Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по оружающему миру 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_okr.mir_1_klass_.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. |
Предмет | Окружающий мир |
Образовательные ресурсы | УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» I часть, 1 класс |
Раздел | Мы и наш мир |
Цель урока | Познакомить с органами чувств и признаками, отличающими человека от других живых существ (речь, память, мышление) |
Задачи | формировать представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни, показать роль и специфику разных органов чувств, стимулировать познавательный интерес через исследовательскую деятельность и игровые моменты, воспитывать чувство сотрудничества при выполнении групповых заданий. |
Основное содержание темы, понятия и термины. | Важность всех органов чувств в организме человека для полного восприятия окружающего мира. Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. Урок-исследование. |
Методы обучения | - объяснительно-иллюстративный, - метод исследования |
Виды деятельности | Беседа, работа с текстовым и иллюстративным материалом |
Оборудование | Ноутбук, телевизор, авторская презентация. |
Наглядность | Презентация, репродукции картин И.М.Прянишников «Дети на рыбалке», А.А.Пластов «Родник», Н.П.Богданов-Бельский «Праздник на крылечке» |
Планируемый результат | Обучающиеся научатся называть органы чувств, а так же признаки, отличающие человека от других живых существ (речь, память, мышление), характеризовать предложенные картины русских художников, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. |
1. Предметные умения | В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; знать способы восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определять и называть органы чувств; исследовать признаки предметов с помощью органов чувств |
2. Метапредметные умения: - познавательные | Через исследование и работу с учебником прийти к решению учебной задачи; совместно с одноклассниками или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации ( при исследовании предмета в группе, при работе с учебником – иллюстрации, репродукции картин), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения и выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
- регулятивные | В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через проблемные вопросы), определять и формулировать цель деятельности на уроке; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении исследовательской работы в группе, заданий из учебника; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке |
- коммуникативные | Делиться своими впечатлениями от восприятия картин отечественных художников, учиться договариваться и работать в группе, соблюдать правила общения; слушать и понимать речь других; использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя. |
3. Личностные: | Осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Окружающий мир», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. | Ребята, сядьте правильно, расправьте плечи, повторяйте за мной… Мы рады сегодняшнему дню! Мы рады встрече друг с другом! Мы рады познавать себя и окружающий мир! И это здорово! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнать новое, ведь это так интересно. | Настраиваются на успешную деятельность на уроке. Хором повторяют слова. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний учащихся. Цель: включение учащихся в повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. | -Покажите, какие фотографии вы приклеили в рабочих тетрадях. -Какие слова вы подобрали для описания отношений с этими людьми? | Дети выходят с рабочими тетрадями к доске, рассказывают, кто запечатлён на вклеенных ими фотографиях. -Родство, знакомство, дружба. | Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
III. Самоопределение к деятельности. Цель: согласовать тему и цель. | - Какими бы разными мы не были, у нас у всех есть помощники, которые помогают нам общаться с миром. -Послушайте стихотворение и скажите, о каких помощниках пойдёт речь на нашем уроке? Без этих чувств наш мир был бы пуст. Чувств у человека пять. Это обоняние, Вкус и осязание. Не забудь о главных двух- Это зрение и слух. Учитель вывешивает карточки со словами на доску. ЗРЕНИЕ СЛУХ ОСЯЗАНИЕ ВКУС ОБОНЯНИЕ Это органы чувств - органы, которыми мы чувствуем, воспринимаем окружающий мир. -Ребята, отгадайте загадки и узнайте тему нашего урока. 1.Есть у каждого лица два оконца. На ночь сами закрываются, 2.Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. 3. Мы в неё зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… 4. Всегда во рту, а не проглотишь. 5. У одной головы два братца по разные стороны сидят. А ничего не видят и не говорят. -Прочитайте тему нашего урока. | -На уроке мы будем говорить про зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Дети отгадывают загадки, при правильном ответе появляется слово (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) -Глаза. СЛАЙД Как -Нос. СЛАЙД мы -Кожа! (хором) СЛАЙД общаемся -Язык. СЛАЙД с - Уши. СЛАЙД миром. -Как мы общаемся с миром. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: вступать в общение, соблюдать правила общения, аргументировать своё мнение, учитывать мнение окружающих. |
IV. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями. - Кто такие исследователи? Ребята, я хочу познакомить вас с одним интересным человечком. - Чем он интересен? Что в нем странного? - А нужны они ему? - Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. -Исследуя органы чувств, какие открытия мы сможем сделать? | -Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания. Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица - У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук. -Конечно. -Цель урока - познакомиться с органами чувств. -Мы сможем узнать знать, для чего нужны органы чувств. | Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через проблемные вопросы), определять и формулировать цель деятельности на уроке; Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Окружающий мир», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом. |
V. Открытие новых знаний. Цель:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | - Я предлагаю сегодня работать в группах. - По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств. - Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. - Давайте мы эти правила вспомним. Учитель инструктирует детей (отгадать загадку-все по очереди, инструкция по выполнению заданий для каждой группы, самостоятельная работа, вывод по предложенному плану. План ответа 1 Мы получили задание… 2. Выполнить это задание нам помогли… 3. Название органа чувств. 4. Для чего нужен этот орган? | Правила работы в группе 1.Быть внимательным. 2.Говорить тихо, не кричать. 3.Работать дружно. 4.Помогать друг другу. 5.Выбрать выступающего. | Регулятивные: выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме при выполнении исследовательской работы в группе. Коммуникативные: учиться договариваться и работать в группе, соблюдать правила общения; слушать и понимать речь других. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Практическая работа в группах Цель: познакомить с органами чувств и их признаками. 1 группа Глаза-орган зрения Динамическая пауза (Физкультминутка для глаз) Цель:создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Перед вами конверт с заданиями. (На конверте наклеена загадка. Внутри человек без лица, вложена инструкция по выполнению задания. План ответа. -Вам предстоит исследовать глаза. Инструктаж -Ребята, внимательно рассмотрите эти картинки, найдите отличия. -Сделайте ВЫВОД по плану. -Верно, благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира. Зрение надо беречь, чтобы глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз. Глаза вверх мы поднимаем, Погляжу на мир вокруг. - Откройте глаза. -Нарисуйте человечку глаза, чтобы он мог видеть красоту окружающего мира. | Выступающий -Мы получили задание сравнить картинки, найти отличия. -У одного снеговика на голове ведро, у другого сковородка. - На верхней картинке - ёлка, на нижней -дерево. -На верхней картинке - месяц, на нижней картинке - солнце. -У одного снеговика вместо носа шишка, а другого - морковка. -У одного снеговика две пуговицы, а у другого три. -У одного снеговика вместо рук снежки, а у другого веточки. -Выполнить это задание нам помогли глаза. Глаза - это орган зрения. Глаза нужны для того, чтобы видеть предметы. Каждая группа рисует глаза человечку. | Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя. Личностные: осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Познавательные: через исследование прийти к решению учебной задачи; учиться строить простые рассуждения и выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
2 группа Нос-орган обоняния. | Инструктаж -Вам предстоит исследовать загадочные баночки. Откройте их, по запаху определите, что внутри. -Сделайте ВЫВОД по плану. -Открываем надписи на баночках, проверяем. -Способность чувствовать запахи называется обонянием. Чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные запахи предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом, нос работает как сторож. - Нарисуйте человечку нос, чтобы он мог чувствовать запах цветов. | Выступающий -Мы получили задание по запаху определить, что внутри баночек. В баночке №1-чеснок. В баночке №2-кофе. В баночке №3-духи. В баночке №4-зубная паста. -Выполнить это задание нам помог нос. Нос - это орган обоняния. Нос нужен для того, чтобы чувствовать запахи. Каждая группа рисует человечку нос. | |
3. Кожа-орган осязания. Физкультминутка | Инструктаж -Вам предстоит исследовать загадочные контейнеры. Содержимое скрыто от глаз под салфетками. Открывать нельзя, нужно руками потрогать и на ощупь определить, что там лежит. -Сделайте ВЫВОД по плану. -Открываем, проверяем. -Осязание – это способность человека чувствовать прикосновение. Наша кожа не мешает движению пальцев, легко растягивается. Ущипните себя слегка. Что вы почувствовали? -Да, кожей мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Кожа не пропускает в организм микробы. Старайтесь не ранить кожу. Содержите кожу в чистоте и обязательно мойте руки перед едой! -Нарисуйте человечку руки. -Давайте встанем и отдохнём. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше! | Выступающий -Мы получили задание на ощупь угадать спрятанные предметы. -Мы думаем, что здесь мягкая игрушка. -Здесь железный, холодный предмет (металлический футляр) -Здесь мягкий кубик. -Здесь мячик. -Выполнить это задание нам помогла кожа рук. Кожа-орган осязания. С помощью осязания мы можем определить, какой предмет - холодный, мягкий и т.д. -Боль. Каждая группа рисует человечку руки. | |
4. Язык-орган вкуса. Физкультминутка | Инструктаж -Для вас я приготовила тарелочку, на цветных шпажках кусочки продуктов. Попробуйте и определите на вкус, что это. -Сделайте ВЫВОД по плану. - Без языка невозможна человеческая речь. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной. Всё сладкое мы ощущаем кончиком языка, кислое и соленое его боками. -Поможем человечку почувствовать вкус спелой земляники. Нарисуйте нашему герою рот и язык. Я рада, что вы справились с заданием, давайте поиграем. "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо. "Лошадка" Поцокать языком. | Выступающий -Мы получили задание попробовать продукты и по вкусу узнать, что это. На шпажках были кислое яблоко, сладкая шоколадка, хлеб, мармелад с апельсиновым вкусом. Выполнить это задание нам помог язык. Язык-орган вкуса. Язык нам нужен, чтобы определить вкус пищи. Каждая группа рисует человечку рот и язык. | |
5.Уши-орган слуха. | Игра «Угадай звук» -Ночь, всё замирает ( учитель звонит колокольчиком) -День, всё оживает. -Угадали звук? -Ночь (учитель дует в свисток) -День. -Что помогло выполнить это задание? -С помощью слуха мы поддерживаем тесную связь с окружающим миром. Слух помогает нам определять голоса, узнавать звуки окружающей нас природы- шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц . -Нарисуем человечку уши, чтобы он мог слышать разные звуки природы, речь, музыку. | Дети опускают головы на руки. Дети поднимают головы -Это звенел колокольчик. -Это свист. -Выполнить это задание нам помогли уши. -Уши – орган слуха. -Уши нужны, чтобы слышать разные звуки. Каждая группа рисует человечку уши | |
Обобщающая беседа. - Вот и закончилась наша исследовательская работа. -Каждая группа пришла к выводу, как с помощью органов чувств человек воспринимает окружающий мир. | |||
VI. Обобщение и систематизация знаний 1.Работа по учебнику стр.22-23 | -Ребята, давайте поработаем по учебнику на стр.22-23 -Красота окружающего мира вдохновляет поэтов, писателей, художников на создание шедевров искусства. -Рассмотрите картины русских художников. Расскажите, что и как видят, слышат, чувствуют их герои. О чём они думают и говорят? Что делают? Как воспринимают окружающий мир? -Перед вами картина И.М.Прянишникова « Дети на рыбалке». Расскажите что «подсказывают» ребятам их органы чувств. -Что происходит на картине А.А.Пластова «Родник»? -Что делают дети на картине Н.П.Богданова-Бельского «Праздник на крылечке» ? | -Ребята поймали рыбку и рассматривают её. Девочки слушают их разговор. Мальчик с удочкой заходит босиком в воду. Он чувствует прохладу реки. -Девочка набирает воду. Видит, что ведро уже полное, слышит шум воды. -Мальчик играет на балалайке, а девочки слушают. Дети смотрят друг на друга и улыбаются. | Регулятивные: выполнять под руководством учителя задания из учебника. Коммуникативные: делиться своими впечатлениями от восприятия картин отечественных художников. Познавательные: через работу с учебником прийти к решению учебной задачи; совместно с одноклассниками осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником – иллюстрации, репродукции картин, учиться строить простые рассуждения и выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
2.Выполнение заданий в рабочей тетради. | - Проверим, как хорошо вы поняли тему урока, открываем рабочую тетрадь и выполним задания на стр.16-17 Учитель читает задание. | Дети раскрашивают рисунки. | |
3.Беседа, работа по учебнику стр.25 VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | -Перед вами картина А.И. Лактионова «Летом» -Берег реки. Голубое небо. Жарко. Вон мальчишки купаются. А вот и лавочка у дорожки - можно посидеть. Только она занята. А что это девочки делают? -Верно, девочки общаются с помощью речи, размышляют о прочитанном, запоминают информацию. -У животных тоже есть глаза, нос, уши, язык, но они не способны как человек общаться с миром, т.к. у них не развиты РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ. -Человек познаёт окружающий мир, прежде всего в общении с другими людьми. -Какую тему мы сегодня изучали? -Какие цели мы ставили? -Достигли мы цели? -Какое задание вам больше всего понравилось? Закончи следующие фразы: На уроке я работал… Своей работой я … На уроке было… Я понял, что… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… Оцените свою работу на уроке. Перед вами « Лесенка успеха». Выберите лесенку. Обведите человечка на ней. Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось. Средняя ступенька - у меня были проблемы Верхняя ступенька- у меня всё получилось, было интересно | -Они читают газету. - Мы изучали тему «Как мы общаемся с миром». - Познакомиться с органами чувств и узнать, для чего они нужны. -Да. -Высказывают свое мнение. -На уроке я работал активно. -Своей работой я доволен. -Мне было интересно. -Я понял, для чего человеку нужны органы чувств. -Мы учились работать в группах. -У меня получилось исследовать признаки предметов с помощью органов чувств ( узнать на ощупь спрятанную игрушку) . - Я буду меньше смотреть телевизор, потому что зрение нужно беречь, буду мыть руки перед едой. | |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Рекомендовано уч.стр.89 рубрика «Дополнительные странички» прочитать сведения о создателях картин, отмеченных звёздочкой на стр.23, 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...