Разработка урока по окружающему миру на тему: "Разнообразие животных. Звери"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_zhivotnyh.zveri_._-_kopiya.docx | 510.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разнообразие животных. Звери
Тип урока: урок исследовательской деятельности.
Цель: закрепить изученный материал о разнообразии животных; изучить животных, которые относятся к группе «Звери».
Планируемые результаты урока
( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- бережное отношение к природе;
- защита и помощь животным.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- делит зверей на группы;
- изучить животных Челябинской области;
- находит общие признаки.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- планирует работу в группе;
- контролирует затраченное время на задание;
- оценивает свою работу на уроке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- сотрудничает в группе;
- учитывает чужую позицию;
- правильно формулирует ответы на вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- умеет работать с литературой (словари, хрестоматия, учебник);
- умеет мыслить, рассуждать, делать выводы.
Оборудование. Презентация к уроку. Рисунки зверей. Разрезанная на части картинка жирафа. Конверты для работы в группах.
- Организационный момент.
- Приготовились к уроку.
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Будем мы сейчас учиться -
Это в жизни пригодиться!
Наш урок будет проходить под девизом:
"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"
2. Постановка целей урока.
На доске плакат с изображением леса, но без насекомых и животных.
- Посмотрите внимательно на то, что изображено на данном рисунке.
- Да это лес, прислушайтесь к звукам леса. Как вы думаете, чего или кого на рисунке не хватает?
- Как сделать так, чтобы лес ожил, «наполнился»?
- Что должно измениться на рисунке?
- Каких животных мы должны поместить на рисунок?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Разнообразие животного мира).
- Скажите, это для нас новая тема?
- Какие группы животных мы с вами изучили? (5 групп). Назовите их.
- Значить, на уроке мы будем изучать или повторить?
- Это будет первая цель нашего урока - повторить 5 изученных групп животных.
Все ли группы животных мы с вами изучили? (Нет)
- Какую группу мы еще не рассматривали с вами? (Звери).
- Сформулируйте вторую цель нашего урока? ( Вторая цель нашего урока – изучить группу «Звери»).
3. Мотивация урока. Работа в группах.
Мы заранее разделились на группы. У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены задания. Опираясь на изученный нами ранее материал, проекты детей, вам необходимо выполнить эти задания.
Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
Учитель. Возьмите конверт – в нём ваше задание.
В конвертах подготовлены названия животных:
- 1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась.
- 2-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
- 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
- 4-я группа – лягушка, жаба, щука, тритон.
– Найдите лишнее животное.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы?
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, земноводные.
- Назовите отличительные признаки каждой группы, используйте в своем ответе карточку-план. (составляем таблицу)
Карточка-план:
- Каково строение и покров тела у данной группы животных?
- Где живут?
- Как передвигаются?
- Чем питаются?
4.Оживление имеющегося у детей опыта. Проверка групповой работы.
1 группа
- Животные какой группы были у вас? (Рыбы)
Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост – это главный отличительный признак. Живут рыбы в воде, питаются водорослями или другими рыбами, или животными, живущими в данном водоёме.
Вопрос гостей
- Могут ли рыбы летать? ( Летающая рыба может выпрыгивать из воды и скользить до 200 м над поверхностью океана, спасаясь, таким образом, от преследующих ее хищников).
- Как вы думаете, почему рыбы на суше погибают? ( Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде; рыбы дышат только тогда, когда жабры омываются водой).
Заполнение кластера
Учитель
- Мы с вами уже не один раз говорили о замечательном природоохранном объекте, который находится возле нашего города. Назовите его. (Ильменский заповедник).
- Вашим домашним заданием было: узнать, какие виды рыб обитают на его территории. (В заповедной зоне имеется до 18 видов рыб.
Такие как: карась, налим, сиг, плотва, лещ, язь, щука, окунь.)
2 группа
- Животные какой группы были у вас? (Насекомые)
У насекомых 6 ног, их тело поделено на 3 части: голову, грудь и брюшко. На голове насекомого находится пара усиков. На брюшке есть насечки в виде колечек. Отсюда и их название. Питаются нектаром и пыльцой, а некоторые и другими насекомыми. Живут на суше, прыгают, летают, ползают.
Вопрос гостей
- Можно ли сказать, что паук - это насекомое? Почему? (Нет, у него 8 ног)
- Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. ( Водомерка, жук-плавунец)
Учитель.
- Назовите, какие насекомые обитают в Ильменском заповеднике? (Большим разнообразием пестрят насекомые, в заповеднике их насчитывают более 3200 видов).
3 группа
- Животные какой группы были у вас? (Птицы)
Животных, у которых тело покрыто перьями, называют птицами. Птицы живут в воздухе и на земле. Птицы летают, но есть такие, которые передвигаются по суше или плавают. За способом питания птицы делятся на зерноядных, насекомоядных, хищных.
Вопрос гостей
- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)
Учитель.
- Назовите представителей группы птиц, которых мы можем встретить в Ильменском заповеднике? (Богата местная природа и на птиц, в границах заповедного участка можно встретить 173 различных вида, при этом около 125 из них гнездятся в заповеднике, а остальные являются перелетными.)
4 группа
Земноводные — животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на земле (то есть на суше), а часть — в воде, за что и получили своё название. Все взрослые земноводные – хищные животные.
Вопрос гостей
-Как еще называют земноводных? ( Амфибия)
- К какой группе относится крокодил? (Пресмыкающиеся)
- Что мы уже знаем об этой группе? (Название получили из-за способа передвижения. Живут в теплых и жарких странах. В нашей стране можно увидеть только в теплое время года.)
5 группа
Все представители этой группы пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Кожа покрыта сухими роговыми чешуйками. У пресмыкающихся 4 ноги или их вовсе нет. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде. Представители этой группы в основном хищники.
Вопрос гостей
- Чем похожи черепахи и крабы? (Есть панцирь)
- Чем питается гадюка? (Мышами)
Учитель.
-- Назовите представителей группы земноводных (пресмыкающихся), которых мы можем встретить в Ильменском заповеднике? ( В заповедной зоне обитает около 5 видов амфибий). Пресмыкающиеся: Узорчатый полоз, Веретеница ломкая, Обыкновенная медянка, Восточная степная гадюка.
- Молодцы, ребята!
5. Группа «Звери».
Учитель
- А теперь мы переходим ко второй цели нашего урока. Сегодня мы познакомимся с еще одной группой животных.
Разгадав ребус, вы узнаете название этой группы.
ДВЕРИ
З
- Назовите ее.
5.1 Постановка учебных задач.
- Мы повторили с вами 5 групп животных. Как мы их относили к той или иной группе? ( По характерным признакам.)
-Как вы думаете, какая главная задача предстала перед нами? ( Узнать по каким признакам мы можем отличать зверей от других животных).
А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.
5.2.Поиск информации. Деловая игра. Работа в группах.
У вас на парте конверты с разрезанной картинкой.
-Соберите картинку. Кто получился?
-Какие части тела вы выделите у жирафа? ( Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)
-Чем покрыто тело?
Их тело покрыто шерстью. Это тот признак, который является общим для всех зверей.
-Дети, как вы думаете, а зачем нужна шерсть зверям?
Вывод: Количество шерсти у зверей может быть разным. Например, у кого её много: медведя, волка. А мало? У слона, жирафа. Как вы думаете, почему? Количество шерсти зависит от того, в какой местности живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт.
5.3. Работа с материалом учебника.
Откройте учебник с. 24
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите только зверей. (Гепард, морж, кит.)
Чтение текста учащимися.
5.4.Беседа за текстом учебника.
– Как зверей отличить от других животных?
- А кто знает, чем они кормят своих детёнышей? (Их кормят молоком).
СПОСОБ ПИТАНИЯ
МОЛОКО
- Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то есть питают их. Как вы думаете, как их называют?
МОЛОКО+ПИТАНИЕ+ЮЩИЕ
- Но раньше молоко называлось млеко.
- Так как вы думаете, какое название есть ещё у этой группы животных? (млекопитающие)
Зверей по-другому называют – млекопитающие.
Чтение текста по учебнику на с. 25.
- Чем дышат животные? (Легкими)
5.5.Работа с интерактивной доской.
У вас на партах карточки. Давайте поработаем в парах
- Распределите зверей на группы по питанию, воспользовавшись ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМ СЛОВАРИКОМ в хрестоматии:
кенгуру, барсук, зебра, зебу, горностай, опоссум.
РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ | Кенгуру, зебра, зебу |
ХИЩНИКИ | Барсук, горностай |
ВСЕЯДНЫЕ | Опоссум |
НАСЕКОМОЯДНЫЕ |
Выполнение задания в тетрадях на стр. 20
Задание в группах.
Подчеркните в карточке только те слова, которые относятся к млекопитающим. (Зверь, яйцо, гнездо, лёгкие, шерсть, крылья, молоко, лапы, детеныш, чешуя).
Творческое задание.
- Попробуйте сейчас составить послание от имени млекопитающих. Как бы они описали себя?
(Мы вдыхаем воздух лёгкими, рождаем живых детенышей и кормим их молоком, имеем волосяной покров, если обитаем на суше, то имеем 4 лапы. Передвигаемся мы разными способами. Способ передвижения зависит от того, где мы живём, чем питаемся и есть ли у нас враги. Среди нас есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери.)
5.6. Звери Ильменского заповедника.
- Давайте узнаем, какие звери обитают в Ильменском заповеднике. (На его территории проживает более 57 видов млекопитающих).
Вопрос гостей.
- К какой группе животных относится дельфин?
Экологическая минутка.
-Многие звери стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Знаете ли Вы, ребята, почему она так называется?
Красная книга, красная
Значит природа в опасности
-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных. Перед вами Красная книга России. В нашей области тоже есть Красная книга. Туда занесены редкие животные. Чтобы больше узнать о редких животных вы можете воспользоваться книгами, энциклопедиями, интернетом.
-Ребята, мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать и спасать, защищать нашу природу.
6.Итог урока. Игра «Животные».
7. Рефлексия.
- Название каждого животного соотнесите с его отличительным признаком внешнего строения.
оса черепаха | панцирь жало |
- Как вы думаете, зачем осе жало? Это ее способ защиты. Ка к животные умеют защищаться, вы и узнаете на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на тему:"Разнообразие животных"
Открытые уроки...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ" в 3 классе ( УМК "Школа России")
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПОМОЖЕТ ДЕТЯМ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ И ИХ ГРУППОВЫХ ПРИЗНАКАХ....
Открытый урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»
Открытый урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "
Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова «Зелёный дом» относится к разделу «Эта удивительная природа», проводится в 3 четверти. Он знакомит учащихся с разнообразием вид...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)
Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие животных"
Предмет: окружающий мирКласс: 3Тип урока: Урок «открытия» новых знанийТема урока: Разнообразие животныхЦель урока: познакомить учащихся с классификацией животных, выявить отличительные гру...