Тема урока | Осенняя прогулка (экскурсия). (2 класс) |
Место урока в разделе | Осень. |
Тип урока | Урок систематизации знаний. |
Цель урока | Ознакомление с осенними изменениями в природе. |
Задачи урока | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством мудрости русского народа, выразившейся в поговорках; развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление; воспитывать потребность в добром поступке; укреплять физическое и психологическое здоровье учеников |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- осознают необходимость бережного отношения к природе; - научатся наблюдать изменения в живой и неживой природе; -устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой. | Познавательные УУД П1- правильно формулировать изучаемые понятия; П2- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию. Регулятивные УУД Р1 - умение определять и формулировать тему урока, высказывать своё мнение; Р2- оценивать правильность выполнения действий на уроке; Р3- планировать и регулировать деятельность. Коммуникативные УУД К1- соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению; К2- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; К3- анализировать работу | Л1- учиться чувствовать красоту и выразительность речи; Л2- приобщаться к формированию социально-ориентированного взгляда на мир; Л3- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Л4- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь; Л5- ценностное отношение к здоровому образу жизни; Л6- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
А.А. Плешаков,М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 2 класс 1 часть | Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки. Окружающий мир 2 класс | Памятки поведения на экскурсии/ в лесу. Изображение клюквы, брусники, облепихи, медведя, глухаря, осенние грибы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Организация пространства | Экскурсия. |
Этапы урока |
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1 | Общее знакомство с местностью. (7 мин) | Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности. Развивать интерес к учебной деятельности. Воспитывать коллективизм. | - Доскажите словечко: Если лист сухой летит, На земле ковром лежит. Среди тучек неба просинь. Знаем точно, это…
- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать?
- Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.
- Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? - Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.
- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. - Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете. | Беседа (фронтальная) Созадание учебной установки |
- Осень.
-Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.
-(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)
- Парк нам рад, настроение хорошее.
(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)
| Л1, Р1, П2 |
2 | Самостоятельные наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе. (10 мин) | Научить наблюдать за изменениями в живой и неживой природе. Развивать мышление, кругозор. Воспитывать любознательность, любовь к природе. | - Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений дома составите небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты. Будьте внимательны при наблюдениях, ведь важны даже самые незначительные, казалось бы на первый взгляд, детали. | Наблюдение (самостоятельная работа). Наблюдение за изменениями в природе | Самостоятельно изучают изменения в природе. | научатся наблюдать изменения в живой и неживой природе; |
3 | Беседа о разнообразии осенних красок. (10 мин) | Углубление знаний о деревьях осенью. Развивать восприятие, память любовь к природе. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | - Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? -Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? -Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина. - Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.
- Давайте скажем ребятам СПАСИБО за такой интересный рассказ о деревьях. - - Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья. | Беседа (фронтальная), выделение основных изменений в природе.
|
- Очень много: желтый, зеленый, красный и т.д.
- Клена, березы.
Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки. Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки. Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.
Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей. Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.
| Л3, Р3, Р1, П3, К3 |
4 | Физкультминутка. (3 мин) | Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | «Осенние листочки Слова | Мы – листочки, мы – листочки, Мы – осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали – Все листочки так устали!Перестал дуть ветерок – Все уселися в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул, Все листочки полетели И на землю тихо сели. |
| Физкультминутка (фронтальная), формирование ЗОЖ |
Движения | Стоят кружком, Держа в руках листочки.
Разбегаются в разные стороны. Бегают, помахивая листочками. Садятся на корточки, поднимая листочки над головой. Разбегаются, помахивая листочками. Подкидывают листочки вверх. |
| Р1, П2, К2 |
5 | Подведение итогов наблюдений. (7 мин) | Подвести итог экскурсии. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности. | - Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе
- Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп. - Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! А дома предлагаю вам составить рассказ о сегодняшней экскурсии, об увиденных изменениях в природе.
Рыжая осень устроила бал. Пышный нарядный цветной карнавал. В желтом березы, в пурпурном осины, Алые бусы на ветках рябины. Ели и сосны в наряде зеленом, Ивы серебряны, в золоте клены. Осень ковер расстелила из мхов. В нем разноцветные шляпки грибов. Чтобы в садах было ярко и пышно, Груши развесила, яблоки, вишни Дождик на струнах вам песни сыграет, Осень на бал всех ребят приглашает. |
|
| Опрос (фронтальная) Определение усвояемости учебного материала урока.
Самоанализ (индивид) Определение индивидуальных достижений на уроке. |
(Ответы учащихся 1,2 групп)
- Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зима.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.
- Осенний звездопад предвещает засушливый год.
- Гром в октябре к неснежной зиме.
| Л1, Р1, Р2, П2, П3, К1, К2, К3. |