№ п/п | Тема раздела урока | Тип урока | Основные элементы содержания
| Планируемые результаты | Контроль | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть - 16 часов |
Земля и человечество – 9 ч |
1 | Мир глазами астронома | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как науке. Вселенная (Космос), Солнце. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца. | Предметные: иметь представление об астрономии как о науке; иметь представление о строении Солнечной системы; перечислять планеты Солнечной системы в правильной последовательности Метапредметные: определять цель изучения курса «Окружающий мир» и раздела «Земля и человечество»; определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы, переводить текстовую информацию в схему, выделять ключевые слова; готовить сообщения на заданные темы с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, осознавать мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир |
|
|
|
2 | Планеты Солнечной системы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года. | Предметные: рассказывать о строении Солнечной системы по схеме: характеризовать планеты Солнечной системы; различать планеты и их спутники; рассказывать о движении Земли по схемам Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы, составлять рассказ по схеме; моделировать вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; устанавливать причинно-следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
3 | Звездное небо - Великая книга Природы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. | Предметные: понимать правила наблюдения звёздного неба; называть наиболее известные созвездия, находить их на звездном небе; определять направление на север по Полярной звезде Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения: извлекать информацию из учебника, электронного приложения и дополнительной литературы; отвечать на вопросы, пользуясь различными источниками информации; моделировать созвездия Личностные: проявлять целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
4 | Мир глазами географа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса | Предметные: иметь представление о географии и географических объектах; использовать глобус и карту полушарий, пользоваться условными знаками, масштабом: характеризовать географические объекты, используя глобус и карту Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень её достижения; определять сходство и различие разных изображений Земли (глобус и карта), выбирать наиболее удобное в конкретной ситуации; работать с терминологическим словарём; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир |
|
|
|
5 | Мир глазами историка | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. | Предметные: осознавать роль исторических источников для понимания событий прошлого: осознавать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень её достижения; работать с терминологическим словарем: составлять рассказ, используя ключевые слова: читать и анализировать текст; готовить сообщения о посещении краеведческого музея с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир |
|
|
|
6 | Когда и где? ДБ. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятия о веке (столетии) и тысячелетии, нашей эре. Летосчисление в древности. Историческая карта. «Лента времени». Элементы дороги. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах. | Предметные: определять по «ленте времени» век, в котором происходили те или иные события; иметь представление о разных системах летоисчисления; называть элементы дороги, понимать необходимость дисциплины на дороге, знать обязанности пешеходов при движении по тротуару Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; работать с терминологическим словарем; читать и анализировать текст; извлекать информацию из исторической карты; готовить сообщения с помощью взрослых; формулировать правила пешеходов Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; осознавать свою роль в дорожном движении | Проверочная работа |
|
|
7 | Мир глазами эколога | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятия об экологии и экологических проблемах. Международные соглашения по охране окружающей среды, организации, экологические дни.
| Предметные: анализировать современные экологические проблемы и предлагать пути их решения; иметь представление о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; читать, анализировать текст, составлять таблицу на его основе; представлять полученную информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать личную ответственность за состояние окружающей среды |
|
|
|
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная красная книга. | Предметные: осознавать причины создания Списка Всемирного наследия; иметь представление о наиболее значимых объектах Всемирного наследия, уметь находить их на карте. Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень её достижения; читать, анализировать и интерпретировать текст и карту, пользуясь условными знаками; составлять план текста и ответа на вопрос; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия | Тест по теме «Земля и человечество» |
|
|
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Презентация проектов. | Комбинированный урок | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Предметные: осознавать причины создания Списка Всемирного наследия и Красной книги: приводить примеры животных и растений, занесенных в Красную книгу России Метапредметные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из иллюстрации и дополнительной литературы: составлять план ответа на вопрос; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия |
|
|
|
Природа России – 10 ч |
10 | Равнины и горы России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целеполагание раздела. Формы рельефа России. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, горы. Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник. | Предметные: иметь представление о горах, равнинах, плоскогорьях; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать, формы земной поверхности России; находить и показывать изучаемые географические объекты на карте Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из физической карты России, работая в парс; работать с контурной картой: подписывать на ней названия знакомы географических объектов; готовить краткие сообщения о географических объектах, используя дополнительные источники информации. Личностные: осваивать социальную рать обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России |
|
|
|
11 | Моря, озера и реки России. ДБ. Остановочный путь и скорость движения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское и Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток.
| Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки; рассказывать о географических объектах по карте; характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; объяснять понятие «остановочный путь», понимать зависимость остановочного пути от скорости движения Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из физической карты России, работая в паре; работать с контурной картой: подписывать на ней названия знакомых географических объектов; представлять текстовую информацию в таблице; готовить краткие сообщения о географических объектах, используя дополнительные источники информации. Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России. |
|
|
|
12 | Природные зоны России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность. | Предметные: понимать отличия карты природных зон от физической карты России; определять по карте природные зоны России: иметь представление о причинах смены природных зон с севера на юг Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из карты; устанавливать причинно-следственные связи; работать в парах: выдвигать и совместно проверять предположения Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России |
|
|
|
13 | Зона арктических пустынь | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Северные сияния. Флора и фауна Арктики. Цепи питания в зоне арктических пустынь. Освоение Арктики человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно-следственные связи: рассказывать о природной зоне по плану; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
14 | Тундра | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия. Животные из Красной книги России. Заповедники. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны тундры (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения: извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно-следственные связи: рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы: представлять информацию в виде таблицы готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
15 | Леса России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их флоры и фауны от освещенности и почв. Флора и фауна зоны лесов. Экологические связи в лесных зонах. | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зон тайги и широколиственных лесов (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения: извлекать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия | Тест за 1 четверть |
|
|
16 | Лес и человек. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники. | Предметные: рассказывать о роли леса в жизни людей: рассуждать об экологических проблемах леса и мерах по его охране; знать правила поведения в лесу; иметь представление о национальных парках и заповедниках России Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из схемы; работать в парах: обсуждать информацию, высказывать предположения: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать и представлять информацию из дополнительной литературы: готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
2 четверть – 16 ч |
17 | Зона степей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны. Питомники для редких животных. Заповедники. | Предметные: показывать природную зону ка карте природных зон; иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные): моделировать цепи питания природной зоны; иметь представление об освоении природных богатств природной зоны Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения: изыскать информацию из карты и схемы; устанавливать причинно-следственные связи: рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности: проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
18 | Пустыни | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны полупустынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь человеком. Экологические проблемы зоны. Заповедник «Черные земли». | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон: иметь представление о природе зоны пустынь (неживая природа, растения, животные); моделировать цепи питания природной зоны: иметь представление об освоении природной зоны человеком Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию ИЗ карты и схемы; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
19 | У Черного моря | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора и фауна. Курорты Черноморского побережья. Сочинский Дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и растения, внесенные в Красную книгу. Национальный парк «Сочинский». | Предметные: показывать природную зону на карте природных зон; иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные); устанавливать причины своеобразия природной зоны: моделировать цепи питания природной зоны: иметь представление об освоении природной зоны человеком Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень сё достижения: извлекать информацию из карты и схемы: устанавливать причинно-следственные связи: рассказывать о природной зоне по плану; сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; представлять информацию в виде таблицы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать разнообразие природы России; понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
|
|
|
Родной край – часть большой страны – 13 ч |
20 | Наш край. ДБ. Пешеходные переходы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа. Знакомство с политико-административной картой России. Знакомство с картой Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | Предметные: иметь представление о политико-административном делении территории России; уметь находить на карте России свой регион; характеризовать родной край по плану; знать правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Метапредметные: определять цель изучения раздела «Родной край — часть большой страны»; определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения: работать в паре с картой: определять политико- административные объекты, свой регион; составлять рассказ по плану Личностные: осознавать свою этническую и национальную принадлежность, проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения | Тест по теме «Природа России» |
|
|
21 | Поверхность нашего края. ДБ. Пешеходные переходы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги | Предметные: описывать формы земной поверхности родного края; определять формы земной поверхности с помощью карты региона; прогнозировать опасные ситуации при переходе дороги. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение; извлекать информацию их дополнительной краеведческой литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. |
|
|
|
22 | Водные богатства нашего края | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. | Предметные: характеризовать водные объекты своего региона; рассказывать о значении водных объектов в жизни края; иметь представление об источниках загрязнения водных объектов. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение; характеризовать природный объект по плану; составлять план по аналогии; извлекать информацию их дополнительной краеведческой литературы; составлять простую схему. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. |
|
|
|
23 | Наши подземные богатства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа по определению образца добываемого в регионе полезного ископаемого. Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых. | Предметные: находить места добычи полезных ископаемых на карте; иметь представление о важнейших полезных ископаемых своего региона, их свойствах, добыче, применении. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; выполнять практическую работу в группе; определять сходство и различие полезных ископаемых; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. |
|
|
|
24 | Земля-кормилица | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. | Предметные: различать основные типы почв; знать типы почв своего региона; рассказывать о значении почвы для жизни на Земле. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой; строить модель и на ее основе рассказывать о разнообразии почв; определять сходство и различие природных объектов; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения. |
|
|
|
25 | Жизнь леса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать о лесах родного края; моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах леса и путях их решения. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; определять лишний объект по существенному признаку; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир: определять личностный смысл учения |
|
|
|
26 | Жизнь луга | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Природное сообщество луга. Влияние человека на экосистему луга. Охрана лугов. | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя: выявлять экологические связи на лугу; рассказывать о луговых растениях и животных родного края; моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах луга и путях их решения. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану; сравнивать природные сообщества; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения. |
|
|
|
27 | Жизнь в пресных водах | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводной флоры и фауны. Болота и их охрана | Предметные: определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя; выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать о водных растениях и животных родного края: моделировать цепи питания; иметь представление об экологических проблемах пресных водоёмов и путах их решения Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; рассказывать о природном сообществе по плану: сравнивать природные сообщества; извлекать информацию из дополнительной литературы Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы: проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения | Проверочная работа |
|
|
28 | Экскурсия в природное сообщество родного края | Урок контроля, оценки и корректировки знаний учащихся | Природные сообщества, их флора и фауна. Экологические связи в природных сообществах. Экологические проблемы в разных природных сообществах.
| Предметные: иметь представление о членах природных сообществ леса, луга, пресного водоема; устанавливать экологические связи в природных сообществах Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень сё достижения; определять цель и программу наблюдений в природе; определять объекты живой природы, пользуясь справочной литературой; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать природные сообщества; делать выводы на основании наблюдений Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения |
|
|
|
29 | Растениеводство в нашем крае | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | Предметные: понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; определять полевые культуры, различать сорта культурных растений (учитывая особенности региона); иметь представление о сезонных работах в поле, огороде, саду Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; составлять краткий конспект; устанавливать причинно-следственные связи: выполнять практическую работу в группе и в паре; извлекать информацию из дополнительной литературы. Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения |
|
|
|
30 | Животноводство в нашем крае | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | Предметные: понимать зависимость особенностей животноводства в регионе от природных условий; различать породы домашних животных (учитывая особенности региона); иметь представление о работах по уходу за домашними животными. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; составлять краткий конспект; устанавливать причинно-следственные связи; выполнять практическую работу в группе и в парс; извлекать информацию из дополнительной литературы Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения |
|
|
|
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Урок контроля, оценки и корректировки знаний учащихся | Обобщение знаний по окружающему миру по изученным разделам. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделам «Земля и человечество*, «Природа России», «Родной край — часть большой страны» Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | Тест за 1 полугодие |
|
|
32 | Презентация проектов | Урок обобщения и систематизации знаний | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Предметные: представлять результаты проектной деятельности Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать достижения на уроке; представлять результаты деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией Личностные: осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки |
|
|
|
3 четверть – 20 ч |
Страницы всемирной истории - 5 ч |
33 | Начало истории человечества. ДБ. Нерегулируемые перекрестки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | Предметные: называть исторические эпохи; иметь представление о продолжительности периода первобытной истории (используя «ленту времени»); понимать роль огня, приручения животных, постройки жилищ и т. д. в жизни первобытного человека; иметь представление о жизни первобытных людей на территории региона; знать правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке; уметь прогнозировать опасные ситуации при переходе проезжей части. Метапредметные: определять цель изучения раздела «Страницы всемирной истории»; выбирать темы учебных проектов; определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать в парах и группах; обсуждать ответы на вопросы, договариваться, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника; самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника и электронного приложения Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения |
|
|
|
34 | Мир древности: далекий и близкий | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Древнего мира (с использованием «ленты времени»): находить на карте местоположение древних государств: понимать роль появления письменности и алфавита в развитии человечества: понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать в парах и группах: обсуждать ответы на вопросы, договариваться, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника; устанавливать причинно-следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
35 | Средние века: время рыцарей и замков. ДБ. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. Из истории светофора. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Средневековья (с использованием «ленты времени»): находить на карте местоположение средневековых государств и Городов, сопоставлять с современной политической картиной мира: находить средневековые достопримечательности современных городов: иметь первоначальное представление о мировых религиях; понимать роль книгопечатания для человечества; знать способы регулировки перекрестков, сигналы регулировщика их значение Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень сё достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать в парах и группах обсуждать ответы на вопросы, договариваться, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника; устанавливать причинно-следственные связи: готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения |
|
|
|
36 | Новое время: встреча Европы и Америки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Нового времени (с использованием «ленты времени»); прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий, понимать их роль в истории человечества; иметь представление об изменении философии людей Нового времени: понимать рать научных открытий и технических изобретений в развитии человечества Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать с текстом: выделять ключевые слова; устанавливать причинно-следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторые мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций. | Предметные: иметь представление о продолжительности истории Новейшего времени (с использованием «ленты времени») и незавершённости этого периода; иметь представление об изменении политического устройства стран мира; понимать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень сё достижения; изыскать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать с текстом: выделять ключевые слова, представлять информацию в виде кластера. устанавливать причинно-следственные связи; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Тест по теме «Страницы современной истории» |
|
|
Страницы истории России - 20ч |
38 | Жизнь древних славян | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целеполагание раздела. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. | Предметные: с помощью карты определять места расселения древних славян; иметь представление о верованиях древних славян; иметь представление о быте древних славян Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; составлять план рассказа на материале текста учебника; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах, договариваться о варианте выполнении задания: составлять вопросы к тексту; работать с контурной картой Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
39 | Во времена Древней Руси. ДБ. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. | Предметные: называть время, место и причины возникновения Древней Руси; показывать на исторической карте путь «из варяг в греки», границы государства; знать дату Крещения Руси; знать способы регулировки перекрестков, сигналы регулировщика их значение; уметь прогнозировать опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения: устанавливать причинно-следственные связи; выделять ключевые слова в тексте; извлекать информацию из исторической карты: работать в парах: договариваться о варианте выполнения задания; работать с контурной картой Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения |
|
|
|
40
| Страна городов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | Предметные: характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему: иметь представление о быте, системе правления, занятиях горожан. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты и схемы: работать в парах и группах; совместно выполнять задания, договариваться о способе выполнения: устанавливать причинно-следственные связи; переводить текстовую информацию в таблицу Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. | Предметные: понимать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; иметь представление о состоянии грамотности на Руси; понимать рать летописей для изучения истории: характеризовать особенности оформления рукописных книг, понимать их роль как памятников древнерусского искусства, сравнивать их с современными книгами Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; устанавливать причинно-следственные связи; работать в группах: совместно находить ответы на проблемные вопросы, выслушивать и принимать точку зрения собеседника; определять сходство и различие культурных объектов Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Проверочная работа |
|
|
42 | Трудные времена на Русской земле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | Предметные: рассказывать о нашествии Батыя на Русь с помощью исторической карты и по плану учебника; понимать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о сражении Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками (с помощью исторической карты) Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты; работать в парах и группах: совместно выполнять задания, договариваться о способе выполнения; устанавливать причинно-следственные связи; составлять рассказ по предложенному плану; работать с контурной картой; переводить текстовую информацию в таблицу Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
43 | Русь расправляет крылья | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | Предметные: называть факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать о Москве Ивана Калиты с опорой на иллюстрации; рассказывать с опорой на карту об объединении русских земель вокруг Москвы Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты: работать в парах и группах: совместно выполнять задания, договариваться о способе выполнения; устанавливать причинно-следственные связи; составлять рассказ по предложенному плану; переводить текстовую информацию в таблицу Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
44 | Куликовская битва | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. | Предметные: иметь представление о Куликовской битве и ее роли в истории России: рассказывать о Куликовской битве по плану с использованием исторической карты; понимать важность поддержки государства православными священниками в борьбе с врагом Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты; устанавливать причинно-следственные связи; составлять план рассказа об историческом событии; рассказывать об историческом событии по плану; переводить текстовую информацию в таблицу Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
45 | Иван Третий. ДБ. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири. Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок). | Предметные: рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты; иметь представление об объединении княжеств вокруг Москвы и возникновении единого Российского государства; рассказывать об изменениях в облике Москвы; характеризовать правление Ивана Грозного (выделять положительные и отрицательные стороны); знать правила поведения, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты; характеризовать иллюстрации, определять сходство и различие; определять положительные и отрицательные стороны исторических событий; работать с текстом: составлять рассказ, используя ключевые слова Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения | Проверочная работа |
|
|
46 | Мастера печатных дел | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. | Предметные: иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельности Ивана Федорова; понимать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России: иметь представление о первых русских учебниках Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с текстом: составлять опорный конспект; составлять рассказ на основании опорного конспекта: анализировать иллюстрации; характеризовать современные и старопечатные книги: определять сходство и различие; находить в тексте ответы на вопросы Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
47 | Патриоты России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | Предметные: иметь представление о причинах и последствиях Смутного времени; понимать роль народного ополчения в освобождении Москвы от польской интервенции; знать дату начала правления дома Романовых; оценивать исторические события Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с терминологическим словарём; пересказывать текст по ключевым словам: эмоционально откликаться на прочитанное; устанавливать причинно-следственные связи; представлять текстовую информацию в таблице Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
48 | Петр Великий | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император. | Предметные: рассказывать о реформах Петра I: понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт- Петербурга: знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты; извлекать информацию из дополнительной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; работать с текстом: составлять краткий пересказ текста; составлять схему по тексту учебника; договариваться при работе в группе, принимать чужую точку зрения и обосновывать свою; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. ДБ. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок). | Предметные: иметь представление о жизни и деятельности М. В. Ломоносова; знать основные заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; показывать дату основания Московского университета на «ленте времени»; знать правила поведения, связанные с пользованием трамваем, автобусом, троллейбусом; переход дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; систематизировать и обобщать информацию учебника; составлять план рассказа; извлекать информацию из исторической карты; извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения | Тест за 3 четверть |
|
|
50 | Екатерина Великая | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям | Предметные: иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II; описывать достопримечательности Санкт- Петербурга; иметь представление о положении разных слоев российского общества; кратко рассказывать о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва; иметь представление о деятельности Ф. Ф. Ушакова и А. В. Суворова Метапредметные: определить учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения; работать в парах и группах: обсуждать ответы на вопросы, договариваться, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника; устанавливать причинно-следственные связи Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
51 | Отечественная война 1812 года | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном | Предметные: иметь представление об Отечественной войне 1812 года: называть участников, героев войны; понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из иллюстраций и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать информацию учебника, электронного приложения и дополнительной литературы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
4 четверть – 16 ч |
52 | Страницы истории XIX века | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея. | Предметные: иметь представление о движении и восстании декабристов; знать дату подписания манифеста о крестьянской вольности; рассказывать о развитии промышленности, градостроительстве в Москве и Петербурге, технических новшествах XIX века Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень сё достижения; извлекать информацию из исторической карты, сопоставлять её с современной картой; сопоставлять информацию учебника, электронного приложения и дополнительной литературы; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
53 | Россия вступает в XX век | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. | Предметные: называть основные события, предшествовавшие Октябрьской революции 1917 года, понимать их взаимосвязь; иметь представление о Первой мировой войне, возникновении политических партий, о Февральской и Октябрьской революции 1917 года Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать в группе ответы на вопросы, договариваться, принимать точку зрения собеседников; составлять рассказ по плану; определять положительные и отрицательные стороны исторического события; интервьюировать взрослых членов семьи, готовить с их помощью сообщения Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Проверочная работа |
|
|
54 | Страницы истории 1920-1930-х годов. ДБ. Поездка за город | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. | Предметные: рассказывать с помощью карты об административно-территориальном устройстве СССР; знать символику СССР (герб, флаг); иметь представление о политических и социальных преобразованиях в СССР; знать правила движения пешеходов по загородной дороге; правила перехода загородных дорог. Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из исторической карты; определять положительные и отрицательные стороны исторического события; интервьюировать взрослых членов семьи, готовить с их помощью сообщения Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения |
|
|
|
55 | Великая война 1941 -1945 годов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. | Предметные: знать даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; иметь представление об основных событиях Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, победа под Москвой, битва за Сталинград. Курское сражение, освобождение территории СССР, штурм Берлина Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из фотографий; составлять план рассказа, рассказывать о войне по плану Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; эмоционально откликаться на изучаемые события, сопереживать |
|
|
|
56
| Великая война и Великая Победа | Урок закрепления знаний | Основные события Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, победа под Москвой, битва за Сталинград. Курское сражение, освобождение территории СССР, штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. | Предметные: знать даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; иметь представление об основных событиях Великой Отечественной войны; понимать значение победы для СССР и всего мира Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения: извлекать информацию из фотографий: составлять план рассказа, рассказывать о войне по плану; интервьюировать взрослых членов семьи, ветеранов; готовить сообщения с помощью взрослых; выступать с сообщениями Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; эмоционально откликаться на изучаемые события, сопереживать |
|
|
|
57 | Страна, открывшая путь в космос | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Эпоха перестройки 1980-х. Распад СССР. | Предметные: иметь представление о первых этапах освоения космоса: знать дату первого полёта в космос и имя первого космонавта: иметь представление о послевоенном развитии СССР; знать дату распада СССР Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из фотографий; работать с текстом: выделять ключевые слова: интервьюировать взрослых членов семьи; готовить сообщения с помощью взрослых; выступать с сообщениями Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности — чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности | Тест по теме «Страницы истории России» |
|
|
Современная Россия - 11 ч |
58 | Всероссийская проверочная работа | Урок контроля и оценки знаний учащихся | Выполнение проверочной работы. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по предмету Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответа: оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения | ВПР |
|
|
59 | Основной закон России и права человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. | Предметные: иметь представление о федеративном устройстве России; находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные области, города федерального значения: анализировать права человека и права ребёнка, закреплённые в Декларации нрав человека и Конвенции о правах ребёнка Метапредметные: определять цель изучения раздела «Современная Россия»; работать с терминологическим словарём, формулировать определения; извлекать информацию из фрагментов, документов; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
60 | Мы – граждане России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство. | Предметные: различать права и обязанности гражданина России; иметь представление о деятельности Президента. Федерального собрания и Правительства Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; работать с терминологическим словарем, формулировать определения: извлекать информацию из фрагментов документов; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
61 | Славные символы России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Государственный герб, флаг и гимн. | Предметные: отличать герб, флаг России от символов других государств; рассказывать об особенностях герба Российской Федерации, иметь представление о его истории, символике; иметь представление об истории Государственного флага России: знать текст гимна России, правила его исполнения и слушания; понимать значение государственной символики Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; определять сходство и различие изображений и текстов; извлекать информацию из текста учебника, кратко её представлять и дополнять информацией из других источников; работать в группе: представлять изученный материал, отвечать на вопросы по теме; извлекать информацию из словарей и справочной литературы Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
62 | Такие разные праздники. ДБ. Где можно и где нельзя играть | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. | Предметные: различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; понимать значение праздников и памятных дат; уметь прогнозировать опасные места для игр; понимать, где можно и где нельзя играть Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения; работать с календарем; извлекать информацию из дополнительной литературы; интервьюировать взрослых членов семьи Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности; понимать необходимость правильного выбора безопасных мест для игр | Проверочная работа |
|
|
63 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской части России)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Регионы и города Урала и севера европейской России, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиции культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. | Предметные: иметь представление о регионах и городах Российской Федерации (по Уралу и северу европейской части); называть народы России, характеризовать их традиции: называть знаменитых соотечественников, рассказывать об их вкладе в науку, культуру России Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; анализировать, структурировать информацию, определять сходство и различие объектов; представлять результаты самостоятельной работы, выполнять оценку выступлений на основании выделенных критериев; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
64 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Регионы и города по Волге и югу России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиции культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. | Предметные: иметь представление о регионах и городах по Волге и югу России; называть народы России, характеризовать их традиции: называть знаменитых соотечественников, рассказывать об их вкладе в науку, культуру России Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; анализировать, структурировать информацию, определять сходство и различие объектов; представлять результаты самостоятельной работы, выполнять оценку выступлений на основании выделенных критериев; готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку и Сибири)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Регионы и города Дальнего Востока и Сибири, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиции культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. | Предметные: иметь представление о регионах и городах Российской Федерации (по Дальнему Востоку и Сибири); называть народы России, характеризовать их традиции: называть знаменитых соотечественников, рассказывать об их вкладе в науку, культуру России Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из текста учебника; структурировать информацию в виде схемы, плана, кластера, таблицы; представлять результаты самостоятельной работы, отвечать на вопросы по тексту учебника: готовить сообщения с помощью взрослых Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности: осознавать ценности многонационального российского общества; определять личностный смысл учения: проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
|
|
|
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. ДБ. Зачет по «Дорожной безопасности» | Урок контроля, оценки и корректировки знаний учащихся | Выполнение тестов. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки. | Предметные: оценивать свои знания и умения по разделам «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» и по модулю «Дорожная безопасность» Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответа: оценивать свои знания и умения; понимать причины успехов и неудач; видеть и исправлять ошибки Личностные: осваивать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; осознавать необходимость соблюдений правил дорожного движения | Тест за 4 класс |
|
|
67 | Презентация проектов | Урок обобщения и систематизации знаний | Презентация проектов, выполненных учащимися в течение второго полугодия. | Предметные: представлять результаты проектной деятельности Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке: представлять результаты деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией Личностные: осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки |
|
|
|
68 | Презентация проектов (продолжение) | Урок обобщения и систематизации знаний | Презентация проектов, выполненных учащимися в течение второго полугодия. | Предметные: представлять результаты проектной деятельности Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать достижения на уроке: представлять результаты деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией Личностные: осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки |
|
|
|