструкций и заданий.
Музыкальный ряд: романс «Генералам 1812 года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Вход в урок. Цель: Активизация внимания учащихся, создание настроя на работу. | ||
Организует учащихся, стимулирует деловой настрой на работу. Дорогие мои друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем мы урок. Вспомним законы урока. | Настраиваются на работу. Дети произносят слова: У «Умеешь сам, научи другого! Р «Работаем на общий результат». О «Один - говорит, другие - слушают». К «Когда не согласен, свое несогласие высказывай вежливо!» | Коммуникативные. |
2. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: Проверка знаний учащихся по теме «Екатерина II». | ||
Актуализирует знания учащихся, организуя работу по карточкам с разноуровневыми заданиями» На прошлом уроке вы узнали о продолжательнице дел Петра I Екатерине II (Великой) и о выдающихся людях, которые входили в ее окружение. На сколько вы были трудолюбивы в подготовке домашнего задания, мы сейчас проверим. Перед вами лежат 3 вида карточек – заданий.
Выберите задание по уровню подготовки изученной вами темы. Возьмите «Лист правильных ответов» и оцените ваши знания. | Оценивают свои знания по изученной теме. Учащиеся работают по карточкам с разноуровневыми заданиями. Дети сверяют ответы с образцом и оценивают свои знания по изученной теме. | Познавательные, личностные, регулятивные. |
4. Целеполагание и планирование деятельности. Цель: В совместной деятельности определить тему урока, поставить учебные задачи. | ||
Формулирует проблемный вопрос урока, побуждает к поиску ответа, обобщает ответы учащихся, мотивирует изучение новой темы. Приблизить к нам далекое прошлое, сделать его зримым, помогут исторические личности. Познакомьтесь, поэт М. Ю. Лермонтов, историк Н. М. Карамзин, художник А. Д. Кившенко. Послушайте отрывок из моего стихотворения «Бородино». Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Ребята, как вы думаете, какое событие описывает М.Ю. Лермонтов в этом отрывке? - Между какими странами происходили «схватки боевые?» - Какие главные слова вы услышали в произведении? (Учитель вывешивает карточки со словами: Россия, французы, сражение, Бородино, Москва, пожар.) - Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года». Хотите узнать об этом историческом событии подробнее? Сопоставьте между собой название темы урока, главные слова из отрывка стихотворения. Используя вопросительные слова, составьте вопросы, на которые хотели бы узнать ответы. (Используется прием ТРКМ «Вопросительные слова») - Таким образом, сегодня на уроке мы с вами попытаемся узнать … Учитель предлагает учащимся план изучения темы урока:
Всю необходимую информацию вы будете фиксировать в технологической карте урока. | Отвечают на проблемный вопрос, формулируют познавательные вопросы. Введение ролей: поэт М. Ю. Лермонтов, историк Н. М. Карамзин, художник А. Д. Кившенко. Декламация отрывка. Ответы учащихся. - Почему война между Францией и Россией называется Отечественной? - Кто командовал французской армией, русской армией? - Почему в стихотворении упоминается Бородино? - Когда и почему французы заняли Москву? - Почему случился пожар в Москве? | Познавательные, коммуникативные. |
4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия. 4.1. Чтение статьи из учебника. Цель: организовать изучение нового материала по статье из учебника. | ||
Организует изучающее самостоятельное чтение статьи из учебника. Прочитайте статью «Нашествие Наполеона на Россию». В тексте найдите слова, которые истолкуют вам значение слова «нашествие» Используем чтение с пометами (прием ТРКМ «Инсерт»). Проверим работу. Как вы объясните понятие «нашествие?» Какая информация вам уже известна? Есть ли в статье ответы на вопросы урока? Прочитайте. В технологическую карту урока занесите интересующую нас информацию. | Читают учебную статью, находят конкретные сведения, отмечают в тексте информацию с помощью специальных знаков, обрабатывают информацию в технологической карте урока. Во время чтения делают пометы: «!» Информация, которая поможет ответить на вопросы урока. «?» Информация, которая не совсем понятна. «+» Известная информация. Работа с заданиями технологической карты №1, №2. Сообщение историка о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове. | Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные. |
4.2. Просмотр кинофрагмента с дальнейшей работой по схеме-рисунку Бородинского сражения. Цель: организовать изучение нового материала с помощью кинофрагмента и схемы-рисунка. | ||
Организует просмотр кинофрагмента и работу по схеме-рисунку в паре, обобщает словарный запас учащихся. Сейчас вы будете смотреть кинофрагмент «Бородинское сражение». Вам встретятся незнакомые слова «редут», «флаг», «флеши», "кавалерия". Рассмотрим схему-рисунок «Бородинское сражение». Найдите расположение частей русской армии, фамилии генералов, которые ими руководили. | Просматривают кинофрагмент, воспроизводят увиденное по схеме-рисунку, обрабатывают информацию в технологической карте урока. Обогащение словарного запаса учащихся. Просмотр кинофрагмента. Работа в паре со схемой-рисунком «Бородинское сражение». Обработка информации в технологической карте урока №3, №4. Сообщение художника о панораме «Бородинская битва». Декламация отрывка из произведения «Бородино» Вам не видать таких сражений!.. | Познавательные, личностные. Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. |
4.3. Групповая работа. Цель: создать условия для открытия нового знания через работу группы. | ||
Организует взаимодействие учащихся для изучения нового материала в малых группах постоянного состава, осуществляет проверку самостоятельной работы и обобщение. Отправляемся на поиск информации: 1. Военный совет в Филях. 2. Пожар в Москве. 3. Изгнание "Великой армии". Будете работать в группах. У каждой группы сформулирована проблема. Обсудите проблему, приводя свою аргументацию, конкретизируя примерами | Изучают текстовый материал в группах, находят конкретные сведения по вопросам, обсуждают, обобщают сведения, обрабатывают информацию в технологической карте урока. Работа в группах. Прием работы с текстом «Водоворот» По завершении работы представитель каждой группы сообщает сведения по изученной проблеме. Художник А. Д. Кившенко о картине. Вашему вниманию я представляю свою работу под названием «Совет в Филях». Сюжет картины отражает важное событие после завершения Бородинского сражения. На ней запечатлено совещание военачальников, созванное Михаилом Илларионовичем Кутузовым 1 (13) сентября 1812 г. Вы рассматриваете момент спора между М.И.Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л.Л.Бенигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. 1 группа. «Когда и почему было принято решение о сдаче Москвы неприятелю?» Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы еще одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? М.И. Кутузов говорил: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Полководец принял нелегкое решение отступить. М.И. Кутузов нашел в себе силы мужественно принять решение ради сохранения армии. Обработка информации в технологической карте урока №5 Комментарий поэта. «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: 2 группа. Что ожидало Наполеона и его армию в Москве? Наполеон вошел в Москву. Его встретил опустевший город. Не так было в других странах Европы, когда ему с почетом подносили ключи от покоренных городов. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Чтобы ничего не досталось врагу, москвичи сжигали свое имущество. При этом пожаре сгорели все деревянные постройки Москвы. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры, продовольствия не хватало. Спустя месяц после пребывания французской армии в Москве, Наполеон приказал покинуть город. Обработка информации в технологической карте урока №6. 3 группа. Как происходило изгнание из России «Великой армии» Наполеона? Наступила очередь окрепшей и численно увеличившейся русской армии под руководством М.И. Кутузова, преследовать и насильно гнать неприятеля по старой, разоренной дороге, т.е. откуда пришел. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Большой урон наносили партизаны. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием. Крестьянка Василиса Кожина руководила женщинами и подростками. Небольшим конным партизанским отрядом командовал Денис Васильевич Давыдов. Обработка информации в технологической карте урока №7 Комментарий историка. В декабре 1812 года русская армия под руководством М.И. Кутузова окончательно разгромила французскую армию Наполеона Бонапарта. Сам Наполеон бежал, оставив остатки своей армии на произвол судьбы. 25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные |
5. Систематизация и обобщение полученных знаний. Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные из разных источников. | ||
Организует проверку знаний учащихся и обобщает изученный материал. Блиц-опрос «Вопрос-ответ». А теперь, ребята, подведем итог нашего урока. | Озвучивают новые знания, обобщают информацию, полученную из разных источников, обрабатывают информацию в технологической карте урока Ответы учащихся. Обработка информации в технологической карте урока №8 И (Что на уроке было интересно?) Т (Что на уроке было творческим?) О (Что на уроке стало для вас открытием?) Г (Каково главное значение Отечественной войны 1812 года в истории России?) | Предметные, регулятивные, личностные, коммуникативные. |
6. Домашнее задание. Цель: провести инструктаж, который поможет учащимся выбрать вариативное домашнее задание. | ||
Проводит инструктаж по выполнению вариативного домашнего задания. Обязательно: Учебник: с. 112-117 пересказ, Печатная тетрадь Дополнительно: «Память потомков»:
| Выбирают из списка одно вариативное задание. | |
7. Рефлексия. Цель: организовать рефлексивную оценку своего ценностного отношения к историческому наследию. | ||
Организует самооценку по критериям, высказывает свое оценочное суждение и завершает урок. Показ видеосюжета «Генералам 12 года посвящается…». Ребята, мне сегодня хочется, чтобы наш урок для вас стал не только древом мудрости, но и древом чувств. - красный лист (гордость, восхищение) - зеленый лист (сострадание, сочувствие) - желтый лист (никаких чувств). В честь великого Бородинского сражения осталась еще одна память – вкусный ржаной хлеб «Бородинский». Возьмите по кусочку ароматного хлеба, и, лакомясь им, вспомните добрым словом русских воинов и народ, которые защитили и освободили Отечество от армии Наполеона. | Высказывают оценочное суждение своего отношения к историческому наследию. Выражают своё отношение к теме урока с помощью листьев (прикрепляют их к дереву). | Регулятивные, личностные. |
Приложение 1
Проверка домашнего задания.
Карточка на оценку "3".
Соедини между собой следующие высказывания.
- Титул Екатерины II. А. В. Суворов
- На Сенатской площади "Наука побеждать"
- Один из крупнейших Ф. Ф. Ушаков
музеев мира
- Командующий Емельян Пугачёв
Черноморским флотом
- Крепость Измаил Эрмитаж
- Книга А. В. Суворова Медный всадник
- Предводитель крестьян Екатерина Великая
"Лист правильных ответов".
Титул Екатерины II | Екатерина Великая |
На Сенатской площади | Медный всадник |
Один из крупнейших музеев мира | Эрмитаж |
Командующий Черноморским флотом | Ф. Ф. Ушаков |
Крепость Измаил | А. В. Суворов |
Книга А. В. Суворова | "Наука побеждать" |
Предводитель крестьян | Емельян Пугачёв |
Карточка на оценку "4".
Продолжательницей дел Петра первого стала ________________________________.
В городах по приказу императрицы появились _______________________________.
Для детей бедняков и сирот в Москве был открыт ____________________________.
В Санкт - Петербурге Екатерина воздвигла памятник Петру Первому_____________
____________________________________________________________________.
Самая тяжёлая участь выпала на долю ______________________________________.
При Екатерине Россия утвердилась на берегах______________________________
___________________________________________________________________.
В войне с Турцией одержали победы полководец ________________________ и флотоводец _________________________.
"Лист правильных ответов".
Продолжательницей дел Петра первого стала Екатерина II (Великая).
В городах по приказу императрицы появились народные училища.
Для детей бедняков и сирот в Москве был открыт воспитательный дом (приют).
В Санкт - Петербурге Екатерина воздвигла памятник Петру Первому "Медный всадник".
Самая тяжёлая участь выпала на долю крепостных крестьян.
При Екатерине Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.
В войне с Турцией одержали победы полководец А. В. Суворов и флотоводец
Ф.Ф. Ушаков.
Карточка на оценку "5".
По горизонтали:
1. Её, так же, как и Петра, называли Великой.
2. Люди, которые принадлежали к господствующему классу населения.
По вертикали:
3. На этом море русский флот разгромил турецкий.
4. Имя предводителя крестьянского восстания.
5. Загородный дворец императорской семьи.
6. Одержал победу над турецкой крепостью Измаил.
7. Флотоводец.
"Лист правильных ответов"
1. Екатерина. 2. Дворяне.
3. Чёрное. 4. Емельян. 5. Петергоф. 6. Суворов. 7. Ушаков.
Приложение 2
Сообщение историка Н. М. Карамзина
Наполеон Бонапарт.
Французский полководец Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже в 16 лет. В 24 года он был уже генералом, а в 35 лет Наполеона провозгласили императором Франции. Но Наполеон был не только императором Франции, он являлся главнокомандующим французской армии. С одной стороны – блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны – захватчик, разрушающий города, проливающий кровь, несущий смерть, боль и слезы. Более 10 лет водил он войска в разные страны и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию и стать владыкой мира.
Михаил Илларионович Кутузов
Михаил Илларионович Кутузов стал известен еще при Екатерине II.Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. Размышляя о войне, Кутузов придерживался такой формулы: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым»
«Старый лис Севера» - сказал о Кутузове Наполеон.
Одной из главных черт Михаила Илларионовича Кутузова – человека и военачальника были осторожность и хитрость. В грозном 1812 году император России Александр I назначает главнокомандующим русской армии генерала Михаила Илларионовича Кутузова. «Прибыл Кутузов бить французов» - говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках.
Сообщение художника А. Д. Кившенко
Ф.А. Рубо «Панорама Бородинского сражения»
К столетнему юбилею Бородинской битвы русский художник Франц Алексеевич Рубо создал панораму сражения. Холста панорамы тянется по кругу на 115 метров. На нем 3000 фигур.
Сама панорама ярко освещена, но зрители смотрят на нее из темноты.
И еще одна особенность панорамы. У нее есть «передний план». На полу перед холстом навалены бревна, колья, тускло поблескивают пушечные ядра и колеса разбитых пушек. От смотровой площадки до панорамы всего 13 метров, но кажется, что фигуры на холсте отодвинулись вглубь, как бы ожили. Панорама передает весь ужас Бородинского сражения, мужество и храбрость русских воинов.
Приложение 3
Технологическая карта урока учащихся.
- Французская армия вторглась в Россию______________________. Возглавил армию _____________________________.
- Главнокомандующий русскими войсками был назначен ______________
______________________________________________________________. - Бородинская битва произошла ______________________________________________.
- Левый фланг заняла армия _________________________________________________.
Правый фланг заняла армия ________________________________________________.
В центре возвышенность заняла батарея _____________________________________.
В критический момент битвы М.И. Кутузов послал в тыл противника кавалерию __________________________________________и казачьи полки ___________________________________________________________.
- После Бородинского сражения М.И. Кутузов принял решение ____________________________________________, чтобы _______________________для дальнейшего разгрома армии Наполеона.
- Чтобы ничего не досталось французской армии, жители Москвы _______________________________________________________________.
- В изгнании из России армии Наполеона помогали ____________________. Одним из командиров партизанского движения был __________________________________.
- Война 1812 года называется Отечественной, потому что ______________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение 4
Бородинское сражение
26 августа 1812 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная война 1812года в произведении И.С. Никитина "Русь"
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе.по программе "Школа России"Знакомство со стихотворением И.С. Никитина "Русь" с историей Отечественной войны 1812 года, показать ...
Великая Отечественная война 1812год.
Используется на уроке окружающий мир, 4 класс, тема: "Отечественная война 1812года", УМК "Школа России"...
«Недаром помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)
создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведенияМ.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событийвойны 1812г.и героев стихотворения был соотнесён с л...
конспект урока "Великая Отечественная Война"
Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с основными событиями ВОВ. Урок разбит на 3 этапа, что актуа...
Конспект урока "Великая Отечественная война"
Конспект урока по окружающему миру по теме«Великая Отечественная война»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: формировать представление о событиях Великой Отечественн...
Конспект урока "Детям о войне"
Познакомить детей с героями войны , которые совершили подвиги ради других людей. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны....