Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Осень в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Любаева Юлия Ивановна

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Осень в неживой природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Осень в неживой природе» учителя начальных классов

МБОУ Школы №47 г.о. Самара

Любаевой Ю.И.

Цель: показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоят названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучатся к наблюдениям за изменениями погоды.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, фотографии осенних природных явлений (иней, туман, дождь, замерзание реки), бабьего лета.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Установите соответствия. Соедините линиями слова каждого столбика.

Сентябрь                             Капустник, грязник

Октябрь                               Полузимник, бездорожник

Ноябрь                                 Зоревник, дождезвон

Ответ: сентябрь — зоревник, дождезвон; октябрь — капустник, грязник; ноябрь — полузимник, бездорожник.

3. Фронтальный опрос

— Назовите осенние месяцы.

— Вспомните их старинные русские названия, названия на языке своего края.

— Расскажите о старинном русском празднике капустнике.

— Почему октябрь называли свадебником?

— Назовите день-погодоуказатель. Какая погода была в этот день? Какой прогноз на зиму вы дадите?

(Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 58 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

— О чем эта музыка? (О красоте русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь пышным многоцветием. Но осень — это и унылый пейзаж, и умирание природы, и грусть по уходящему лету.)

Сегодня на уроке будем говорить об осени в неживой природе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Что такое погода? (Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)

Рассмотрим эти основные слагаемые погоды в осенний период.

(Учитель обращает внимание школьников на данные таблицы наблюдений за погодой осенью.)

— Что происходит с температурой воздуха осенью? (Температура воздуха понижается.)

— Докажите это. (Температура воздуха в сентябре была..., в октябре..., т. е. температура понизилась.)

— Объясните причины понижения температуры воздуха. (Ответы учеников.)

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают ее. Поэтому холодает.

(Учитель рисует на доске схематический рисунок.)

Осенние явления в неживой природе. По календарю осень начинается 1 сентября. Но это по календарю. В природе таких четких сроков нет. Где-то листья начинают опадать раньше, где-то позже, где-то река замерзает раньше, а где-то позже.

Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Это происходит в дни первых заморозков.

— Что такое заморозки? (Заморозками называют легкие утренние морозы.)

Именно после этих заморозков начинается усиленный листопад, прячутся насекомые, улетают птицы на юг. Так как территория нашей страны очень большая, то и заморозки начинаются в разное время. В Московской области они бывают в первой половине сентября, на севере — в Мурманской области — в августе» на юге — в Краснодарском крае — в октябре.

РЕКЛАМА

— Отгадайте загадку.

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней.)

— Что такое иней? (Примерный ответ. В морозные зимние ночи капельки воды, которые испаряются с поверхности воды, растений, почвы, превращаются в игольчатые кристаллики льда. Они покрывают блестящим покрывалом ветки деревьев и кустарников, электропровода. Это иней.)

— Посмотрите на данные таблицы наблюдений. Когда был иней?

(Учитель показывает фотографию инея на деревьях.)

— Чем отличаются осенние дожди от летних? (Осенью дожди холодные, моросящие, мелкие, затяжные.)

— Назовите даты осенних дождей. (Ответы учеников.) Осенью часто стелются над землей туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю — и туман исчезает. Образуется туман так. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Это туман.

— Назовите даты осенних туманов. (Ответы учеников.) Туман, иней, дождь, заморозки — обычные явления для осени. Осень приносит прохладу. Нет уже жарких дней. Идут дожди. Но нередко вслед за этим устанавливается теплая и сухая солнечная погода — лето возвращается. Начинают летать бабочки, мухи. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. На одну-две недели устанавливается теплая сухая погода.

— Как называют эту пору осени? (Бабье лето.)

(Учитель читает стихотворение от имени кукол-помощников.)

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?!

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка...

Д. Кедрин

— Назовите сроки бабьего лета. (Ответы учеников.)

Дни становятся все короче, а ночи длиннее. 23 сентября — день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 ч. После этого дня ночь становится все длиннее, а день заметно уменьшается. Наступают короткие дни осени.

(Учитель записывает термин на доске.)

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. Поздней осенью во всем чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоемах начинается ледостав — реки, озера, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

Как замерзает река. Процесс ледостава, или замерзания реки, происходит тихо и незаметно. Если вы не живете на берегу реки, кажется, что совсем недавно была чистая вода, а теперь — ровная и гладкая поверхность. Ледостав — процесс тихий и таинственный.

У берегов, где скорость течения реки небольшая, появляются забереги — тонкий ледок вдоль берега. Он словно держится за берега, зацепился за них.

На стрежне, т. е. на середине реки, верхние слои воды охлаждаются до 0°. При соприкосновении с морозным воздухом образуются небольшие плоские льдинки, похожие на блестки сала в тарелке с остывшим супом. Это ледяное сало.

После снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега. Количество льдинок растет, они слипаются со снежурой в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Скопления шуги плывут вниз по течению, наращивая забереги, останавливаясь на мелких местах, превращаясь в льдины. Льдины смерзаются друг с другом, становятся все больше и больше. Большим льдинам плыть все труднее. Они соединяются с заберегами. Движение льда на реке прекращается. Река замерзла.

(Учитель в процессе рассказа записывает термины на доске, показывает фотографии процесса замерзания реки.)

2. Работа по учебнику

С. 58-59

— Откройте учебник на с. 58—59. На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком — поздняя? Объясните.

(Учитель обращает внимание учеников на цвет неба, облачность, цвет воды в реке, дождь.)

— Какие осенние явления погоды вы еще отметили в таблице наблюдений? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на место тихо сели.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 38)

— Прочитайте и выполните задание.

Задание 2 (с. 38)

(Работа в паре с последующей проверкой.)

Ответ: иней, заморозки, туманы, бабье лето, ледостав.

Задание 3 (с. 38)

Ответ: 23 сентября.

— Почему этот день так назвали? (День равен ночи.)

VII. Рефлексия

— О какой осени — золотой или поздней — рассказывают наши помощники?

(Учитель читает стихотворения от имени кукол-помощников.)

Осенней порой

На дороге, на тропинке

Растерял листочки лес.

Паучок на паутинке

Мне за шиворот залез.

Уж темнее стали ночи,

И не слышен дятла стук,

Чаще дождик ветви мочит,

Не раздастся грома звук.

Поутру уже на луже

Появился первый лед.

И снежок легонько кружит.

Знать, мороз в пути, идет.

Л. Нелюбов

Осеннее чудо

Нынче осень, непогода.

Дождь и слякоть.

Все грустят,

Потому что с жарким летом

Расставаться не хотят.

Небо плачет, солнце прячет,

Ветер жалобно поет.

Загадали мы желанье:

Пусть к нам лето вновь придет.

И сбылось желанье это,

Веселится детвора:

Чудо нынче — бабье лето,

Среди осени — жара!

Н. Самоний

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

И. Бунин

— Почему иней при первых заморозках быстро тает?

— В каком осеннем месяце больше всего туманов? (В ноябре, так как низкая температура воздуха. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе туманом.)

Сделаем вывод. Уменьшение продолжительности светового дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — это осенние явления в неживой природе. 23 сентября — день осеннего равноденствия.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем вызвано осеннее похолодание?

— Назовите осенние явления в неживой природе.

— Назовите день осеннего равноденствия.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 58—61), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 61).

2. Научиться старинной детской игре «В кулик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Как природа залечивает раны"

Урок окружающего мира с элементами экологии и краеведения УМК "Школа 2100...". На уроке ребята знакомятся с природой родного края (г.Сочи), расширяют свои знания о Кавказском государственном биосферно...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"

Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать жела...

Конспект урока окружающего мира по теме "Примеры явлений природы", 3 класс, УМК Гармония

Урок открытия нового знания.Цель урока: знакомство с природными явлениями, наблюдаемых зимой.Задачи:- сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой;-продолжить развитие ...

Конспект урока окружающего мира 3 класс на тему: "Природа в опасности!"

Конспект и презентация урока окружающего мира в 3 классе по тме: "Природа в опасности!"...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...