Разработка урока по окружающему миру на тему: "Разнообразие животных. Звери"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Б. В.А.

Урок исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_zhivotnyh.zveri_._-_kopiya.docx510.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Разнообразие животных. Звери

Тип урока: урок исследовательской деятельности.

Цель: закрепить изученный материал о разнообразии животных; изучить животных, которые относятся к группе «Звери».        

Планируемые результаты  урока

( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- бережное отношение к природе;

- защита и помощь животным.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- делит зверей на группы;

- изучить животных Челябинской области;

- находит общие признаки.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- планирует работу в группе;

- контролирует затраченное время на задание;

- оценивает свою работу на уроке.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- сотрудничает в группе;

- учитывает чужую позицию;

- правильно формулирует ответы на вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- умеет работать с литературой (словари, хрестоматия, учебник);

- умеет мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование. Презентация к уроку. Рисунки зверей.  Разрезанная на части картинка жирафа. Конверты для работы в группах.

  1. Организационный момент.

- Приготовились к уроку. 
Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.
Будем мы сейчас учиться -
Это в жизни пригодиться! 

Наш  урок будет проходить под девизом:

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

2. Постановка целей урока.

На доске плакат с изображением леса, но без насекомых и животных.

- Посмотрите внимательно на то, что изображено на данном рисунке.

 - Да это лес, прислушайтесь к звукам леса.  Как вы думаете, чего или кого на рисунке не хватает?

- Как сделать так, чтобы лес ожил, «наполнился»?

- Что должно измениться  на рисунке?

- Каких животных мы должны поместить на рисунок?

- Сформулируйте тему нашего урока.  (Разнообразие животного мира).

- Скажите, это для нас новая тема?

- Какие группы животных мы с вами изучили? (5 групп). Назовите их.

- Значить, на уроке мы будем изучать или повторить?

- Это будет первая цель нашего урока - повторить  5 изученных групп животных.

 Все ли группы животных мы с вами изучили? (Нет)

- Какую группу мы еще не рассматривали с вами? (Звери).

- Сформулируйте вторую цель нашего урока? ( Вторая цель нашего урока – изучить группу «Звери»).

3. Мотивация урока. Работа в группах.

 Мы заранее разделились на группы. У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены задания. Опираясь на изученный нами ранее материал,  проекты детей, вам необходимо выполнить эти задания.

Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

Учитель. Возьмите  конверт – в нём ваше задание.

В  конвертах подготовлены названия животных:

  • 1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась.
  • 2-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
  • 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
  • 4-я группа – лягушка, жаба, щука, тритон.

– Найдите лишнее животное.

– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? 

 На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, земноводные.

- Назовите отличительные признаки каждой  группы, используйте в своем ответе карточку-план. (составляем таблицу)

Карточка-план:

  1. Каково строение и покров тела у данной группы животных?
  2. Где живут?
  3. Как передвигаются?
  4. Чем питаются?

4.Оживление имеющегося у детей опыта. Проверка групповой работы.

1 группа

-  Животные  какой группы были у вас? (Рыбы)

Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост – это главный отличительный признак. Живут рыбы в воде, питаются водорослями или другими рыбами, или животными, живущими в данном водоёме.

Вопрос гостей

-  Могут ли рыбы летать? ( Летающая рыба может выпрыгивать из воды и скользить до 200 м над поверхностью океана, спасаясь, таким образом, от преследующих ее хищников).

- Как вы думаете, почему рыбы на суше погибают? ( Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде; рыбы дышат только тогда, когда жабры омываются водой).

Заполнение кластера

Учитель

- Мы с вами уже не один раз говорили о замечательном природоохранном объекте, который находится возле нашего города.  Назовите его.  (Ильменский заповедник).

- Вашим домашним заданием было: узнать, какие виды рыб обитают на его территории. (В заповедной зоне  имеется до 18 видов рыб.

Такие как:  карась, налим, сиг,  плотва,  лещ,  язь, щука, окунь.)

2 группа

- Животные  какой группы были у вас? (Насекомые)

У насекомых 6 ног, их тело поделено на 3 части: голову, грудь и брюшко. На голове насекомого находится пара усиков. На брюшке есть насечки в виде колечек. Отсюда и их название. Питаются нектаром и пыльцой, а некоторые и другими насекомыми. Живут на суше, прыгают, летают, ползают.

Вопрос гостей

- Можно ли сказать, что паук  - это насекомое? Почему? (Нет, у него 8 ног)

- Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. ( Водомерка,  жук-плавунец)

Учитель.

- Назовите,  какие насекомые обитают в Ильменском заповеднике? (Большим разнообразием пестрят насекомые, в заповеднике их насчитывают более 3200 видов).https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5d37af55c9f568124977835962632c3f-l&n=13http://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_27.jpg

3 группа

- Животные  какой группы были у вас? (Птицы)  

Животных, у которых тело покрыто перьями, называют птицами. Птицы живут в воздухе и на земле. Птицы летают, но есть такие, которые передвигаются по суше или плавают. За способом питания птицы делятся на зерноядных, насекомоядных, хищных.

Вопрос гостей

- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)

- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)

Учитель.

- Назовите представителей группы птиц,   которых мы можем встретить в Ильменском заповеднике?  (Богата местная природа и на птиц, в границах заповедного участка можно встретить 173 различных вида, при этом около 125 из них гнездятся в заповеднике, а остальные являются перелетными.)

http://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_21.jpghttp://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_22.jpghttp://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_23.jpg

4 группа

Земноводные — животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на земле (то есть на суше), а часть — в воде, за что и получили своё название. Все взрослые земноводные – хищные животные.

Вопрос гостей

-Как еще называют земноводных? ( Амфибия)

- К какой группе относится крокодил? (Пресмыкающиеся)

- Что мы уже знаем об этой группе?  (Название получили из-за способа передвижения. Живут в теплых и жарких странах. В нашей стране можно увидеть только в теплое время года.)

5 группа

Все представители этой группы  пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Кожа  покрыта  сухими роговыми чешуйками. У пресмыкающихся 4 ноги или их вовсе нет. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде. Представители этой группы в основном хищники.

Вопрос гостей

- Чем похожи черепахи и крабы?  (Есть панцирь)

- Чем питается гадюка? (Мышами)

Учитель.

-- Назовите представителей группы земноводных (пресмыкающихся),   которых мы можем встретить в Ильменском заповеднике? ( В заповедной зоне обитает около 5 видов амфибий). Пресмыкающиеся: Узорчатый полоз, Веретеница ломкая, Обыкновенная медянка, Восточная степная гадюка.

http://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_25.jpg

- Молодцы, ребята!

5. Группа «Звери».

Учитель

- А теперь мы переходим ко второй цели нашего урока. Сегодня мы познакомимся с еще одной группой животных.

Разгадав ребус, вы узнаете название этой группы.

                                                ДВЕРИ

З

-  Назовите ее.

5.1 Постановка учебных задач.

- Мы повторили с вами 5 групп животных. Как мы их относили к той или иной группе? ( По характерным признакам.)

-Как вы думаете, какая  главная задача предстала перед нами? ( Узнать по каким признакам мы можем отличать зверей от других животных).

А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.

5.2.Поиск информации. Деловая игра. Работа в группах.

У вас на парте конверты с  разрезанной  картинкой.

-Соберите картинку. Кто получился?

-Какие части тела вы выделите у жирафа? ( Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)

-Чем покрыто тело?

Их тело покрыто шерстью. Это тот признак, который является общим для всех зверей.

-Дети, как вы думаете, а зачем нужна шерсть зверям?

Вывод: Количество шерсти у зверей может быть разным. Например, у кого её много: медведя, волка. А мало? У слона, жирафа. Как вы думаете, почему? Количество шерсти зависит от того, в какой местности живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт.

5.3. Работа с материалом учебника.

Откройте учебник с. 24

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите только зверей. (Гепард, морж, кит.)

Чтение текста учащимися.

5.4.Беседа за текстом учебника.

– Как зверей отличить от других животных?

- А кто знает, чем они кормят своих детёнышей? (Их кормят молоком).

СПОСОБ ПИТАНИЯ

МОЛОКО

- Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то есть питают их. Как вы думаете, как их называют?

МОЛОКО+ПИТАНИЕ+ЮЩИЕ

- Но раньше молоко называлось млеко.

- Так как вы думаете, какое название есть ещё у этой группы животных? (млекопитающие)

Зверей по-другому называют – млекопитающие.

Чтение текста по учебнику на с. 25.

- Чем дышат животные?  (Легкими)

5.5.Работа с интерактивной доской.

У вас на партах карточки. Давайте поработаем в парах

- Распределите  зверей на группы по питанию, воспользовавшись ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМ СЛОВАРИКОМ  в хрестоматии:

кенгуру, барсук, зебра, зебу, горностай, опоссум.

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

Кенгуру, зебра, зебу

ХИЩНИКИ

Барсук, горностай

ВСЕЯДНЫЕ

Опоссум

НАСЕКОМОЯДНЫЕ

  Выполнение задания в тетрадях на стр. 20        

Задание в группах.

Подчеркните в карточке только те  слова, которые относятся к млекопитающим.   (Зверь, яйцо, гнездо, лёгкие, шерсть, крылья, молоко, лапы, детеныш, чешуя).

Творческое задание.

- Попробуйте сейчас составить послание от имени млекопитающих. Как бы они описали себя?

 (Мы  вдыхаем воздух лёгкими, рождаем живых детенышей и кормим их молоком, имеем волосяной покров, если обитаем на суше, то имеем 4 лапы. Передвигаемся мы разными способами.  Способ передвижения зависит от того, где мы живём, чем питаемся и есть ли у нас враги.  Среди нас есть насекомоядные,  растительноядные, хищные и всеядные звери.)

5.6. Звери  Ильменского заповедника.

- Давайте узнаем, какие звери обитают в Ильменском заповеднике.  (На его территории проживает более 57 видов млекопитающих).

http://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_17.jpghttp://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_18.jpghttp://player.myshared.ru/5/435775/slides/slide_20.jpg

Вопрос гостей.

- К какой группе животных относится дельфин?

Экологическая минутка.

-Многие  звери  стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Знаете ли Вы, ребята, почему она так называется?

  Красная книга, красная

Значит природа в опасности

-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.  Перед вами Красная книга России.  В нашей области тоже есть Красная книга. Туда занесены  редкие животные.  Чтобы больше узнать о редких животных вы можете воспользоваться книгами, энциклопедиями, интернетом.

-Ребята, мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать и спасать, защищать нашу природу.

6.Итог урока. Игра «Животные».

7. Рефлексия.

- Название каждого животного соотнесите с его отличительным признаком внешнего строения.

оса

черепаха

панцирь

жало

- Как вы думаете, зачем осе жало? Это ее способ защиты.  Ка к животные умеют защищаться, вы и узнаете на следующем уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ" в 3 классе ( УМК "Школа России")

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА   ПОМОЖЕТ  ДЕТЯМ  СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ  И ИХ ГРУППОВЫХ ПРИЗНАКАХ....

Открытый урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»

Открытый урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова «Зелёный дом» относится к разделу «Эта удивительная природа», проводится в 3 четверти. Он знакомит учащихся с разнообразием вид...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие животных"

Предмет: окружающий мирКласс: 3Тип урока: Урок «открытия» новых знанийТема урока: Разнообразие животныхЦель урока: познакомить учащихся с классификацией животных, выявить отличительные гру...