"Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Шаяхметова Зульфия Муратовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Что такое деньги?»

Окружающий мир

3 класс

УМК «Школа России»

Шаяхметова Зульфия Муратовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

города Межгорье

Цели и задачи урока

Образовательные:

  1. Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
  2. Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
  3. Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
  4. Определить функции денег.

Развивающие:

  1. Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
  2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  3. Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
  4. Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
  5. Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира,  уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:

Информационный материал:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.

Демонстрационный материал:

наборы иллюстраций: евро (банкноты), доллар (банкноты), древние китайские монеты и банкноты, старинные российские монеты и банкноты.

виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей).

Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод, творческая работа.

Ход урока

 I.Орг. момент.

-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое  понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?

Как у наших у ворот  чудо дерево растёт.

Чудо ,чудо, чудо расчудесное!

Не цветочки на нём растут, а денюшки.

-Существует ли такое дерево, на котором вырастают деньги?  Посмотрите-ка, ребята, а что ещё есть на нём? А в какое время года распускаются листочки?

А сейчас послушаем Айнура.

Изменилась ли продолжительность светового дня с приходом весны? Вы, наверное заметили, что с увеличением светового дня постепенно снижается потребление электроэнергии. Мы стараемся в школе и дома экономить электроэнергию. А почему  нужно экономить электроэнергию? Как называют науку, которая учит рационально жить, учит экономно и бережно вести хозяйство? Продолжаем открывать тайны экономики. Какое экономическое понятие будем сегодня исследовать?

II. Актуализация.

Какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?

– что такое деньги?

– как появились деньги?

– какими были первые деньги?

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Каков же главный вопрос?

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ.

Это и есть тема урока.

III. Открытие нового знания.

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Каково их значение?(ответы детей)

А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети

« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

Готовы?  Тогда отправляемся.

Итак, мы попали в далекое прошлое.

Кто же это? (первобытные люди)

Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?

Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Инсценирование . Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.(выступление детей)

Давайте послушаем их разговор.

Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.

Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.

Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.

Аня. А это почему?

Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно.    Голова закружиться.

Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!

Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.

Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.

Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?

Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.

Вова. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.

Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!

(артисты уходят)

Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.

Как же стали поступать люди?

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана.

Приведите свои примеры такого обмена.

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди  и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.  

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер

- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие

-  Кажется,  все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:                                

                                                                    У Светы  есть груша,  а она хочет морковку.

                                                             У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

                                                             У Миши есть банан, а хочет он грушу. 

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем  бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен  бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- На стр. 69 найдите определение, что такое  купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)  

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).Таблица.

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

(Высказывания детей)

Учитель

: Всегда ли существовали деньги?

(Высказывания детей)

Учитель

: Послушаем сообщение ребят

Из истории денег.

Ученик-Илюза

        Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба.

  Ангелина .

Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать  тысячи раковин.  Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди.  Однако  и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты -  все, во что вложен труд.

Работа по учебнику:

Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах?(Ответы детей)

 Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро.(просмотр)

Я хочу вам показать ещё деньги других государств. Это украинские и белорусские, старые деньги. Рассмотрите денежные купюры.

Определите соответствие между купюрами и странами.

Учитель

 Кто знает, как образовались слова рубль и копейка?

(Высказывания детей)

Учитель:

Послушаем сообщение ребят "Из истории российских денег".

Ученик-Айнур

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

Практическая работа (в группах)

Рассмотрите монету. (1 рубль)

К какой стране она принадлежит?

Как догадались?

Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования

План исследования.

Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.

Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.

Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

Выполните задание № 3 на странице 70.

Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом.

Подведем итог нашего исследования.

Ответьте на вопрос3 с. 70

Учитель

В качестве чего получают деньги большинство людей?

Ученики:

В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

Учитель:

Что покупает человек на заработанные деньги?

Ученики: Товары и услуги.

Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

Ученики: Сбережения

Работа над пройденным материалом.

Работа по группам

Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3задачи (по 1 задаче на группу).

.

Задача 1

 Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите  один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 2.

Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 3.

Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

2. Обобщение.

Учитель:

Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71 )

Учитель:

А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить?  Приведите свои примеры. 

Ученики:

Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

Учитель:

Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

(Высказывания детей)

Какие открытия сделали?

Учитель:

Как надо относиться к природе?

(Высказывания детей)

Я хочу предложить вашему вниманию книги о деньгах, которые есть в нашей библиотеке. Если хотите побольше узнать о деньгах ,можете во время каникул посетить городскую библиотеку, там тоже найдёте много интересного.

Домашнее задание:

У вас сегодня на дом 3 задания, слушайте внимательно, оно дифференцированное по выбору:

  1. Написать сочинение -рассуждение "Для чего нужны деньги?" и красочно его оформить.

2.           Стр.71, вопросы «Проверь себя»

3.         Прочитать текст стр.68-71и составить по нему вопросы

Итог урока.

Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?

Что такое деньги?

Как появились деньги?

Какими были первые деньги?

Сегодня на уроке:

  1. Я узнал…
  2.     Я научился…
  3.      Мне понравилось…
  4.      Я бы хотел…
  5.      Новые знания мне     пригодятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....