Конспект урока окружающего мира по теме "Примеры явлений природы", 3 класс, УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Урок открытия нового знания.

Цель урока: знакомство с природными явлениями, наблюдаемых зимой.

Задачи:

- сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой;

-продолжить развитие любознательности, наблюдательности;

-продолжить воспитание эстетических чувств, безопасного поведения в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.

Класс: 3

Учебник: О.Т.Поглазова «Окружающий мир», часть 1.-Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013г.

Тема:  Примеры явлений природы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: знакомство с природными явлениями, наблюдаемых зимой.

Задачи:

- сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой;

-продолжить развитие любознательности, наблюдательности;

-продолжить воспитание эстетических чувств, безопасного поведения в зимнее время.

Формируемые УУД:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой.

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Предполагаемый результат:  к концу урока обучающиеся должны   различать понятия: ледостав, гололедица, изморозь, снегопад, снеговой покров.

Оборудование: учебник, видео, презентация, иллюстрации с изображением природных явлений, наблюдаемых зимой,  карточки с заданиями для парной работы, для работы в группах, лист самооценки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, поприветствуйте гостей.

- Ребята, для чего вы ходите каждый день в школу?

- Да, верно вы ходите в школу, чтобы получить знания, информацию. А  я прихожу, чтобы эту информацию донести до вас.

- Каждый урок это изучение какой-то темы, новой или уже известной. Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю найти значения выражений.

2*9  в

4*3 н

6*7 и

5*5 д

8*6 я

9*4 п

7*3 о

6*1 р

5*7 ы

0*9 е

8*7 л

48

18

56

0

12

42

48

36

6

42

6

21

25

35

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какое время года сейчас?

- Значит, какова тема урока?

- Вам знакома эта тема?

- Значит, что будем делать на уроке, раз вам знакома тема урока?

- Правильно вспоминать, повторять или систематизировать всё, что знаем о зимних природных явлениях.

- Что ещё будем делать на уроке?

- Познакомимся  с новыми природными явлениями.

- Ещё раз назовём тему урока и задачи к уроку.

- Заполните лист самооценки. Поставьте + или -.

- Сделайте прогноз насколько хорошо вы всё знаете о зиме.

Приветствуют гостей.

Ответы детей.

У доски учащиеся находят значения выражений и вставляют соответствующую букву в таблицу.

Читают полученное предложение.

Сейчас зима.

Явления природы зимой.

Будем вспоминать и повторять  всё, что знаем о зимних явлениях природы.

  1. Открытие нового знания.

Работа в паре.

Отгадывание загадок.

Работа в группах.

Показ изображения снежинки.

Просмотр видео.

Самостоятельная работа.

Резерв.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какие признаки наступления зимы в природе вы можете назвать?

- С чем это связано?

- Что такое похолодание?

- Молодцы! 

В связи с изменениями температуры воздуха наблюдаются зимой зимние явления.

Теперь попрошу вас поработать в паре. Выберите явления, наиболее характерные для зимы.

снегопад, дождь, туман, ледоход, метель, половодье,  изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица,  молния

- Какие явления выбрали?

 - Опираясь на ваш жизненный опыт и те знания, которые приобрели в 1 и 2 классах, вы расскажите о явлениях природы зимой. Работать будете в группах.

- Отгадайте загадки.

- Загадка для первой и третьей группы:

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.

                (снег)

- Загадка для второй  и четвёртой  группы:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – прозрачное стекло:

Скользко, весело, светло.

                (лёд)

Физминутка.

- Из чего состоят  снег, лёд?

- Снег и лёд –  какое состояние воды?

- Как ведут себя молекулы воды в твёрдом состоянии? Покажите.

- А в жидком, в газообразном?

- Задания для групп даны в карточках. Читайте внимательно, выполняйте старательно.

1-я и 3-я группы

  1. Прочитайте текст учебника с.124, 128.
  2. Ответьте  вопросы:
  • Что такое снегопад?
  • Когда снег летит хлопьями, а когда – мелкой крупой?

Докажите словами из текста.

  • Где снежинки быстрее растают: на руке или на варежке?
  1. Закончите предложения.

Зима длится три месяца: ……………….,  ………………..,  ………………… . В это время обычно очень  ……………..  .

Землю укрывает ………….  .   Приятно дышать морозным воздухом. Снег скрипит под ногами. Очень интересно наблюдать за падающими …………………………. .  

Мы любим зимой играть в снежки, кататься на …………………. и ………………. . А ещё зимой мы встречаем Новый год, а Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы.

2-я и 4-я  группы

  1. Прочитайте текст учебника с.125,126,129.
  2. Ответьте на вопросы:
  • Что такое ледостав?  
  • Почему мелкие и медленно текущие реки замерзают быстрее глубоких? Докажите словами из текста.
  • Что такое изморозь?
  1. Закончите предложения.

Водоёмы покрываются толстым слоем льда. Это явление мы называем ………………….  .   Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это …………………..  

В мороз после оттепели начинается …………………. .

- Проверим, как выполнили работу группы.

Словарная работа по ходу ответа учащихся.

- Где мы можем узнать значение слов?

- Какие правила безопасного поведения зимой вы знаете?

- Вы правильно назвали характерные признаки наступления зимы в неживой природе. Сделаем вывод.

          Зима начинается по календарю 1 декабря, а по Солнцу 22 декабря.

         Зима длится три месяца: декабрь, январь,  февраль. В это время обычно очень  холодно. Землю укрывает снеговой покров.   Приятно дышать морозным воздухом. Снег скрипит под ногами. Водоёмы покрываются толстым слоем льда. Это явление мы называем ледоставом .   Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это изморозь.  Очень интересно наблюдать за падающими  снежинками.  

   Мы любим зимой играть в снежки, кататься на коньках  и лыжах. А ещё зимой мы встречаем Новый год, а Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы.

- Как вы думаете, что это такое?

- Откуда берутся снежинки? Предлагаю посмотреть видео.

- Что нового узнали из видео?

Учёные доказали, что все снежинки разные, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Удивительно: самая крупная снежинка зафиксирована в 1887 году в США, её диаметр 38 см.

- А теперь проверим как, вы усвоили материал урока. Небольшая самостоятельная работа. Поставлю только хорошие отметки. Соедините стрелками слова и определения.

Соедините стрелками слова и определения.

Гололедица

замерзание подтаявшего снега, затрудняющее движение на дорогах.

Изморозь

крошечные кристаллики льда из водяного пара.

Снегопад

выпадение снега из облаков.

Ледостав

образование на поверхности водоёма  неподвижного льда.

Снеговой покров

нетающий слой снега, покрывающий всю землю.

- Сдайте ваши работы. Проверим,  правильно ли выполнили работу.

Показ фото, а учащиеся дают определения.

Практическая работа.

-  Мы сегодня изучили природные явления. Какое природное явление можем изобразить с помощью снежинок?

- Вернёмся к задачам урока.

- Что вспомнили на уроке?

- Какие дополнения сделали на уроке?

- Вернёмся к листу самооценке. Теперь вы всё знаете о зиме?

Домашнее задание: с.124-129 пересказ

Часто идёт снег, дуют холодные ветра,  деревья сбросили листву.

С похолоданием.

Понижение температуры воздуха.

снегопад, метель, изморозь, сугробы, гололедица,

Отгадывают загадки.

Из молекул воды.

Твёрдое

Выполняют задание.

Работают в группах.

Группы отвечают.

В толковом словаре, в интернете и т.д.

Во время гололедицы, тонкий лёд, морозы.

Читает учащийся.

Снежинка

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы.

Работают индивидуально.

Дают ответ.

Изображают снегопад.

Отвечают на вопросы.

Заполняют лист самооценки.

замерзание подтаявшего снега, затрудняющее движение на дорогах

крошечные кристаллики льда из водяного пара

выпадение снега из облаков

образование на поверхности водоёма  неподвижного льда

нетающий слой снега, покрывающий всю землю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Грибы- особое царство природы"

Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.- Показать тесную связь живой и неживой природы.-Формировать у детей знания  о правилах поведения в природе.-...

Конспект урока окружающего мира "Круговорот воды в природе."

Познавательный материал для урока окружающего мира...

Конспект урока окружающего мира на тему " Явления природы" 2 класс

Данный конспект разработан  согласно ФГОС...

урок окружающего мира по теме "Явления природы"

middot;        Материал поможет детям:·            узнать, что такое явления природы, термометр (давать определе...

Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...

Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§  формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...