Урок "Что такое деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Морозова Ольга Николаевна

Урок по окружающему миру "Что такое деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_chto_takoe_dengi.pptx2.06 МБ
Файл chto_takoe_dengi.docx204.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по окружающему миру

Слайд 2

Промышленность

Слайд 3

Кулебакский завод металлоконструкций (ЗМК)

Слайд 4

Завод по розливу бутилированной питьевой воды “Русское Время”

Слайд 5

КУЛЕБАКСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА № 1 КУЛЕБАКСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД

Слайд 7

Что такое деньги?

Слайд 8

Способы обмена Бартер товар товар

Слайд 9

Способы обмена. Купля - продажа деньги товар

Слайд 10

Первые древние деньги

Слайд 11

«Катенька» В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II.

Слайд 12

Работа со словарём Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже. С.И.Ожегов.

Слайд 13

2 копейки 1801 года Монета отчеканена из меди. Вес монеты - 20,49г. Диаметр - 35 мм. Екатеринбургский монетный двор Павел Первый

Слайд 14

Монета Лицевая сторона Оборотная сторона Номинал Легенда

Слайд 15

Деньги разных стран

Слайд 16

Олимпийские монеты

Слайд 17

Олимпийские монеты

Слайд 18

Синквейн Деньги Бумажные, металлические. Купить, продать, обменять. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Товар



Предварительный просмотр:

Что такое деньги

Урок окружающегомира в  3 классе

Цель урока:создать условия на уроке для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: организовать поисково-исследовательскую деятельность с целью изучения истории возникновения денег. Познакомить с двумя способами обмена: бартер и купля-продажа.Содействовать усвоению понятий «деньги», «товар», «цена»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.

Метапредметные.

регулятивные  УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью,анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели 
по заданиям учителя;

коммуникативные УУД – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения,учить строить сообщение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод, творческая работа, самостоятельная работа.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, учебник для 3 класса " Окружающий мир" часть 2, рабочая тетрадь " Окружающий мир", толковый словарь Ожегова.

Раздаточный материал:

российские монеты (современные, устаревшие);

иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);

информационные листы;

оценочные листы.

Использование ИКТ:  отрывок из м/ф «Трое из Простоквашино», презентация, выполненная в компьютерной программе PowerPoint.

Деньги потерял - ничего не потерял,

время потерял - многое потерял,

здоровье потерял - все потерял.

Народная мудрость

Ход урока.

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

- Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

2. Проверка домашнего задания.

- Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Ребята, получившие карточки, выполняют задание. А мы послушаем сообщения, которые подготовили ученики.

Ученики рассказывают о предприятиях родного города.

- Предприятий не так уж много. Но все они занимаются реализацией главной задачи экономики – удовлетворением потребностей населения.

3.Подготовка к изучению новой темы.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорят герои.

Просмотр отрывка мультфильма.

- Почему герои мультфильма не могут ничего купить? У них нет денег.

- А что такое деньги? Ответы детей.

- Для чего человеку нужны деньги?Чтобы заплатить за товары и услуги.

- Когда мы забываем закрыть водопроводный кран, наши деньги утекают, когда не выключаем лампочки, наши деньги сгорают. Почему? Потому что мы не экономим воду и электроэнергию.

- Мы продолжаем открывать тайны экономики. Какое экономическое понятие будем сегодня исследовать?Деньги.

- Как вы думаете, о чём  мы узнаем сегодня на уроке.Как и когда появились деньги, как изменялись.

Тема урока: Что такое деньги.

- Появление денег было не менее важно, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими.С одной стороны деньги – это великое изобретение человечества, без которого не возможен прогресс, а с другой - это зло, от которого только беды и несчастья.

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Прием «Кластер»

-А что вы уже знаете про деньги? Заполните в таблице «Уровень моих знаний» первую колонку.

- На многие вопросы вы можете ответить? Нет

-Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? Справочники, словари, интернет и учебник.

4. Изучение нового материала.

 -Мы сейчас разделимся на группы. Первая группа изучает с помощью информационной карты, что такое деньги. Вторая группа знакомится с историей возникновения денег, третья изучает российские деньги, а четвёртая деньги других стран. А пятая группа узнает, какие пословицы про деньги существуют.

Даётся время на работу в группах.

- Итак, каждая группа закончила. Мы делимся полученной информацией.

Отвечает первая группа.

- Что такое деньги? Где можно найти объяснение значения слова? В словаре.

- Прочитайте толкование значения слова «деньги» в словаре Ожегова.

- А какое вы сделали открытие, откуда появилось слово «деньги»?

- Что такое монеты?       Металлические деньги.

Сообщение подготовленного ученика:Название «монета» возникло в Древнем Риме. Там при Храме богини Юноны-Монеты  был устроен первый монетный двор. Отсюда и пошло — «монета».

- Как называются бумажные деньги?  Купюры.

- Как вы думает, всегда ли существовали деньги?Нет, не всегда.

- Когда же появились деньги?

- Да, было время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами (большими группами во главе с вожаком), занимались охотой и собирательством, изготовлением простых орудий труда. Постепенно одни люди приручили диких животных, и появилось скотоводство. Другие поняли, что растения можно выращивать, и занялись земледелием. Третьи стали заниматься ремеслом: изготавливали орудия труда, одежду. Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя.

– Что стали делать люди?Обмениваться.

 - Да. Они стали обмениваться друг с другом различными предметами.  Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы- наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы- зерно, растительное масло, вино. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи. И мы сейчас представим себя в роли древних людей.

Вызываются три ученика.

- Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный горшок, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться?

Дети производят обмен.Проходит обсуждение.

- Легко ли найти обмен на нужный предмет? Нет. Почему?

- Какие возникают трудности в таком обмене?Затрачивается много времени, сложно.

- Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Но это было не совсем удобно. К примеру, охотник пришел со шкурой оленя, ему потребовались стрелы, а тому, у кого есть стрелы, шкура не нужна. Зато нужны кувшины. Владельцу же кувшинов ни к чему стрелы, ему шкуру подавай. Почему обмен не удобен? Отсутствие нужного товара.

-А вы обменивали между собой какие–нибудь предметы? Какие трудности возникали у вас?

- Вспомните, недавно прочитанный рассказ Драгунского «Он живой и светится». Почему мы называем такой обмен неравноценный? Ответы детей.

-Чем же неудобен бартер?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Отсутствие нужного товара.

3. Неравноценность обмена.

- Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

-Откройте учебники и  на стр.66 прочитайте, как называется такой обмен одного товара на другой.

Из учебника дети узнают, что такой вид обмена называется бартер.

-  А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- Прочитайте на стр.67 определение другого способа обмена купли – продажи.

- что мы называем куплей-продажей?Ответы детей.

- Какой способ обмена удобнее?Купля-продажа, быстрее и надёжнее.

- Что участвует в этом обмене? Деньги.

- Что значит купить или продать товар? Обменять его на какое-то количество денег.

- Что указывает, на какое количество денег можно обменять? Цена.

История возникновения денег.

-Что выяснила вторая группа?

-Когда появились первые деньги?

-Всегда ли деньги были такими, как сейчас?

- Как выглядели первые деньги?

- Чем удобны были раковины каури? А чем неудобны?

- В чём преимущество металлических денег?

- Почему купцам было неудобно брать в дорогу металлические деньги?

- Как впервые появились бумажные деньги?

Российские деньги.

-Какими были первые деньги на Руси?

-Что такое гривна?

-Как появился рубль?

-Как назывались деньги, которые привозили арабские купцы?

-Как назывались деньги, которые чеканили в Киевской Руси? Кто на них был изображён?

- Когда появилась копейка? Почему так называется?

-Когда в России появились бумажные деньги? Кто на них был изображён?

-Я хочу вам показать одну монету. Передавайте её друг другу. Как вы думаете, что это за монета?

Детям даётся монета 1801 года.

http://www.lavka-shop.ru/products_pictures/a11425.jpg

-Эта монета времён правления Павла 1.Она отчеканена из меди в 1801 году Екатеринбургским монетным двором.

5. Физкультминутка.

Игра «Покупки»

Мы отправляемся с вами в магазин за покупками. Папе мы купили расчёску. Покажите левой рукой, как папа причесывается.  Маме мы купили  мясорубку, изобразите, как мама крутит  мясорубку правой рукой, но не прекращайте причесывание. Брату мы купили лыжи. Прошу вас, покажите: как брат идет на лыжах. Сестре мы купили куклу, которая хлопает ресницами и говорит "мама". А бабушке он подарил китайского болванчика, который качает головой". Нужно показать все заданные движения.

6. Практическая деятельность учеников 

1. Практическая работа в парах

- У вас на партах лежат монеты. Рассмотрите их. К какой стране они принадлежат? Россия.

- Как догадались? Изображён российский герб.

- Что ещё изображено на монете?

- Вам предстоит провести исследование. После которого, вы сможете больше рассказать о монете. Вам поможет план исследования.

План исследования.

1.Рассмотрите монету.

2.Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.

3.Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей. Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.

4.Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

5.Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

6.Выполните в рабочих тетрадях задание № 3 на странице 45.

Подведем итог нашего исследования.

2. Работа с интерактивной доской.

Раньше лицевая сторона монеты так и называлась - ЛИЦЕВАЯ,потому что на ней изображался ЛИК государя и его имя, но есть еще название Аверс, в свою очередь обратная сторона монеты или медали называется Реверс.

-Ребята, я сейчас каждому ряду выдаю две монеты. Вы их быстро рассматриваете и передаёте следующему ученику. Задание: выяснить, в чём сходство и в чём отличие этих монет.

Монеты разные, но обе посвящены олимпийским играм, проходившим в нашей стране.

http://monetainfo.ru/wp-content/uploads/2015/10/yub6.jpghttp://www.avagos.com/media/upload/board/photos/21-12-2016/homeavagosparsers83148.jpg

- Традиция выпуска «юбилейных рублей» в честь олимпийских игр зародилась еще в древние времена. Надо полагать, что древнегреческие монеты с изображениями атлетов – это и есть первые олимпийские монеты, стоимость которых сегодня оценивается тысячами долларов.

В нашей стране первая монета была выпущена в преддверии летней олимпиады в Москве.На её аверсе изображён Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик и надпись 1 рубль. На реверсе изображена эмблемаXXIIОлимпийских игр в Москве и год выпуска.

Перед зимней Олимпиадой в Сочи 2014 Центральный Банк России, продолжая традицию, выпустил монеты, посвящённые олимпийским играм.

Деньги разных стран.

-Ребята четвёртой группы выясняли, какие деньги существуют в других странах.

Вызывается один ученик, он работает с интерактивной доской, остальные работают в тетради на стр.44.  Наклеить деньги разных стран.

-Что такое валюта?

-Во всех странах принято откладывать часть денег на будущее. Как называются эти деньги?  Сбережения.

-Для чего нужны сбережения?

Пословицы о деньгах.

- Ребята пятой группы читали текст и находили в нём пословицы про деньги. Прочитайте эти пословицы, объясните их смысл.Читают.

5.Итог урока. Рефлексия.

- Возьмите карточку «Уровень моих знаний» и заполните второй столбик в таблице. Сделайте вывод.

На уроке мы получили новые знания.

Оцените свою работу по десятибалльной шкале.

- В конце урока к нашей теме давайте составим синквейн.

- Молодцы! А закончить урок мне хотелось бы такими словами:

Старайтесь быть разумным, а не богатым.

Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.
Эзоп

6. Д.З.

-Домашнее задание у вас будет на выбор:

  • Мини-сочинение «Для чего нужны деньги?»
  • Придумать и нарисовать деньги будущего.Стр.69, вопросы «Проверь себя»
  • Прочитать с. 66 – 68, составить и записать вопросы в тетрадь с. 45 №4

Литература:

  1. «Деньги»  Детская энциклопедия  - РОСМЭН, 2016
  2. Джо Крибб «Деньги (Очевидец.Обо всём на свете)» - Слово, 1999
  3. Монеты и банкноты России. Деньги России – АСТ, 2013
  4. Владимир Тульев История денег России с X века до наших дней – Эксмо, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

"Что такое деньги"

Конспект урока с презентацией...

"Что такое деньги."

Урок по окружающему миру "Что такое деньги" Мир вокруг нас. Плешаков А.А. То, что взрослому человеку кажется простым и обыденным, для ребенка - интересно и познавательно. Как можно простыми словами ...

"Что такое деньги?"

Конспект урока...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...