Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2018 - 2019 уч. год
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:
- Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Рекомендована Согласована Утверждена
Руководитель ШМО Зам. директора Директор школы
------------- Л.А.Марченкова ---------- Н.А.Богатырева ------------- И.Н.Кухаренкова
Протокол заседания №1 Приказ №56/3 от 31.08. 2018г. от 27.08.2018г
Рабочая программа по
окружающему миру
для 3 класса
на 2018– 2019 учебный год
Учитель :
О.В. Мартынова
2018г.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:
- Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметныхиметапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание учебного предмета
Земля — наш общий дом (7ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (24ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.
Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Как люди жили в старину (11 ч)
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились люди в старину (7 ч)
Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Изобретения, которые совершил человек в XIX – XX веках (2ч)
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
Введение (1ч) | ||
1 | Вводный урок | 1 |
Земля — наш общий дом (7 ч) | ||
2 | Где и когда ты живёшь. Историческое время. Счёт времени в истории. | 1 |
3 | Солнечная система. Природные тела и явления. Природные и искусственные тела. Соолнце – звезда. Планета Земля – шар. | 1 |
4 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла. Солнечное тепло – условие жизни. Практическая работа: проращивание семян фасоли. | 1 |
5 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник света. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. Может ли человек жить без солнечного света? | 1 |
6 | Условия жизни на Земле. Вода – условие жизни на Земле. Источники пресной воды. Опыт: свойства и состояния воды Водоёмы Смоленщины. | 1 |
7 | Стартовый контроль | 1 |
8 | Условия жизни на Земле. Воздух условие жизни на Земле. Практическая работа: «Свойства воздуха». | 1 |
Человек изучает Землю (4 ч) | ||
9 | Человек познает мир. Как изображают Землю. | 1 |
10 | Географическая карта. Зачем нужен план.Чтобы не заблудиться в лесу. | 1 |
11 | Человек познает мир. Практическая работа с картой. | 1 |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю» | 1 |
Царства природы (24 ч) | ||
13 | Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | 1 |
14 | Грибы. Чем гриб отличается от растений. Какие бывают грибы.«Тихая охота» на Дальнем Востоке. | 1 |
15 | Растения культурные и дикорастущие. Растения нашего края. Если бы на Земле не было растений. Проверочная работа. | 1 |
16 | Разнообразие мира растений (флоры). Хвойные растения | 1 |
17 | Растения прекрасные, но опасные. Запомни правила! Цветковые растения | 1 |
18 | Растения – живые тела (организмы). Как живет растение. Корень, его значение. Побег – сложный надземный орган растения. | 1 |
19 | Лист- орган питания. Стебель- часть побега. Цветок- самый прекрасный орган растения. | 1 |
20 | Какие бывают плоды. Как плоды и семена попадают на новые территории. | 1 |
21 | Размножение растений. Опыт с живыми комнатными растениями. | 1 |
22 | Культурные и дикорастущие растения. Как долго живут растения. | 1 |
23 | Когда и почему возникло земледелие. Хлеб- великое чудо земли. | 1 |
24 | Красная книга России. Какие страницы есть в Красной книге. Составление памятки «Правила поведения на природе ». | 1 |
25 | Животные. Разнообразие мира животных(фауны). Животные нашего края. | 1 |
26 | Как животные ориентируются в окружающей среде. Как животные питаются | 1 |
27 | Как животные передвигаются. Как животные дышат | 1 |
28 | Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни | 1 |
29 | Беспозвоночные животные. Каких животных называют беспозвоночными. | 1 |
30 | Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых. Пауки. | 1 |
31 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные (амфибии). Что умеют жабы и лягушки. | 1 |
32 | Позвоночные животные. Пресмыкающиеся (рептилии) | 1 |
33 | Птицы. Птицы нашего края | 1 |
34 | Млекопитающие (звери). Природные сообщества | 1 |
35 | Почему люди приручили диких животных. О заповедниках. | 1 |
36 | Контрольная работа №2 по теме «Царства природы» | 1 |
Наша Родина: от Руси до России (11ч). | ||
37 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена. | 1 |
38 | Первые русские князья. Владимир Красное Солнышко. | 1 |
39 | Первые русские князья. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | 1 |
40 | Московская Русь. Как Москва стала столицей. Города Смоленщины. | 1 |
41 | Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 |
42 | Российская империя. Петр I Великий .Создание русского флота | 1 |
43 | Санкт- Петербург- новая столица России | 1 |
44 | Екатерина II Великая | 1 |
45 | Последний российский император Николай II | 1 |
46 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | 1 |
47 | Контрольная работа № 3 по теме « От Руси до России» | 1 |
Как люди жили в старину (11 ч) | ||
48 | Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. Из истории имен. Имя, отчество, фамилия. | 1 |
49 | Какими людьми были славяне. Как работали. Как защищали Родину. | 1 |
50 | Какими людьми были славяне. Как принимали гостей. Как отдыхали. Как помогали друг другу | 1 |
51 | Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…». О первых каменных постройках. | 1 |
52 | По одежке встречают… Валенки, валенки… | 1 |
53 | Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. | 1 |
54 | Русская трапеза. Хлеб да вода- крестьянская еда. | 1 |
55 | Русская трапеза. Богатый дом- обильная еда. | 1 |
56 | Верования языческой Руси. Боги древних славян. | 1 |
57 | Верования языческой Руси. Масленица- народный праздник. Праздник Ивана Купалы. | 1 |
58 | Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | 1 |
Как трудились в старину (7 ч). | ||
59 | Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. | 1 |
60 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 |
61 | Что создавалось трудом крестьянина? Тяжёлый труд крепостных. | 1 |
62 | Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. О гончарном ремесле. | 1 |
63 | Что создавалось трудом ремесленника? Русские оружейники. | 1 |
64 | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 1 |
65 | Что создавалось трудом рабочего. О первых железных дорогах. | 1 |
66 | Контрольная работа №4 по теме «Как люди жили в старину. Как трудились в старину». | 1 |
Изобретения, которые совершил человек в XIX – XX веках (2ч). | ||
67 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Изобретения, которые совершил человек в XIX – XX веках. О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате | 1 |
68 | Время космических полётов. Жил на свете человек. | 1 |
Учебно-методический комплект
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М. :Вентана-Граф, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2017-2018 уч.год
рабочая программа разработана на основе УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру.3 класс.2017-2018 уч.г.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс на 2018/2019 учебный год
Рабочие программы по "Школе России"...
Рабочая программа по ИЗО 2 класс на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа по "Школе России"...
Рабочая программа по технологии 2 класс на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа по УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год...