Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Золотое кольцо России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать, что такое Золотое кольцо России; знать, какие города входят в Золотое кольцо России.
Уметь находить на карте города Золотого кольца России, уметь приводить примеры достопримечательностей этих городов.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; обладать навыками сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах; быть самостоятельным; уметь анализировать, обобщать, сравнивать, наблюдать и делать выводы.
Тип урока: «открытие» нового знания
Вид урока: виртуальная экскурсия
Оборудование: «Школа России», Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс (2часть), рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки)
Этап урока Методы и приемы | Хро ном | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределе ния к деятельности Словесный: вводная беседа | 30 сек – 1 мин | Фронтальная форма работы. Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что у вас сегодня будет отличное настроение, и вы будете активно работать. Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. Спинки ровно. Предлагаю сказать, под каким девизом мы будем сегодня работать. Прочитайте на слайде. | Приветствуют учителя - Буду думать! Буду стараться! Буду внимательным! Настраиваются на урок. | Р: волевая саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: вводная беседа Практический: составление слов | 3 мин | Сегодня на уроке за ответы и активную работу вы будете получать «хорошие» жетоны (белые). Кто больше всего наберет жетонов, получит отметку в дневник. За плохое поведение, выкрикивание вы будете получать «плохой» жетон (синий) У кого буду такие жетоны, тот получит замечание в дневник. Начинаем работать. Предположите тему урока. Для этого составьте слова. | Составляют слова, чтобы получить название темы урока. | Л: самоопределение к учебной деятельности |
1 ряд: 9, 16, 13, 16, 20, 16, 6 2 ряд: 12, 16, 13, 30, 24, 16 3 ряд: 18, 16, 19, 19, 10, 10 | ||||
III. Постановка учебной задачи | 5 мин | Какое слова у вас получилась? Прочитайте полностью тему урока. Мы сегодня познакомимся с новым разделом. Прочитайте как он называется. Страница учебника 85. Прочитаем по цепочке чему мы будем учиться, изучая этот раздел. «Изучая это раздел, мы будем учиться: | Золотое, кольцо, России «Золотое кольцо России» «Путешествие по городам и странам» | Р: контроль. П: поиск в тексте и выделение |
Словесный: беседа, наводящие вопросы. |
странами и народами;
литературу для поиска информации о человеке и обществе.» | Читают по цепочке задачи и цели нового раздела учебника. | необходимую информацию. | |
Посмотрите еще раз, как звучит тема урока. (стр. 86) Предположите, с чем мы должны познакомиться на этом уроке? Цель: узнать, что такое Золотое кольцо России Предположите, чему мы должны научиться на уроке и что должны узнать? Посмотрите, ребята, на столах у вас есть желтые карточки. На них написаны задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели. Подумайте с соседом по парте, какие задачи вы сможете сегодня решить. Задачи:
Молодцы, нам действительно нужно решить сегодня все задачи, чтобы понять, что же такое уравнение. Поэтому давайте работать по нашему девизу: «Буду думать! Буду стараться! Буду внимательным!» | «Золотое кольцо России» На уроке мы познакомимся с Золотым кольцом России На уроке мы должны узнать, что такое Золотое кольцо России, знать какие города входят в него и научиться находить на карте города Золотое кольцо России. | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: целеполагание; принятие и сохраннее учебной задачи. П: формулирование цели и задачи деятельности; выстраивание последовательность шагов для достижения цели | ||
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа сообщение, объяснение | 11 мин | Сегодня на уроке мы будем говорить о древних городах Золотого кольца России Почему туристический маршрут назван кольцом? Почему называют его Золотым? Вы в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения. У каждого из вас есть | Напоминает по форме кольцо Этот маршрут хранит память, содержит достопримечательности, города старинные, древние. | Л: умение полно и точно выражать мысли |
Наглядный: виртуальная экскурсия, иллюстрации | маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и поставим ему отметку. Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Отметьте флажком пункт отправления на маршрутных листах. Кто основал этот город? В каком году? Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Давайте вспомним их. Игра «4-й лишний» в парах. Проверьте себя. Переверните карточки. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ в «»
Сергиев Посад. «Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.» Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?
«Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.» Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? | Из Москвы Князь Юрий Долгорукий в 1147 году. Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали, записывают информацию из видео в маршрутный лист. | П: поиск в тексте и выделение необходимую информацию. К: умение оформлять свои мысли в письменной форме; |
Если вы будете шуметь и плохо себя вести, то нам придется читать текст учебника, вместо просмотра виртуальной экскурсии.
«Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Послушайте звон Ростовских колоколов. Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. Их делают уже несколько столетий.» Какие достопримечательности есть в этом городе?
“углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город.» Почему он так назван? О каких же достопримечательности Углича вы узнали? Запишите их в Маршрутный лист
«Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.» Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе? | Ярославль |
Динамическая пауза (видео- танец) | 1 мин | Время отдохнуть. Если вы хорошо работали на уроке, то повторяйте движения. | Танцуют под движения с видео | Р: волевая саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа Наглядный: виртуальная экскурсия, иллюстрации | 10 мин | Фронтальная, парная форма работы
«Свое название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Это один из самых интересных городов, входящих в маршрут «Золотое кольцо России». Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина 2 приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным. Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, (Слайд 21) построенная в средине семнадцатого века. У неё богатая и пышная отделка. Она жизни радостная, приветлива и очень живописна. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. В Костроме находится единственный в мире музей подвига Ивана Сусанина.» Чем необычен город? Какие достопримечательности есть в этом городе?
«Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием.» Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе?
«А теперь мы в городе Иваново. Особенно интересен исторический центр города. Здесь сохранилисчь бывшие купечески дома, | Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали, записывают информацию из видео в маршрутный лист. | К: умение оформлять свои мысли в письменной форме; П: поиск и выделение информации; построение речевого высказывания; выдвижение гипотез и их обоснование. Л: умение полно и точно выражать мысли. |
которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых поихводятся красивые ткани. Город традиционно считается центром текстильной промышленности. Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново – площадь в центре города, которая носит имя А.С. Пушкина. Площадь украшен афонтаном.» Запишите в Маршрутный лист достопримечательности города.
«Издали кажется будто Суздаль – город куполов. Здесь, по обеим берегам речки Каменки, расположилось более двухсот древних храмов и зданий. Не зря Суздаль называют городом – музеем под открытым небом. Второго такого в России нет. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений.» Какие достопримечательности есть в этом городе?
«Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Золотые ворота. При строительстве городов в старину обязательно возводились ворота, через которые можно было попасть в город. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. В старинных городах строили собор посреди главной площади. В нем хранили казну города, принимали послов, была библиотека, работали переписчики книг. Храм, со своими крепкими стенами был последним убежищем для защитников города. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.» Почему он так назван? Какие достопримечательности есть в этом городе? | ||||
V. Первичное закрепление. Словесный: | 2 мин | Фронтальная форма работы. Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России. |
Беседа, вопросы. Практический: упражнение в рабочей тетради. |
Оценивание и выставление отметок! Поднимите руку, кто ответил на вес правильно или есть 1 ошибка? Молодцы. Отметки получают …. Выполним задания в рабочей тетради. Индивидуальная форма работы Рабочая тетрадь страница 45 №1 Прочитайте задание. Назовите города, которые образуют Золотое кольцо России. Найдите их на карте в учебнике на странице 86. Подпишите эти города на карте в рабочей тетради, чтобы лучше запомнить маршрут Золотого кольца России. | Суздаль Ростов Плёс Ярославль Кострома Сергиев Посад Владимир Углич Переславль-Залесский Проверка, оценивание Подписывают города Золотого кольца России в рабочей тетради. | Л: умение полно и точно выражать мысли Р: контроль. | |
VI. Самостоятель ная работа с самопроверко й Словесный: беседа Практический: упражнение в рабочей тетради. Практический: работа с учебником. | 5мин | Парная форма работы. Выполним упражнение 2 в рабочей тетради в парах, чтобы закрепить полученные знания о достопримечательностях городов. Рабочая тетрадь стр. 54 №2 Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. Найдите в тексте учебника абзац о городе Сергиевом Посаде. Какие достопримечательности есть в этом городе? (Троице-Сергиева лавра). Впишите в таблицу. Воспользуйтесь записями из маршрутного листа. Я уверена, что вы справитесь быстро и все сделаете правильно. Найдите в тексте учебника абзац о городе Переславле-Залесском. Какие достопримечательности есть в этом городе? (Горицкий монастырь, старинные церкви). Впишите в таблицу. Продолжите заполнять таблицу, работая в парах. Проверьте себя информацией из учебника, если возникли затруднения | Записывают достопримечательности каждого города в парах в рабочей тетради:
| П: поиск в тексте и выделение необходимую информацию. |
расположены в виде веера, старинные торговые ряды;
Левитана, памятник И.И. Левитану;
Дмитриевский собор. | Р: контроль | |||
VII. Включение в систему знаний. Повторение Словесный: беседа, вопросы | 1-2 мин | Фронтальная форма работы. Какая тема урока? Какую цель вы себе ставили в начале урока? Какие города входят в Золотое кольцо России? Почему эти города все вместе называются кольцом? Почему оно названо золотым? Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему? | «Золотое кольцо России» Узнать, что такое Золотое кольцо России, узнать какие города входят в него. Сергиев Посад, Переславль- Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль Их маршрут образует символическое кольцо на карте. во всех городах Золотого кольца России бережно сохраняются замечательные памятники истории культуры. | Л: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: закрепительная беседа | 1 мин | Фронтальная форма работы. Подведем итоги урока и посчитаем «хорошие» и «плохие» жетоны. Спасибо за урок, ребята. Мне понравилось с вами работать. Вы большие молодцы. Надеюсь, мы еще с вами увидимся. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: осуществление итогового контроля; оценка. Л: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...