Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._okruzhayushchiy_mir_4kl.2016-2017_uch.g.docx | 565.53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015№507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о Рабочей программе по ФГОС (утв. приказом от 22.05.2015 №21/1)
- Примерная программа по предмету. Начальная школа. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа. Окружающий мир.1- 4класы. Е.В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И Сивоглазова - М. :Дрофа, 2014
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта «РИТМ»:
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1—4 классы. Программа. - М. :Дрофа, 2012
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 4 класс. Ч. 1, 2. Учебник. - М. :Дрофа, 2012
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. - М. :Дрофа, 2012
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 4 класс. - М. :Дрофа, 2012
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенности системы учебников «РИТМ»:
- интеграция всех предметов программы начальной школы;
- вариативность на всех уровнях;
- обширная информационно-образовательная среда;
- использование современных образовательных ресурсов.
Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включается в активную учебно-познавательную деятельность;
- получает возможность раскрыть свою индивидуальность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.
Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Цель предмета: формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи :
- познакомить ребенка с окружающим миром, единством и различиями природного и социального, местом человека в природе и обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру, патриотические чувства;
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формировать потребность участвовать в творческой деятельности.
Особенности УМК
В УМК «Окружающий мир» Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, В.И. Сивоглазова осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Интеграция этих разных областей подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности. Именно данный курс вводит ученика в культурно-исторический контекст своей страны, связывающий прошлое с настоящим. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Также курс создает прочный фундамент для изучения естественно-научных и общественно-научных предметов основной школы и дальнейшего развития личности.
Базой данного курса является учебник «Окружающий мир» , авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазова , который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию ФГОС НОО.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 4 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10-11 лет. Класс можно разделить на три группы. Высокий уровень комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Средний уровень входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Низкий уровень составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Также применяется дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).
Алгоритм деятельности с детьми:
а) высокий уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) средний уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;
в) низкий уровень:
- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе программы. Окружающий мир.1- 4класы. (Е.В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И Сивоглазова - М. :Дрофа, 2014), учебно-методического комплекта «РИТМ», разработанного на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса (учебника, рабочей тетради для ученика). Пособие помогает понять общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «РТТМ» в 3 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи с внеурочной деятельностью как составной частью стандарта второго поколения.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Пересматривая содержание первой ступени школьного образования — начальной школы, ученые и педагоги отмечают, что от предметоцентризма следует переходить к образовательным областям. Ни у кого не вызывает сомнения, что начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание в школе. Главное — это всестороннее развитие ребенка. Начальная школа должна не только научить читать, писать, считать, но и способствовать расширению кругозора, формированию чувств, эмоций, воображения, интеллекта.
Интегрированный курс «Окружающий мир» связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка. Начальная ступень образования вносит вклад в социально- личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Курс «Окружающий мир » имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии ФГОС НОО эта проблема приобретает особое значение , становится в ряд главнейших и требуют ее решения на высоком профессиональном уровне.
Особенности программного материала Предполагаемая программа построена на основе УМК « РИТМ » , авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазова. В процессе изучения курса «Окружающий мир » систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Новый интегрированный курс « Окружающий мир» должен связать между собой различные области знаний: о природе, человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка.
Базой данного курса является учебник «Окружающий мир» , авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазова , который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера)
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения в 4 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая стремление к истине, к познанию закономерности окружающего мира, природы и социума;
- семья как основа духовно-нравственного развития личности;
- труд и творчество как отличительные черты духовно развитой личности;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;
- здоровый образ жизни, составляющий в единстве здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- способность к самооценке;
- осознание себя гражданином России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и ее реализацию в своем поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные
Учащиеся научатся:
- рассказывать о строении организма человека;
- рассказывать о правилах личной гигиены, о значении физической культуры для развития организма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков;
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
- показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1612 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы; 1613 г. — начало правления новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — свержение самодержавия, отречение императора Николая II от престола; октябрь 1917 г. — революция, установление советской власти; 1922 г. — образование СССР; 1941 —1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- описывать государственное устройство Российской Федерации;
- называть основные положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края;
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком, дату исторического события с лентой времени;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о строении организма человека;
- оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего организма;
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории России;
- описывать обычаи народов России;
- определять последовательность исторических событий;
- показывать на карте территорию Российского государства, крупные города;
- пользоваться настенной исторической картой;
- находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в электронных источниках и контролируемом Интернете;
- создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов;
- готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.
- Содержание учебного предмета
4 класс (70 ч)
«Человек на планете Земля»
Человек как живой организм (22 ч)
Человек— часть живой природы. Сходства и различия человека и животных. Человек— живой организм. Строение тела человека. Основные системы органов человека, их функционирование.
Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве. Предупреждение наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Закаливание организма. Правила измерения температуры тела человека.
Опорно-двигательная система. Строение и значение скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.
Пищеварительная система. Продукты питания, их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.
Органы дыхания. Значение дыхания. Гигиена органов дыхания.
Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.
Нервная система, ее значение. Значение головного мозга.
Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. Режим труда и отдыха.
Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья человека.
Основные этапы истории России (40 ч)
Лента времени. Историческое время. Счет лет в истории.
Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Древнерусские города.
Быт и занятия людей, развитие культуры. Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Куликовская битва.
Московское государство в XV—XVI вв. Быт и занятия людей, развитие культуры. Книгопечатание.
Зодчество. Российское государство в XVII в. Правление Петра I. Строительство Санкт Петербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизнилюдей.
Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянства. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобретения. Создание первого университета. М. Ломоносов.
Достопримечательности Санкт Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру I— Медный всадник и др.). Россия в XIX в. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.
Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. Древнерусский иконописец (А. Рублев), архитекторы (М. Казаков, В. Баженов, А. Фьораванти, Б. Растрелли), художники (А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов), композиторы
в состоянии покоя и после физической нагруз_(М. Глинка, П. Чаковский).
«Путешествия» в царский дворец, усадьбу помещика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника.
Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Развитие страны в 30_е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Восстановление страны после войны. Освоение космоса. Культурные достижения России в XX в.
Россия в начале XXI в.
Человек в современном мире (6 ч)
Россия— многонациональное государство. Народы нашей страны. Традиции, культура, религии.
Э к с к у р с и и. В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории страны, края, города.
Пра к т и ч е с к и е р а б от ы. Подсчитывание пульса. Оказание первой помощи при легких, незначительных травмах. Определение своего веса и роста.
Учебно – тематический план
№ | Глава | Кол-во часов |
1 | Человек как живой организм | 22 |
2 | Основные этапы истории России | 40 |
3 | Человек в современном мире | 6 |
Итого | 68 |
7. Календарно - тематическое планирование по предмету окружающий мир для 4 класса общеобразовательной школы (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Формы контроля | Формы и методы обучения | Основные виды учебной деятельности | Оборудование | Кол. часов | Дата | ||||||||||
По плану | Фактически | ||||||||||||||||
Глава 1. Человек как живой организм (22 ч) | |||||||||||||||||
Человек - как часть природы | Индивидуальный устный опрос | Частично-поисковый метод, работа в группах | Характеризовать основные функции систем органов тела человека. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (порезы, ушибы, ожоги, обморожение, перегрев). Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Участвовать в обсуждении правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | ||||||||||||
Строение тела человека | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Кожа, ее строение, значение и гигиена. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый, работа в группах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Практическая работа №1 «Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве.» | Практическая работа | Частично-поисковый, работа в группах | Дидактические средства, бинты, жгуты. | 1 | |||||||||||||
Предупреждение инфекционных заболеваний. | Тестирование | метод иллюстраций, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Закаливание организма. | Практическая работа. | Частично-поисковый метод. Групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Опорно-двигательная система. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый, работа в парах | Дидактические средства, линейка для определения роста, весы напольные. | 1 | |||||||||||||
Строение и значение скелета. Мышцы. | Тестирование | Частично-поисковый метод. групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Практическая работа №2 «Определение веса и роста». | Практическая работа | Частично-поисковый метод | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Пищеварительная система. | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Продукты питания, их состав. Витамины. | Устный опрос | Частично-поисковый метод | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Работа органов пищеварения. | Тестирование | Частично-поисковый метод, работа в группах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Гигиена и режим питания. | Выборочный опрос | Метод проблемного изложения | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Органы дыхания. | Фронтальный опрос | Экскурсия. Исследовательский метод | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Гигиена органов дыхания. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Кровеносная система и её значение. | Тестирование | Метод проблемного изложения, работа в группах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
. Практическая работа №3 «Подсчитывание пульса». | Практическая работа | Частично-поисковый метод, работа в парах | Дидактические средства, секундомер | 1 | |||||||||||||
Нервная система, ее значение. | Тестирование | Частично-поисковый метод, индивидуальная работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Значение головного мозга. | Фронтальный опрос | Метод познавательного проблемного изложения, коллективная работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. | Индивидуальный устный опрос | Частично-поисковый метод, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Режим труда и отдыха. | Самостоятельная работа | Метод проблемного изложения, работа в группах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья человека. | Тестирование | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства. иллюстративный материал. | 1 | |||||||||||||
Глава 2. Основные этапы истории России (40 ч) | |||||||||||||||||
Лента времени. | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, коллективная работа | Пересказывать текст учебника об историческом событии, выдающемся деятеле, памятнике культуры и обсуждать полученные сведения. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о прошлом нашего государства. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. Выполнять практические работы: показывать на карте места исторических событий, работать с лентой времени, определять последовательность исторических событий. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества. Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения. Находить в тексте учебника слова, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки. Высказывать мотивированное мнение об историческом деятеле. Оценивать его вклад в историю государства. Рассказывать о храмах как памятниках Отечества | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||||||||||
Счет лет в истории. | Выборочный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Древняя Русь. | Тестирование | Метод познавательного проблемного изложения, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Образование Древнерусского государства. | Устный опрос | метод иллюстраций, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Крещение Руси. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Древнерусские города. | Работа в печатной тетради | Метод познавательного проблемного изложения, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Быт и занятия людей, развитие культуры. | Тестирование | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Монгольское нашествие. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Дмитрий Донской и Куликовская битва. | Выборочный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Московское государство в XV— XVI вв. | Работа в печатной тетради | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Быт и занятия людей, развитие культуры. | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, фронтальная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Книгопечатание. Зодчество. | Фронтальный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Российское государство в XVII в. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||||
Правление Петра I. | Частично-поисковый метод | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||||||||||||
Строительство Санкт-Петербурга. | Исследовательский метод | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||||||||||||
Создание русского флота. | Работа в печатной тетради | Метод проблемного изложения | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Изменения в повседневной жизни людей. | Тестирование | метод иллюстраций, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянства. | Фронтальный опрос | Исследовательский метод | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Победы русского оружия. | Работа в печатной тетради | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. | Индивидуальный устный опрос | Исследовательский метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Открытия и изобретения. | Тестирование | Метод проблемного изложения, групповая работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Создание первого университета. М. Ломоносов. | Тестирование | Исследовательский метод, , коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Достопримечательности Санкт-Петербурга . | Работа в печатной тетради | метод иллюстраций, фронтальная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Россия в XIX в. | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Война с Наполеоном. | Выборочный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Бородинское сражение. | Тестирование | Метод познавательного проблемного изложения, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Полководец М. Кутузов. | Устный опрос | метод иллюстраций, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Партизанская война. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. | Работа в печатной тетради | Метод познавательного проблемного изложения, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. | Тестирование | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. | Фронтальный опрос | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
«Путешествия» в царский дворец, усадьбу помещика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника. | Выборочный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Россия в XX в. | Работа в печатной тетради | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Революция в России и свержение самодержавия. | Фронтальный опрос | Метод проблемного изложения, фронтальная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Развитие страны в 30-е гг. | Фронтальный опрос | метод иллюстраций, работа в группах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Великая Отечественная война 1941 —1945 гг | Тестирование | Работа в паре, эвристический | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Восстановление страны после войны. | Выборочный опрос | Частично-поисковый метод | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Освоение космоса. | Фронтальный опрос | Исследовательский метод | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Культурные достижения России в XX в. | Работа в печатной тетради | Метод проблемного изложения | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Россия в начале XXI в. | Тестирование | метод иллюстраций, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Глава 3. Человек в современном мире ( 6 ч) | Фронтальный опрос | Исследовательский метод | |||||||||||||||
Россия - многонациональное государство | Работа в печатной тетради | метод иллюстраций, работа в группах | Пересказывать своими словами текст учебника. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о народах нашей страны, их традициях, обычаях, религии. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. Показывать на карте территорию России. Называть по карте субъекты Федерации. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. Описывать некоторые традиции народов нашей страны, исторические и культурные памятники, которые находятся на территории родного края, республики, области. Оценивать вклад народов нашей страны в историю и культуру | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||||||||||
Россия - многонациональное государство | Индивидуальный устный опрос | Исследовательский метод, работа в парах | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Народы нашей страны | Тестирование | Метод проблемного изложения, групповая работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Народы нашей страны | Тестирование | Исследовательский метод, , коллективная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Традиции, культуры, религии. | Работа в печатной тетради | метод иллюстраций, фронтальная работа | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||||||||
Экскурсия в «исторический музей» | Экскурсия | Коллективная работа | Дневник наблюдений | 1 |
8. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Оценка личностных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка личностных результатов, во-первых, осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований классными руководителями, педагогом-психологом в соответствии с планом мониторинга УУД. Для обязательного мониторинга в начальных классах определены следующие личностные УУД:
Самоопределение, самооценка | - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения; -предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). |
Когнитивный компонент: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | |
Смыслообразование, Мотивация учебной деятельности | - сформированность учебных, социальных и познавательных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; |
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Одной из форм оценки личностных результатов учащихся также может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Личностные результаты учащихся, в соответствии с требованиями Стандарта, не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы и представляется в соответствии с указанными в таблице сроками в процентном соотношении количества учащихся, достигших необходимого уровня, к общему количеству учащихся.
Мониторинг динамики УУД осуществляется на основе программы мониторинга УУД в начальной школе МКОУ Черемушкинская СОШ.
Оценка метапредметных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Целью оценки метапредметных результатов является получение объективной информации об уровне сформированности и динамике формирования УУД у учащихся и установление степени соответствия достигнутых результатов планируемым результатам обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностных и социально-значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметом оценивания являются группы УУД, выступающих в качестве базовых для формирования учебной, коммуникативной, познавательной деятельности на определенном этапе обучения, а также УУД, формирование которых является приоритетным для школы в соответствии с Программой развития школы.
Основным содержанием оценивания метапредметных умений учащихся является установление наличия и степени сформированности у учащихся УУД в соответствии с возрастными и психологическими нормами данного периода обучения.
Оценивание метапредметных результатов осуществляется с использованием уровневой оценки, что соответствует природе УУД и принципу критериального оценивания, заложенному в ФГОС, а также с использованием самооценки учащихся. Требования к уровню сформированности УУД устанавливаются с учетом результатов, достигнутых учащимися в предыдущий период.
Измерение и оценка сформированности УУД осуществляется в рамках текущего и промежуточного оценивания на основе:
- результатов выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
- результатов выполнения предметных (на материале различных учебных предметов) учебных и учебно-практических задач, для которых УУД выступают в качестве инструментальной основы (средства решения);
- результатов выполнения итоговых индивидуальных и групповых проектов по предметам учебного плана;
- результатов (продуктов), достигнутых учащимися во внеурочной деятельности.
Для осуществления оценки сформированности УУД в рамках внутришкольной системы оценки образовательных достижений используются методы и инструментарий, содержащиеся в УМК, по которым ведется обучение, а также иные методики и инструменты, разработанные учителями и утвержденные районным методическим объединением учителей по данному предмету.
Механизм оценки метапредметных результатов
№ | Процедура оценивания | Критерии | Кто оценивает | Сроки | Фиксация результатов |
1 | Наблюдения, индивидуальные беседы | Уровень сформированности УУД | Учитель | В течение уч. года | Листы индивидуальных достижений Портфолио |
2 | Итоговые проверочные работы по предметам | Уровень сформированности УУД | Учитель | По графику проведения контрольных работ | Таблицы результатов в портфолио |
3 | Итоговая комплексная работа (грамотность чтения информационных текстов) | Уровень сформированности УУД | Администрация | Конец уч.года (апрель-май) | Аналитическая справка Таблицы результатов в портфолио |
Основные способы оценивания метапредметных образовательных результатов – оценка комплексных работ на межпредметной основе и педагогическое наблюдение.
Для оценки метапредметных образовательных результатов (грамотность чтения информационных текстов) проводится комплексная работа на межпредметной основе.
Для оценки таких метапредметных образовательных результатов, как умение учиться и учебное сотрудничество проводится групповой проект, оценив уровень сформированности этих групп умений на основе наблюдения.
В системе учебников «РИТМ» не разработаны комплексные работы. За основу берутся работы О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы 3 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. (Эти работы подготовлены авторами для 1, 2, 3, 4 классов)
Оценка итоговой комплексной работы на основе единого текста:
- при условии, что обучающийся правильно выполнил менее 50% заданий основной части, делается заключение, что он « не справился с заданием базового уровня». Данный уровень характеризуется слабым удержанием учебной задачи, умением воспринять информацию только фрагментарно, выделить некоторые несущественные факты, построить простейшее умозаключение.
- при условии, что обучающийся правильно выполнил не менее 50% заданий основной части, делается заключение, что он «справился с заданием базового уровня». Характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять действие самоконтроля, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие
модели объектов и явлений.
- при условии, что обучающийся правильно выполнил не менее 50% заданий основной части и не менее 65% заданий дополнительной части, делается заключение, что он «справился с заданием повышенного уровня». Уровень характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, уметь строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оценка предметных результатов начальной школы.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач (использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.). Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием, способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижений предметных результатов производится по пятибалльной оценочной шкале.
Критерии отслеживания результативности деятельности по окружающему миру.
Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий и итоговый контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде индивидуальных и фронтальных устных опросов учащихся, письменных работ, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, тестовых заданий, самостоятельных, практических (работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием) и творческих работ.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. В УМК разработаны проверочные работы в тестовой форме (Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме, 2015 г. Кудрова Л.Г., Чуракова Р.Г. — М.: Академкнига/Учебник.) Их основное назначение – контроль за усвоением детьми как базового, так и повышенного уровня содержания курса. Учащимся предлагаются различные виды заданий. Это вопросы с готовым ответом, который обучающийся должен найти в тестовом задании, установив соответствие между текстом и рисунком, началом предложения и его окончанием, началом процесса и его развитием. Одновременно предлагаются задания, обладающие альтернативным ответом, и задания дополнения, активизирующие творческую инициативу обучающихся.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного года.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта не существенных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Критерии оценивания теста
Качество освоения | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале | Отметка в 10-бальной шкале | Результат |
100 - 90% | высокий | «5» | 9-10 | Справился на повышенном уровне |
89 - 66% | повышенный | «4» | 7-8 | Справился на базовом уровне |
65 - 50% | базовый | «3» | 6-5 | Справился на базовом уровне |
49 - 30% | Пониженный | «2» | От 4 и ниже | Не справился |
менее 30% | недостаточный | «2» | Не справился |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное).
- Ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки.
- Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.
- Предоставление возможности выбора контрольного задания.
- Объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.).
- Разрешение устных ответов по читаемым текстам.
- Оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей.
- Неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов.
- Предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом.
- Акцентирование внимания на достижениях ученика.
9. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1—4 классы. Программа.
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 4 класс. Ч 1,2.Учебник.
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь.
- Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь для учителя.
Дополнительные пособия
- Колосков В. В., Гудкова Е. К., Рассказова А. В. Первый космический полет. Учебное пособие для детей младшего и среднего школьного возраста.
- Леонтьева А. А. Окружающий мир. Времена года. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов.
- Леонтьева А. А. Окружающий мир. По Стране воды. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов.
- Леонтьева А. А. Окружающий мир. По Стране воздуха. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов.
- Леонтьева А. А. Окружающий мир. Узнаем о Земле. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов.
- Плешаков А. А., Яременко Е. О. Окружающий мир. Начальная школа. Наглядные пособия (32 таблицы).
- Плешаков А. А., Яременко Е. О. Окружающий мир. Учебные наглядные пособия. 1—4 классы. Методические рекомендации.
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Фотокамера.
- Экранно-звуковые пособия.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
- характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света − на смену времен года, растительный и животный мир);
- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
- демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
- сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
- называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
- характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
- характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
- на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
- использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
- находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
- называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
- различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
- ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
- использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
- понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять правила безопасного поведения в природе.
11.Фонд оценочных средств по предмету.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
- Окружающий мир. Рабочая программа.1- 4класы. Е.В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И Сивоглазова - М. :Дрофа, 2014
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы 4 класс. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
График проведения практических работ и экскурсий.
Период обучения | Практические работы и экскурсии. |
1 четверть | Экскурсии- Практические работы-3 |
2 четверть | Экскурсии- Практические работы- |
3 четверть | Экскурсии- Практические работы- |
4 четверть | Экскурсии-1 Практические работы- |
Итого: | Экскурсии-1 Практические работы-3 |
Практическая часть
№ урока | Тема | Практические работы и экскурсии. | Примерные сроки |
4 | «Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве» | Практическая работа | |
9 | «Определение веса и роста». | Практическая работа | |
17 | «Подсчитывание пульса». | Практическая работа | |
68 | «Исторический музей» | Урок-экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов для 1 класса
Рабочая программа учителя начальных классов в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа учителя начальных классов для 1 класса
Рабочая программа учителя начальных классов для 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспектива"....
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина)
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина), 2016-17 уч. год...
Рабочая программа "Окружающий мир" Школа России 1 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс...