«Недаром помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения
М.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событий
войны 1812г.и героев стихотворения был соотнесён с личными восприятиями
учениками таких понятий .как «Родина», «Отечество», «героизм».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razrabotan_uchitelem_nachalnyh_klassov.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан учителем начальных классов ,высшей квалификационной
категории МБОУ «Гимназия № 152» Кировского района г.Казани.
Зайцева Елена Александровна.
При подготовке к уроку была использована литература:
Изоматериалы; текст.Авт.-сост. М.С.Андреева,М.П.Короткова
М.:Русская школьная библиотечная ассоциация. 2012
М.Ю.Лермонтов «Бородино» изд-во «Детская литература»1990г.
Урок литературного чтения в 4 «А» классе.
Тема: «Недаром помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)
Цель: создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения
М.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событий
войны 1812г.и героев стихотворения был соотнесён с личными восприятиями
учениками таких понятий .как «Родина», «Отечество», «героизм».
Задачи: предметные
-развивать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и
смысл текста в соответствии с заданием или проблемным вопросом
- развивать умение работать со словарями для объяснения лексического
значения слов из стихотворения.
метапредметные:
-освоение способов работы с учебной книгой
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемых
событий и явлений
-побуждать учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения ,
.аргументации своей точки зрения.
- создавать условия для развития у учащихся интереса к истории своего
Отечества.
Ход урока: Актуализация знаний
Учитель:
-Ребята,что вы можете сказать о следующих строчках стихотворения
И молвил он сверкнув очами:
« Ребята ! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(ответы детей)
Учитель: -Правильно, это строчки из знаменитого стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Бородино»
2.Постановка проблемы.
Учитель:
-На какие группы вы разделили бы эти слова?(слова записаны на доске, либо
используется мультимедиа) Булат, бусурманы , драгуны. залпы.заряд. картечь,
кивер, лафет, мусью, сеча, уланы, хват. штык.
(предполагаемые ответы детей. В результате обсуждения приходим к общему
решению)
Слова-оружия Слова-люди
булат бусурманы
залп драгуны
заряд мусью
картечь уланы
лафет хват
сеча
штык
(по ходу записи дети дают лексическое объяснения словам)
Учитель:
_Какое слово не вошло ни в одну категорию? (кивер)
-Что означает это слово?(военный головной убор)
3.Работа по содержанию текста
Учитель:
-Найдите в тексте строчки, в которых упоминаются данные слова
«Звучал булат, картечь визжала…….» и т. д.
-Какие фразеологические обороты встретились вам в тексте?
«У наших ушки на макушке….», «Спит в земле сырой…». «Постоять головой»
-Что означают данные обороты?
(ответы детей. При необходимости используем толковый и фразеологический
словари.)
-Я начну, а вы хором продолжайте строчки из стихотворения
1.Недаром помнит вся Россия
Про день……….(Бородино)
2.Уж постоим мы головою…….(За Родину свою)
3.И молвил он сверкнув очами……(Ребята, не Москва ль за нами?)
4.Когда б на то не Божья воля…….(Не отдали б Москвы)
4.Подведение итогов урока.
Сравнительный анализ.
Учитель:
-Как называется война 1812 года ? (Отечественная)
-Как называется война 1941-1945гг?(Великая Отечественная)
-Что общего в названии этих войн? (Отечественная)
-Что означает слово Отечество?
-Почему вторую войну называют « Великая?»(Отечественная война 1812 года длилась 6 месяцев. На Россию шла войной огромная армия Наполеона .На защиту своей
земли встала Русская армия.
Война 1941-1945гг. длилась 4 года. На защиту Родины поднялся весь многона -
-циональный народ ,Вся армия.)
-Какие события были общими в этих войнах?
1812г. 1941-1945гг.
Победа над французами Победа над фашистами
Враг у стен Москвы
Бородинское сражение Московская , Сталинградская.битвы..
Партизанское движение
Полководцы. М.И.Кутузов Г.К.Жуков
5.Рефлексия
Учитель
Прочитайте название урока. «Недаром помнит вся Россия…..»
-Как вы понимаете эти строчки?( Велико значение этих войн в истории нашей
Родины, велик подвиг её народа ,её воинов , сражавшихся против армии захватчиков
Мы должны помнить об этом и быть достойными наших героев- предков
6.Задание на дом.
Составить кроссворд по теме стихотворения «Бородино»
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)
Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы» Предлагаемый учебный материал может быть ис...
Отечественная война 1812года в произведении И.С. Никитина "Русь"
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе.по программе "Школа России"Знакомство со стихотворением И.С. Никитина "Русь" с историей Отечественной войны 1812 года, показать ...
Великая Отечественная война 1812год.
Используется на уроке окружающий мир, 4 класс, тема: "Отечественная война 1812года", УМК "Школа России"...
Презентация для классного часа "Бородино" (к 200-летию Отечественной войны 1812г.)
Данная работа представляет собой презентацию для демонстрации на уроках истории и на классных часах, посвященных Отечественной войне 1812 года. Основное внимание при отборе содержания уделялось ...
Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.
План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"...
Отечественная война 1812года
Презентация к уроку окружающего мира...
Конспект урока на тему "Отечественная война 1812года"
Предоставленный материал позволит учителю сформировать знания учащихся об этапах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года и значения для России Бородинского сражения через использование совреме...