Технологическая карта урока окружающего мира «Озёра – краса Земли» (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;
- Формировать умения пользоваться терминологией.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
- Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу;
- Воспитывать ответственное отношение к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 840.5 КБ |
Раздаточный материал | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 26.10.21 Школа: №104 Класс: 4 м/х Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 211 | Студент: Брылина Виктория Владиславовна Группа: 41 Учитель: Балдина Вера Александровна Руководитель практики: Горячева Светлана Леонидовна |
Тема урока «Озёра – краса Земли»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;
- Формировать умения пользоваться терминологией.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
- Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу;
- Воспитывать ответственное отношение к учению.
Оборудование: учебник Окружающй мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 4 кл., 1 часть, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 4 кл., 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная Словесный метод Беседа | 1.Приветствует. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. -Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. | Р: самостоятельно организовать своё рабочее место; К: слушать собеседника и понимать речь других; Л: смыслообразование. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесный метод Практический метод |
1. Какое значение имеют реки в жизни людей? 2. Из каких частей состоит река? 3. Покажите на карте реки, с которыми познакомились на уроке. 2. Индивидуальная работа с карточками - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать с карточками на повторение ранее изученного материала. На эту работу даю вам 2 минуты. Можете начинать. Карточка Задание №1 Подпишите части реки 1. 2. 3. 4. Задание №2 Перечислите реки в порядке увеличения их протяженности. (Можно использовать карту) Ока, Нева, Лена. Задание №3 Используя карту, соедините названия городов с названиями рек, на которых они стоят. Река Город
А) Казань
Б) Новосибирск
В) Ростов-на-Дону
Г) Красноярск
Д) Калуга
Е) Санкт-Петербург | Отвечают на вопрос | П: осознание целостности окружающего мира; К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя; Р: планировать свою деятельность на уроке; П: ориентироваться в своей системе знаний. | Презентация Раздаточный материал |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Работа в парах Фронтальная Словесный метод проблемный вопрос | 1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока. - Посмотрите на слайд. И послушайте мою загадку. Давай-ка слово назовем: Большой природный водоем, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. - Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока-путешествия? - Кто может сформулировать цели нашего путешествия? 3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. На партах вы видите карты успеха. После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи. Плюс – вы справились и поняли задания. Минус – возникли проблемы при выполнении задания. - Итак, мы отправляемся в путешествие по водным просторам. | Рассматривают изображения. Отгадывают загадку. - Озеро. - Тема нашего урока «Озера – краса Земли» - Познакомиться с известными во всем мире достопримечательностями нашей страны - озерами России. Слушают критерии оценивания. Слушают учителя. | К: высказывать своё предположение; Л: проявление активности в общей работе; П: постановка и формулирование проблемы; Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока. | Презентация Раздаточный материал |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Парная Групповая Фронтальная Наглядный Словесный беседа Практический |
- Чтобы не сбиться в путешествии, и останавливаться у нужных нам объектов, давайте выясним, что такое ОЗЕРО. Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы найти определение? - У первой группы определение взято из толкового словаря. - У второй группы определение взято из интернета. - У третей группы определение взято из учебника. - Откройте конверты, вам необходимо соединить паззл и прочитать определение, которое у вас получилось. - На карте озера отмечаются голубым цветом. Не зря Челябинск называют – озерным краем Урала. Как вы думаете, почему? - В Челябинской области насчитывается свыше 3748 озёр. А на территории России более 2-х миллионов озер. 3. Организует работу в парах. - Предлагаю всем поработать в парах. Откройте учебник на стр.66 и найдите ответ на следующие вопросы - Какие бывают озера? 2. Какую республику нашей страны считают настоящим озерным краем? - Какие озера России вы можете найти на карте в учебнике стр.50-51? -Видите, из-за своих маленьких размеров не все озера нанесены на карту, но вы только что прочитали, где еще много озер? -Путешествуя, мы будем заполнять таблицу об озерах, которые встретятся нам на пути 4. Организует получение нового знания. - Ребята, кто из вас догадается, о каком озере я говорю? Это озеро самое большое. Через него проходит граница нашей страны. Оно находится на юге, многие семьями едут летом к нему отдыхать и купаться. Догадались? - На самом деле Каспийское море - самое большое озеро в мире. - Итак, давайте запишем в нашем путевом листе первая наша остановка на Каспийском море. (Рассказ ученика) Морем его называют из-за огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. Длина береговой линии составляет целых 7000 километров! Наибольшая глубина 1025м. Вода в Каспийском озере соленая, как в морях. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось во времена Петра І. - Какие отличительные особенности у Каспийского моря? - Какова глубина этого озера? - Про следующее озеро я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент видеоролика. - Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире (наибольшая глубина – 1642 м). Не забываем заполнять таблицу. - В России есть еще два очень необычных озера - Телецкое и Селигер, информацию о которых вам расскажут одноклассники. (Рассказ ученика) Телецкое озеро – красивейшее горное озеро. Оно располагается в горах Алтая. Густые леса спускаются к воде по высоким горным хребтам, которые обрамляют Телецкое озеро. Сами местные жители называют Телецкое озеро – Алтын-Коль, то есть «золотое озеро». В озеро впадает 71 река. Наибольшая глубина озера 325м. Вода в Телецком озере не прогревается выше плюс 10 градусов Цельсия даже в жаркие летние дни. - Спасибо. Записываем и это озеро в нашем листе как самое красивое, горное озеро. (Рассказ ученика) -Озеро Селигер – это жемчужина Восточно-Европейской равнины. Селигер – самое чистое озеро России. Старинное его название – Прозрачное. Дно озера просматривается идеально, почти без искажений. И это притом, что в некоторых точках наибольшая глубина озера 24м. Его берега изрезаны, а по самому озеру разбросаны многочисленные острова и островки. Вода в озере не просто чистая, а КРИСТАЛЬНО чистая. Потому что создали ее исключительно ледниковые реки (всего их 110). - Молодцы. Впишите все его себе в путевой лист. - Познакомимся с голубой жемчужиной – Озером Увильды. Увильды по праву считается одним из красивейших озёр Урала. Оно широко известно среди уральцев. Озеро славится чистой и прозрачной водой, красивыми берегами, многочисленными островами. А ещё это самое большое и самое глубокое озеро Челябинской области. Наибольшая глубина озера – 38м. - Следующий ученик расскажет нам об озере Смолино, которое располагается в Ленинском районе города Челябинска. - У юго-восточной окраины Ленинского района города Челябинска плещутся волны озера Смолино. Озеро огромное, настоящее маленькое море; его так раньше и называли: Челябинское морце, то есть Челябинское маленькое море. Челябинцы гордились курортным уголком под боком у города. Озеро является осколком древнего моря, даже вода морского типа. Наибольшая глубина озера – 6,8 м. - Не забываем заполнять нашу таблицу. Динамическая пауза Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) | - Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. - Толковым словарем, учебником или интернетом. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Открывают учебник. - Большие и маленькие, глубокие и мелкие, соленые и пресные. - Карелию - Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал. - А еще много озер на Урале, в Западной Сибири, в Якутии. Слушают учителя. Слушают учителя. - Каспийское море. Слушают учителя. Записывают в таблицу. Ученик рассказывает. - Оно самое большое, а вода соленая. - 1025м Слушают учителя. Слушают учителя. Рассказ ученика. Записывают результаты в таблицу. Слушают рассказ ученика. Слушают рассказ ученика. Слушают рассказ ученика. Слушают учителя. Выполняют динамическую паузу. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Р: развитие мотивов учения; К: уметь слушать и понимать речь других; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать. | Презентация Раздаточный материал Учебник Презентация Раздаточный материал Видеофрагмент Раздаточный материал Презентация Презентация Раздаточный материал Презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод Практический метод Парная работа |
- Ну а теперь, давайте проверим, как вы заполнили таблицу в своих путевых листах.
- Расположите все озера в порядке убывания глубины. Порядок убывания - это порядок от большего к меньшему. На эту работу дается 2 минуты. - Давайте проверим с ответами на слайде. | Сверяют свои ответы с ответами на слайде. Учащиеся работают в парах. Производят взаимооценивание. | П: находить ответы на вопросы в различных источниках информации; К: сотрудничество и совместное решение задач урока. | Презентация Раздаточный материал Презентация Раздаточный материал Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная форма |
- Перед вами на столе лежит карточка с тестом. Выберите правильные ответы. Тест по теме: «Озера России» 1. Отметь верное высказывание. Озеро – это… а) искусственный водоем, в выкопанном человеком углублении. б) естественный, замкнутый в берегах большой водоём в) часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа 2. Назовите самое большое по площади озеро России. а) Онежское б) Байкал в) Каспийское 3. Челябинское морце – это… а) Селигер б) Смолино в) Телецкое 4. Какое озеро называют Голубой жемчужиной Урала? а) Байкал б) Увильды в) Каспийское 2. Организует оценивание. Теперь поменяйтесь работами со своим соседом. И проверьте тест. Если все верно – ставим оценку «5» Если 2-3 ошибки – ставим оценку «4» | Самостоятельно выполняют задание. Ребята производят само оценивание | Р: осуществлять взаимоконтроль; Р: контроль, коррекция, оценка. | Раздаточный материал Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный беседа Работа в парах |
- Сейчас ваша задача поработать в парах и выбрать изображения озер по их отличительным особенностям. - Проверим ваши предположения с ответами на слайде. | Слушают учителя. Выполняют задание. | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам; | Презентация Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный беседа | 1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Наше путешествие подошло к концу. Мы вновь вернулись в свою республику. Путешествуя по просторам нашей Родины, где мы совершили остановки? - У вас на партах есть лестница успеха. Поставьте смайлик с левой стороны, если вы узнали за время нашего путешествия что-то новое и полезное для себя. - Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей. - С правой стороны поставьте смайлик те, кто новой информацией захочет поделиться с друзьями и сможет рассказать об этом дома. - Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей. - Как хорошо, что у нас так много человек, кто поставил себя справа, значит, наше путешествие было для вас интересно и запоминаемо. -Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания! | - На озёрах. Производят самооценивание. Слушают учителя. | Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".
Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....
Технологическая карта урока окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс УМК ПНШ
Технологическая карта "Природные зоны России"...
Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»
Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира "Озёра - краса Земли" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель педагогической деятельности: Формирование представлений об озёрах России, умения характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление...