2. Актуализация знаний | Интеллектуальная разминка | - Ребята, к сожалению, я не помню, что вы проходили на прошлом уроке. Вы можете мне как-то помочь?
- У вас на столах лежат листочки по цифрой 1, на этих листочках вы уведите текст с пропущенными слова, его вам надо восстановить. Переверните карточку под цифрой 1
- Прочитайте сначала самостоятельно, а кто готов прочитать целиком , вставив пропущенные слова – поднимает руку и отвечает
- Пожалуйста, прочитай, что у тебя получилось, все остальные внимательно слушают и проверяют. Если у кого-то по-другому – поднимаем руку
- Поднимите руку у кого также
- Отлично, ребята, благодаря вам я вспомнила, что же вы изучали на прошлом занятии!
Тела бывают искусственные и естественные. Солнце, планеты, Луна – это небесные тела. Тела состоят из веществ. Различают твердые, жидкие и газообразные вещества. Вещества, а значит и тела состоят из частиц (КАРТОЧКА 1)
| - Можем
Переворачивают карточку
Дети поднимают руку
Ребенок читает
Поднимают руки
| Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте; Предметные: закрепить знания о телах, веществах и частицах; Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию;
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста
Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести монолог | Знания предыдущего занятия и знания, необходимые для изучения нового актуализированы |
3. Постановка цели и темы урока | Загадка | - Ребята, узнали ли вы сейчас что-то новое?
- А для чего же мы сейчас выполнили это задание?
- Верно, сейчас мы просто повторили знания, а том, о чем сегодня пойдет речь на уроке вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно!
- Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С ним мы рядом каждый час, Но не видим он для нас
- Ребята, что это такое интересное? Отвечаем по поднятой руке
- Так какова будет тема урока?
- Тема урока «Воздух», а как вы думаете, что мы должны узнать о воздухе? Какую цель мы себе поставим
- Отлично, а теперь переверните листочки, которые лежат у вас на парте по цифрой 2. Давайте ознакомимся с планом нашего урока. Есть желающие прочитать?
1. Что такое воздух? 2. Каков состав воздуха? 3. Какими свойствами обладает воздух? 4. Охрана воздуха (КАРТОЧКА 2)
- Вот так в виде вопросов построен план нашего урока, отвечая на эти вопросы мы достигнем цели нашего урока. Положите этот листочек на парту, он вам пригодится в течение урока | - Нет
- Чтобы повторить наши знания
- Воздух
- Тема урока «Воздух»
- Узнать, что такое воздух, какой состав воздуха и свойства воздуха
Ребенок читает план урока | Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте;
Регулятивные: учить составлять план урока, прогнозировать свои действия.
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста
Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог | Тема урока поставлена; поставлен план урока |
4. Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Прием «Реставратор»
Прием «Работа с иллюстрацией»
Практическая работа, опыт | - Перейдет к первому пункту плана. Ребята, кто-то может сказать, что такое воздух?
- Отлично, вы уже имеете представление о том, что такое воздух.
- Но есть определения, которое нам дают ученые. Его мы с вами сейчас и узнаем. Для этого вы будете работать в паре. Какие же правила работы в парах вы знаете?
- Верно, при работе в парах надо вести себя тихо, не мешать остальным ребятам и работать дружно с товарищем
- Ребята, сейчас те, кто сидит за первым вариантом взяли ручки, вы будете писать. Итак, когда я увижу, что все ребята, которые сидят за первым вариантом, взяли ручки, тогда мы начнем работу
- Отлично, теперь переверните ваш листочке на парте под номером 3 и составьте определение из слов. Работаем в парах, кто выполнит быстрее всех – поднимает руку.
Воздух – это смесь газов. (КАРТОЧКА 3)
- Закончили. Прочитайте, что у вас получилось
- У кого получилось также – поднимите руки
- Итак, у кого получилось верно, поставьте себе плюс на этом листочке. Молодцы!
- Какой пункт нашего плана мы выполнили?
- Что же мы должны узнать сейчас?
- Как мы уже сказали, воздух – это смесь газов. Как вы считаете, из каких же газов состоит воздух?
- Ребята, внимательно посмотрите на слайд и попробуйте составить небольшой рассказ, из каких газов состоит воздух? Есть желающие
- Отлично, кто согласен, что … верно составил рассказ, поднимите левую руку вверх
- Отлично. Это и правда верно. В составе воздуха больше сего азота и кислорода, меньше в нем углекислого газа. При дыхании все живые существа, в том числе и человек, поглащают кислород, а выдыхают углекислый газ. Еще я хочу отметить, что воздух заполняет все свободное пространство: в нашем классе, на улице, у вас дома. Он везде, где мы можем дышать
- Итак, какой пункт плана мы выполнили?
- А теперь ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело
- Что мы будем делать дальше?
- Как вы думаете, какими свойствами обладает воздух?
- Вот сейчас мы с вами и проверим, какими свойствами обладает воздух. Сейчас мы с вами станем исследователями и будем исследовать воздух
- Для того чтобы это сделать, нам необходимо выполнить практическую работу.
- Как и у настоящих исследователей, у вас будет инструктаж, который подробно описан на листочке под номером 4. Он дан у вас также на пару.
- Переверните его. Есть желающие прочитать инструктаж
- Пожалуйста. Все остальные внимательно следят и слушают
1. Работу выполняем в парах: - Работаем дружно;
- Работаем тихо;
- Не мешаем работать остальным ребятам
2. Для работы понадобится рабочая тетрадь, лист бумаги, емкость с водой, колба, влажная тряпочка, горелка 3. В ходе работы мы будем выявлять такие свойства воздуха, как: прозрачность воздуха, цвет воздуха, его запах, что происходит с воздухом при нагревании, что происходит с воздухом при охлаждении
|
- Вот это вам с моей помощью, как настоящим исследователям предстоит выполнить
- Откройте ваши рабочие тетради на странице 27, посмотрите на номер 2. В этой табличке мы будем заполнять результаты наших опытов
Воздух прозрачен или непрозрачен? | Имеет ли воздух цвет? | Имеет ли воздух запах? | Что происходит с воздухом при нагревании? | Что происходит с воздухом при охлаждении? |
- Вы работаете в парах, но результаты своих исследований каждый записывает в своей рабочей тетраде
- Отлично, теперь как настоящие исследователи мы преступаем к нашему исследованию. Кто готов ощутить уже готов ощутить себя в роли настоящего исследователя, сядьте прямо, руки перед собой
- Все готовы! Тогда скорее начинаем
- Прозрачен воздух или нет? Ответьте на вопрос: видим ли мы предметы через воздух?
- Давайте в этом убедимся: я возьму листок бумаги и приложу его к своему лицу. Видите ли мы сейчас мое лицо?
- А когда я убрала листок?
- Так какой вывод мы можем сделать?
- Итак, напротив пункта номер 1 пишем одно слово «прозрачен»
- Имеет ли воздух цвет? Можем ли мы сейчас уже ответить на этот вопрос?
- Давайте проверим. Посмотрите на доску, какой цвет она имеет?
- Посмотрите на потолок. Какого он цвета?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Верно, если бы воздух имел цвет, мы бы с вами ничего через воздух не видели, но из-за того, что он прозрачен, я могу видеть вас, а вы меня.
- Во втором столбце в пункте 2 пишем «не имеет»
- 3 пункт. Имеет ли воздух запах. Давайте это выясним. Закройте глазки и представьте, что вы вошли в столовую. Чем там пахнет?
-А теперь представьте, что мама чистит вам апельсин. Чем теперь пахнет?
- А теперь представьте, что вы вошли в лес. Что вы почувствовали?
- А теперь откройте ваши глазки. Что мы заметили?
- Так пахнут частицы этих веществ, поэтому мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух, как, например, в лесу, ничем пахнет
- Какой вывод мы можем сделать?
- Во 2 столбце в пункте 3 пишем «не имеет»
- ФА теперь давайте выясним, что происходит с воздухом при нагревании. Для этого я проведу опыт, а ваша задача внимательно смотреть и в конце постараться сделать вывод. Для этого опыта мне понадобится колба с трубкой. Я опущу трубку в воду, а колбу буду нагревать при помощи грелки. Что происходит?
- Как вы думаете, расширяется воздух или сжимается, если он выходит их трубки?
- Верно, при нагревании воздух расширяется. Теперь запишем этот результат в строку 4. Записываем
- И в 5 пункте нам надо узнать, что происходит с воздухом при охлаждении. Для этого я возьму ту же емкость с водой, но теперь колбу я буду охлаждать с помощью намоченной тряпочки. Что теперь происходит с водой?
- То есть что происходит с воздухом? Кто догадался?
- Правильно, при охлаждении воздух сжимается. Запишем это в 5 строке.
- Давайте подведем небольшой итог. Сделаем это вот в такой необычной форме. Как вы уже заметили, у вас есть карточка под номером 5. Переверните ее. Она вам дана на пару. Это задание выполняем в паре. В середине написано слово «Воздух», а от него отходят 3 стрелочки. Как вы думаете, что они обозначают?
- Все верно. Эти стрелочки обозначают свойства воздуха. Мы укажем лишь ключевые свойства. Как вы думаете, какие?
- Заполните листочек в паре.
- Какие из вас хорошие и внимательные исследователи получились! Так держать!
- Теперь посмотрите на план нашего урока и скажите, какой пункт плана мы выполнили?
- Что же нам надо узнать еще?
- Для этого отложите пока ваши рабочие тетради на край парты. Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 48. Сейчас мы прочитаем информацию из учебника. Будем читать по одному предложению, начиная с первой парты. Начинаем
- Итак, ребята, мы прочитали текст. Но я хочу узнать, на сколько хорошо вы поняли его. Сейчас мы это проверим. Сделаем это очень просто: я читаю высказывания, если это соответствует содержанию текста, вы хлопаете, если же нет – топаете.
- Начинаем. Будьте внимательны. Воздух не должен быть чистым
- основные источники загрязнения воздуха – это фабрики, заводы и автомобили
- Человек ничего не делает для охраны чистоты воздуха
- Человек немало делает для охраны воздуха: на предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газы
- Какие вы внимательные. Не удалось мне вас провести!
- Все ли, исходя из нашего плана, мы выполнили?
- Мы и правда выполнили все пункты плана, но на том наша работа еще не закончена. Я подготовила для вас еще много интересного. | Предположения детей
- работаем дружно, не мешаем остальным ребятам, ведем себя тихо
Дети за первым вариантом берут ручки
- Воздух – это смесь газов
Поднимают руки
- Первый пункт плана - Каков состав воздуха
Предположения детей
- Больше всего в составе воздуха азота. Много в нем и кислорода. В наименьшем количестве в воздухе содержится углекислый газ
- Второй: узнали состав воздуха Выполняют физминутку
- Узнаем, какими свойствами обладает воздух
Предположения детей
Ребенок читает инструктаж
- Да, через воздух мы видим все
- Нет, не видим
- Видим
- Воздух прозрачен
- Если воздух прозрачен, то он не имеет цвета
- Зеленый
- Белого
- Воздух не имеет цвета
- Едой, булочками
- Апельсином
- Свежесть
- В разных местах пахнет по-разному
- Воздух не имеет запаха
- Вода не входит в трубку – ее не «пускает» воздух. Из трубки выходят пузырьки воздуха
- Расширяется
- Вода поднимается по трубке. Воздух уступает воде место.
- Воздух сжимается
- Эти стрелочки обозначают свойства
- Прозрачный, не имеет цвета, не имеет запаха
- Узнали свойства воздуха
- Источники загрязнения воздуха и его охрана
Дети читают статью
Дети топают
Дети хлопают
Дети топают
Дети хлопают
- Да, все | Личностные: развивать умение высказывать свое отношение по теме урока; формировать умение оценивать свои поступки, поступки товарища по парте; способствовать формированию мотивации к познанию окружающего мира
Предметные: изучить и закрепить понятие «воздух», узнать состав и свойства воздуха; узнать источники загрязнения воздуха и способы его охраны Регулятивные: учить оценивать учебные действия; осуществлять рефлексию; развивать умение высказывать предположение о том, что такое воздух, его свойствах и составе; учить составлять план урока, прогнозировать свои действия.
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из текста учебника, из диаграммы; учить представлять информацию в виде таблицы; делать выводы; анализировать.
Коммуникативные: формировать умение работать в паре, коллективе; учить оформлять свои мысли письменно и устно; учить строить речевые высказывания; формировать умение вести диалог и монолог | Дети узнали, что такое воздух, его состав и свойства; прочитан и сделан вывод по материалам о загрязнении и охране воздуза |