Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Для чего нужна экономика"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Цуканова Е.А.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» города Валуйки
Белгородской области
Тема: «Для чего нужна экономика» ( 3 класс «Школа России»)
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.
Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.
Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.
Сценарий урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организация начала урока
II. Актуализация знаний
III. Открытие темы и целей урока
IV. Изучение нового материала. 1. Что такое богатство. Беседа.
2. Экономика и потребности человека. Рассказ о понятиях «экономика», «потребности».
3. Товары и услуги. Беседа.
V. Закрепление изученного материала.
Работа в тетради (задание № 7, с. 24).
Тестирование
VI. Итог урока.
Домашнее задание
| Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» – Доброе утро солнцу и птицам! И каждый становится добрым, доверчивым, – Доброе утро улыбчивым лицам! И доброе утро длится до вечера. – Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
- Что такое экологическая безопасность? - Что вы о ней знаете?
– Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»: Ø Удача, везение, товар, успех. Ø Здоровье, экономика, гигиена, физкультура. Ø Потребность, солнце, лестница, местность. – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.
– Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.) – Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.) Богатство – обилие материальных и духовных ценностей. – Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством. Где богатство зарыто Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство». Читает стихотворение: Великая радость – работа, Работай без лишнего счета – В полях, за станком, за столом! Все счастье земли – за трудом! Работай до жаркого пота, (В. Брюсов.) – О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд.) – Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви...) – Скажите, как оценивается труд человека? – Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? – Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.) – Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?». – Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше. А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства. – Какова же главная задача экономики? – Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями. – Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.) Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер). Работа по учебнику. – Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40). – В чём отличие товара от услуги? Игра «Товар – услуга». отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д. – Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый. Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску. Вы зашли в аптеку и купили лекарство. Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо. Вы едете в автобусе в город. Вам доставили почту. Вы зашли в магазин и купили продукты. – Назовите еще вам известные услуги. – Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги. – Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар. • Пошла муха на базар И купила самовар. Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу.
• И сейчас же с высокой скалы К Айболиту спустились орлы. «Садись, Айболит, верхом! Мы живо тебя довезем».
• В магазине, как в лесу: Можно тут купить лису, Лопоухого зайчонка, Снежно-белого мышонка, Попугайчиков зеленых, Неразлучников влюбленных. • Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу. В нем сидело и стояло Сто пятнадцать человек.
• Я прививок не боюсь, Если надо, – уколюсь.
• Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу.
• Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. – Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево. – Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу: Дорого Дешево
Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»). – Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли? – Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? – какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика? – Что включает в себя экономика? (Экономика – торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.) Тест – Выпиши букву с правильным ответом. 1. Закончи определение: экономика – это… С) наука; Е) возможность заработать деньги; М) искусство ведения хозяйства. 2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко? К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля. 3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь? Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля. 4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи? З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля. 5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары? П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство. 6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки? Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт. 7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики… Я) …иногда пересекаются»; Ж) …самостоятельны»; Ы) …тесно взаимосвязаны». – Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
– Над какой темой работали? – Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Какие задания было выполнять легко?
учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24. *Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию). – В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки. | Дети приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу.
Пересказывают домашнее задание
Отвечают на вопросы
Отвечают на поставленные вопросы
Читают, и внимательно слушают, запоминают
Отвечают на вопросы
Готовятся к ответам
Самостоятельно читают, готовятся к ответам на вопросы
Внимательно слушают
Отвечают на поставленные вопросы учителя
Фантазируют предложенную ситуацию и анализируют ответы сверстников
Самостоятельное написание теста
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы | - проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса;
- активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- первичный контроль за правильностью выполнения способа действия;
- слушать собеседника и вести диалог;
- коррекция отработки способа действия;
- анализировать предложенную ситуацию;
- принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения;
- выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Е.А.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» города Валуйки
Белгородской области
Тема: «Для чего нужна экономика» (3 класс «Школа России»)
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.
Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.
Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.
Сценарий урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организация начала урока II. Актуализация знаний III. Открытие темы и целей урока IV. Изучение нового материала. 1. Что такое богатство. Беседа. 2. Экономика и потребности человека. Рассказ о понятиях «экономика», «потребности». 3. Товары и услуги. Беседа. V. Закрепление изученного материала. Работа в тетради (задание № 7, с. 24). Тестирование VI. Итог урока. Домашнее задание | Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» – Доброе утро солнцу и птицам! И каждый становится добрым, доверчивым, – Доброе утро улыбчивым лицам! И доброе утро длится до вечера. – Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. - Что такое экологическая безопасность? - Что вы о ней знаете? – Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»: ⮚ Удача, везение, товар, успех. ⮚ Здоровье, экономика, гигиена, физкультура. ⮚ Потребность, солнце, лестница, местность. – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями. – Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.) – Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.) Богатство – обилие материальных и духовных ценностей. – Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством. Где богатство зарыто Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство». Читает стихотворение: Великая радость – работа, Работай без лишнего счета – В полях, за станком, за столом! Все счастье земли – за трудом! Работай до жаркого пота, (В. Брюсов.) – О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд.) – Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви...) – Скажите, как оценивается труд человека? – Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? – Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.) – Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?». – Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше. А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства. – Какова же главная задача экономики? – Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями. – Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.) Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер). Работа по учебнику. – Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40). – В чём отличие товара от услуги? Игра «Товар – услуга». отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д. – Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый. Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску. Вы зашли в аптеку и купили лекарство. Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо. Вы едете в автобусе в город. Вам доставили почту. Вы зашли в магазин и купили продукты. – Назовите еще вам известные услуги. – Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги. – Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар. • Пошла муха на базар И купила самовар. Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу. • И сейчас же с высокой скалы К Айболиту спустились орлы. «Садись, Айболит, верхом! Мы живо тебя довезем». • В магазине, как в лесу: Можно тут купить лису, Лопоухого зайчонка, Снежно-белого мышонка, Попугайчиков зеленых, Неразлучников влюбленных. • Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу. В нем сидело и стояло Сто пятнадцать человек. • Я прививок не боюсь, Если надо, – уколюсь. • Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. • Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. – Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево. – Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу: Дорого Дешево Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»). – Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли? – Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? – какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика? – Что включает в себя экономика? (Экономика – торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.) Тест – Выпиши букву с правильным ответом. 1. Закончи определение: экономика – это… С) наука; Е) возможность заработать деньги; М) искусство ведения хозяйства. 2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко? К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля. 3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь? Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля. 4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи? З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля. 5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары? П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство. 6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки? Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт. 7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики… Я) …иногда пересекаются»; Ж) …самостоятельны»; Ы) …тесно взаимосвязаны». – Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.) – Над какой темой работали? – Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Какие задания было выполнять легко?
учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24. *Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию). – В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки. | Дети приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу. Пересказывают домашнее задание Отвечают на вопросы Отвечают на поставленные вопросы
Читают, и внимательно слушают, запоминают Отвечают на вопросы Готовятся к ответам Самостоятельно читают, готовятся к ответам на вопросы Внимательно слушают Отвечают на поставленные вопросы учителя Фантазируют предложенную ситуацию и анализируют ответы сверстников Самостоятельное написание теста Внимательно слушают Отвечают на вопросы | - проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; - активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - первичный контроль за правильностью выполнения способа действия; - слушать собеседника и вести диалог; - коррекция отработки способа действия; - анализировать предложенную ситуацию; - принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; - выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....
Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».
Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Для чего нужна экономика"
презентация к уроку окружающего мира...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Тема: "Учёные России"
Данная разработка содержит: конспект урока, разрезной и раздаточный материалы, эталон нового знания, презентация. Урок ОНЗ, написан в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Опробирован на уч...
Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"
Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...
Окружающий мир 3 класс. Тема: "Для чего нужна экономика?"
Конспект урока на котором учащиеся создают 2 мини-проекта. Разбираются в составляющих частях экономики, делают выводы....