Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лариса Николаевна Васильева

УМК "Школа России" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_3e_okrmir_zolotoe_koltso_rossii.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Золотое кольцо России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать, что такое Золотое кольцо России; знать, какие города входят в Золотое кольцо России.

Уметь находить на карте города Золотого кольца России, уметь приводить примеры достопримечательностей этих городов.

Личностные:

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; обладать навыками сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах; быть самостоятельным; уметь анализировать, обобщать, сравнивать, наблюдать и делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Вид урока: виртуальная экскурсия

Оборудование: «Школа России», Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс (2часть), рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки)

Этап урока Методы и приемы

Хро ном

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределе ния к

деятельности Словесный: вводная беседа

30

сек – 1

мин

Фронтальная форма работы.

Здравствуйте ребята.

Я надеюсь, что у вас сегодня будет отличное настроение, и вы будете активно работать. Очень тихо сели девочки, еще тише сели

мальчики. Спинки ровно. Предлагаю сказать, под каким девизом мы будем сегодня работать. Прочитайте на слайде.

Приветствуют учителя

- Буду думать! Буду стараться! Буду внимательным!

Настраиваются на урок.

Р: волевая

саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности

II.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: вводная беседа

Практический: составление

слов

3

мин

Сегодня на уроке за ответы и активную работу вы будете получать

«хорошие» жетоны (белые). Кто больше всего наберет жетонов, получит отметку в дневник.

За плохое поведение, выкрикивание вы будете получать «плохой» жетон (синий) У кого буду такие жетоны, тот получит замечание в дневник.

Начинаем работать.

Предположите тему урока. Для этого составьте слова.

Составляют слова, чтобы получить название темы урока.

Л: самоопределение к        учебной

деятельности

1 ряд: 9, 16, 13, 16, 20, 16, 6

2 ряд: 12, 16, 13, 30, 24, 16

3 ряд: 18, 16, 19, 19, 10, 10

III.

Постановка учебной

задачи

5

мин

Какое слова у вас получилась? Прочитайте полностью тему урока.

Мы сегодня познакомимся с новым разделом. Прочитайте как он называется. Страница учебника 85.

Прочитаем по цепочке чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

«Изучая это раздел, мы будем учиться:

Золотое, кольцо, России

«Золотое кольцо России»

«Путешествие по городам и странам»

Р: контроль.

П: поиск в тексте и выделение

Словесный: беседа, наводящие вопросы.

  • Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • Находить на карте страны – соседи России и их столицы;
  • Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;
  • Приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между

странами и народами;

  • Использовать различные справочные издания, детскую

литературу для поиска информации о человеке и обществе.»

Читают по цепочке задачи и цели нового раздела учебника.

необходимую информацию.

Посмотрите еще раз, как звучит тема урока. (стр. 86) Предположите, с чем мы должны познакомиться на этом уроке? Цель: узнать, что такое Золотое кольцо России

Предположите, чему мы должны научиться на уроке и что должны узнать?

Посмотрите, ребята, на столах у вас есть желтые карточки. На них написаны задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели. Подумайте с соседом по парте, какие задачи вы сможете

сегодня решить.

Задачи:

  1. Узнать, что такое Золотое кольцо России.
  2. Узнать, какие города входят в Золотое кольцо России.
  3. Уметь называть примеры достопримечательностей городов Золотого кольцо России.

Молодцы, нам действительно нужно решить сегодня все задачи, чтобы понять, что же такое уравнение. Поэтому давайте работать по нашему девизу: «Буду думать! Буду стараться! Буду

внимательным!»

«Золотое кольцо России»

На уроке мы познакомимся с Золотым кольцом России

На уроке мы должны узнать, что такое Золотое кольцо России, знать какие города входят в него и научиться находить на карте города Золотое кольцо России.

Л: самоопределение к        учебной

деятельности

Р: целеполагание; принятие        и сохраннее учебной задачи.

П: формулирование цели и задачи деятельности;

выстраивание последовательность шагов        для

достижения цели

IV. Открытие нового знания Словесный:

беседа

сообщение, объяснение

11

мин

Сегодня на уроке мы будем говорить о древних городах Золотого кольца России

Почему туристический маршрут назван кольцом? Почему называют его Золотым?

Вы в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения. У каждого из вас есть

Напоминает по форме кольцо Этот маршрут хранит память,

содержит достопримечательности, города старинные, древние.

Л: умение полно и точно выражать мысли

Наглядный: виртуальная экскурсия, иллюстрации

маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца.

В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и поставим ему отметку.

Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Отметьте флажком пункт отправления на маршрутных листах.

Кто основал этот город? В каком году?

Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Давайте вспомним их.

Игра «4-й лишний» в парах.

Проверьте себя. Переверните карточки.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ в «»

  1. Из Москвы мы едем на северо-восток, и прибываем в город

Сергиев Посад.

«Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным

монастырем России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не

случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.» Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?

  1. Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

«Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и

привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.»

Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите?

Из Москвы

Князь Юрий Долгорукий в 1147 году.

Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали, записывают информацию из видео в маршрутный лист.

П: поиск в тексте и выделение необходимую информацию.

К:        умение

оформлять свои мысли в письменной форме;

Если вы будете шуметь и плохо себя вести, то нам придется читать текст учебника, вместо просмотра виртуальной экскурсии.

  1. Затем наш путь лежит в Ростов.

«Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая

замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми

стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Послушайте звон Ростовских колоколов.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. Их делают уже несколько столетий.»

Какие достопримечательности есть в этом городе?

  1. «Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт

“углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город.»

Почему он так назван? О каких же достопримечательности Углича вы узнали? Запишите их в Маршрутный лист

  1. Какой город мы видим?

«Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный

человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.

Ярославль называют родиной русского театра. Из памятников

старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.»

Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?

Ярославль

Динамическая пауза (видео- танец)

1

мин

Время отдохнуть. Если вы хорошо работали на уроке, то повторяйте движения.

Танцуют под движения с видео

Р:        волевая

саморегуяция; преодоление импульсивности,

непроизвольности

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: виртуальная экскурсия, иллюстрации

10

мин

Фронтальная, парная форма работы

  1. Кострома

«Свое название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Это один из самых интересных городов, входящих в

маршрут «Золотое кольцо России». Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина 2 приказала перестроить город, ее

спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным.

Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, (Слайд 21) построенная в средине семнадцатого века. У неё богатая и пышная отделка. Она жизни радостная, приветлива и очень живописна.

Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды.

В Костроме находится единственный в мире музей подвига Ивана Сусанина.»

Чем необычен город? Какие достопримечательности есть в этом городе?

  1. Куда мы отправляемся дальше? Плёс

«Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой

части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан.

Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием.»

Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?

  1. Иваново

«А теперь мы в городе Иваново. Особенно интересен исторический центр города. Здесь сохранилисчь бывшие купечески дома,

Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали, записывают информацию из видео в маршрутный лист.

К:        умение

оформлять свои мысли в письменной форме;

П:        поиск        и выделение информации; построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Л: умение полно и точно выражать мысли.

которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых поихводятся красивые ткани.

Город традиционно считается центром текстильной промышленности.

Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново – площадь в центре города, которая носит имя А.С. Пушкина. Площадь украшен афонтаном.»

Запишите в Маршрутный лист достопримечательности города.

  1. «Мы отправляемся в Суздаль

«Издали кажется будто Суздаль – город куполов. Здесь, по обеим берегам речки Каменки, расположилось более двухсот древних храмов и зданий. Не зря Суздаль называют городом – музеем под открытым небом. Второго такого в России нет. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей

деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений.»

Какие достопримечательности есть в этом городе?

  1. От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

«Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу

реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины –

Золотые ворота. Золотые ворота. При строительстве городов в старину обязательно возводились ворота, через которые можно

было попасть в город. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. В

старинных городах строили собор посреди главной площади. В нем хранили казну города, принимали послов, была библиотека, работали переписчики книг. Храм, со своими крепкими стенами

был последним убежищем для защитников города. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.»

Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?

V. Первичное закрепление. Словесный:

2

мин

Фронтальная форма работы.

Давайте подытожим, что же нового мы  узнали, путешествуя по чудесным городам России.

Беседа, вопросы.

Практический: упражнение в рабочей тетради.

  1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества?
  2. Город, который еще в старину называли Великим.
  3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана.
  4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый.
  5. Город, улицы которого расположены в виде веера.
  6. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского?
  7. Город, в котором находятся Золотые ворота.
  8. Город, в котором река течёт «углом»
  9. Как называется город, где находится Музей Утюга и Музей Чайника

Оценивание и выставление отметок!

Поднимите руку, кто ответил на вес правильно или есть 1 ошибка? Молодцы. Отметки получают ….

Выполним задания в рабочей тетради.

Индивидуальная форма работы Рабочая тетрадь страница 45 №1

Прочитайте задание. Назовите города, которые образуют Золотое кольцо России. Найдите их на карте в учебнике на странице 86. Подпишите эти города на карте в рабочей тетради, чтобы лучше запомнить маршрут Золотого кольца России.

Суздаль Ростов Плёс Ярославль Кострома

Сергиев Посад

Владимир Углич

Переславль-Залесский

Проверка, оценивание

Подписывают города Золотого кольца России в рабочей тетради.

Л: умение полно и точно выражать мысли

Р: контроль.

VI.

Самостоятель ная работа с

самопроверко й

Словесный: беседа

Практический: упражнение в рабочей тетради.

Практический: работа с

учебником.

5мин

Парная форма работы.

Выполним упражнение 2 в рабочей тетради в парах, чтобы

закрепить полученные знания о достопримечательностях городов. Рабочая тетрадь стр. 54 №2

Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. Найдите в тексте учебника абзац о городе Сергиевом Посаде. Какие

достопримечательности есть в этом городе? (Троице-Сергиева лавра). Впишите в таблицу. Воспользуйтесь записями из

маршрутного листа. Я уверена, что вы справитесь быстро и все сделаете правильно.

Найдите в тексте учебника абзац о городе Переславле-Залесском.

Какие достопримечательности есть в этом городе? (Горицкий монастырь, старинные церкви). Впишите в таблицу.

Продолжите заполнять таблицу, работая в парах.

Проверьте себя информацией из учебника, если возникли затруднения

Записывают достопримечательности каждого города в парах в рабочей тетради:

  1. Сергиев Посад - Троице- Сергиева лавра
  2. Переславль-Залесский – Горицкий монастырь, старинные церкви.
  3. Ростов – Ростовский кремль, церкви, ростовская финифть.
  4. Углич - Угличская гидроэлектростанция, часовой завод;
  5. Ярославль - памятник Федору Григорьевичу Волкову, театр им. Волкова, церковь Ильи Пророка;

П: поиск в тексте и выделение необходимую информацию.

  1. Кострома – улицы

расположены в виде веера, старинные торговые ряды;

  1. Плёс – Дом-музей И.И.

Левитана, памятник И.И. Левитану;

  1. Иваново – купеческие дома, текстильные фабрики, площадь А.С. Пушкина.
  2. Суздаль – 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен, Музей деревянного зодчества; Владимир – Золотые ворота,

Дмитриевский собор.

Р: контроль

VII.

Включение в систему

знаний. Повторение Словесный: беседа, вопросы

1-2

мин

Фронтальная форма работы.

Какая тема урока?

Какую цель вы себе ставили в начале урока? Какие города входят в Золотое кольцо России?

Почему эти города все вместе называются кольцом? Почему оно названо золотым?

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

«Золотое кольцо России»

Узнать, что такое Золотое кольцо России, узнать какие города входят в него.

Сергиев Посад, Переславль- Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль

Их маршрут образует символическое кольцо на карте.

во всех городах Золотого кольца России бережно сохраняются замечательные памятники истории

культуры.

Л: умение полно и точно выражать мысли

VIII.

Рефлексия

деятельности

Словесный:

закрепительная беседа

1

мин

Фронтальная форма работы.

Подведем итоги урока и посчитаем «хорошие» и «плохие» жетоны. Спасибо за урок, ребята. Мне понравилось с вами работать. Вы большие молодцы. Надеюсь, мы еще с вами увидимся.

Оценивают        свою        деятельность        на уроке.

Р: осуществление итогового контроля; оценка.

Л: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...