Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс / предмет | 2 класс Окружающий мир | ||
Тема | Будь природе другом! | ||
Педагогическая цель | Определить влияние деятельности человека на природу.Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение .Сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины. | ||
Тип урока | Урок освоения новых знаний (ОНЗ) | ||
Планируемые результаты (предметные) | Определить и применять правила поведения в природе; обозначить их условными экологическими знаками Знать изучаемые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | ||
Личностные результаты | формировать мотивацию природоохранной деятельности; уметь применять «Правила друзей природы» в жизни; проявлять бережное отношение к природе. | ||
УУД | Познавательные: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формулировать цель; группировать объекты, находить общее и различия; подробно отвечать на вопросы; самим задавать вопросы; соотносить объекты Коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой работе; формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, контролировать и оценивать свои действия. | ||
Оборудование | таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», «Отдел охраны почвы», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений»; толковые словари; газета: «Человек и природа»; карточки с заданиями; шаблоны знаков; тестовые и творческие задания. | ||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Эмоцио-нальный настрой на урок | Прозвенел звонок, То начнутся чудеса – Начинается урок! От улыбок прояснятся Я, ты, он, она - И глаза, и небеса Вместе дружная семья. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнись соседу справа, Улыбнитесь поскорей, Улыбнись соседу слева. Чтобы стало на планете Если только улыбнуться, И светлее, и теплей! | ||
2. Актуали-зация знаний | -Заполните кроссворд по описанию предметов: 1.Цветущее растение с нежным запахом. У которого после цветения вместо цветов появляются маленькие красные горошины. 2. Лесное растение. Цветы его по форме напоминают туфельки (башмачки). 3. Водное растение называют также “дитя солнца”: его прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. 4.Многолетнее травянистое растениелютиковых. Стебли густо покрыты листьями и лишь в нижней части голые. 5. Сумчатое млекопитающее. Научное название вида в переводе означает «сумчатое с собачьей головой». 6. Этот мощный и красивый зверь - олицетворение силы природы. Ему поклонялись как одному из символов родной земли. 7. Удивительно красивая и очень редкая птица. Человек выращивает их в специальном питомнике. Имеет другое название «стерх». 8. Этот зверь сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. 1.ландыш 5.волк сумчатый 2.венерин башмачок 6.зубр 3.кувшинка чисто-белая 7.журавль белый 4.горицвет сибирский 8.тигр амурский - Что вы можете сказать о растениях и животных нашего кроссворда? Почему? - Какие слова получились по вертикали? - Продолжите предложение: Друг – это … Враг – это … Толковый словарь - Чем по отношению друг к другу являются слова ДРУГ и ВРАГ? (антонимы) - Подберите синонимы к этим словам. Друг – Враг – Какие пословицы о дружбе вы знаете? Объясните их значение. - А в природе кто друзья, а кто враги? - А человек, это часть природы? Его можно назвать другом или врагом? Почему? - По каким действиям человека можно судить об этом? Человек – друг Человек – враг … … … … | Дети разгадывают кроссворд, дополняя сведения о животных и растениях. Занесены в Красную книгу, потому, что находятся на грани исчезновения. Человек, близкий по интересам. Человек, стремящийся причинить вред. Товарищ, приятель. Противник, неприятель, недоброжелатель Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любить себя - любить друга Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В дружбе правда. Делай другу добро, да себе без беды. Дружбу помни, а злобу забывай. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружба дружбой, а служба службой. Доказывают высказывания поступками человека | |
3. Сообщение темы и целей. | - Кем по вашему должен быть человек природе? (Другом или врагом) Почему? - Какова тема урока? - М.М.Пришвина называли певец природы. Писатель не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. К сожалению, жизнедеятельность человека привела к тому, что природа переживает сегодня ужасные потрясения, которые негативно отражаются на состоянии здоровья. Все чаще и чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа... - Что означает слово "Экология". Где можно найти значение этого слова? Экология-- это наука о нашем общем доме. Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом. - Что человек должен делать для того, чтобы его дом стал еще прекраснее? Стать природе другом ли брать от нее все возможное? - Охрана растений и животных - проблема государственная, а мы с вами можем помочь природе? - Что мы с вами сможем сделать сейчас на уроке? | Дети выдвигают свои гипотезы "Экос" в переводе с греческого языка означает "дом", "логос" - "учение, наука".Знакомятся с научным термином "Экология" Соблюдать правила поведения в природе. Составить памятку и запомнить «Правила друзей природы» ОЦЕНКА Оформить газету «Человек и природа» | |
4.. Усвоение новых знаний Практичес-кая работа | Работа с газетой «Человек и природа» То, что вы видите — газета. Она называется «Человек и природа». Это необычная газета — живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь. Наш класс - комитет по охране природы, каждая группа – отдел, который отвечает за свой сектор. - Корреспонденты, получите задание. -А кто это – корреспонденты? Найдите значение этого слова. - Помогите корреспондентам решить экологические задачи. Музыкальная пауза Корреспонденты знакомят класс с результатами работы отделов, а вы слушайте внимательно и дополняйте. Вывод: - Так кем же должен быть человек природе (другом или врагом)? | В классе работают 5 корреспондентов (дети подготовлены заранее). Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Сначала все корреспонденты делают свои сообщения, а затем идёт обсуждение в группах по 7 минут. Правила записываются и помещаются в газету под рубрикой «Человек и природа». ОЦЕНКА | |
5. Первичное закрепление. | Послушайте стихотворение и отметьте ошибки в поведении детей. - Проверим, какие «Правил друзей природы» вы запомнили. 1. Соотнесите начало и конец правил 2. Отметьте галочкой те правила, которые вы можете выполнять. 3. Узнайте животных со страниц красной книги, соотнесите их с названиями – Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки - они круглой формы и в красной окантовке.) - Сережа и Надя придумали несколько простых правил для друзей природы. Посмотрите, назовите правила, которые они обозначают. - Возьмите шаблон и оформите экологический знак к одному правилу из памятки. Постарайтесь, чтобы в группе знаки не повторялись. Поменяйтесь знаком с соседом. На обратной стороне подпишите правило, изображенное на знаке. | Работа с тестовым заданием на карточках. ОЦЕНКА Оформление экологических знаков. Дети в парах меняются знаками и соотносят их с правилами. ОЦЕНКА | |
6. Итог урока | – Давайте подведем итоги нашей работы - На какой вопрос мы нашли ответ на уроке? (Человек – это друг природы?) - Почему он должен быть другом? ( От него зависит экологическая безопасность планеты) – Что для природы можем сделать мы с вами? (Соблюдать правила. А главное – своими действиями не наносить ей вреда.) – Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? - Сегодня мы еще раз прочувствовали, что из нас. Мы должны беречь природу. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все в наших руках! | ||
7. Рефлексивно-оценочный. | - В наших руках и оценить свою работу на уроке. Заштрихуйте нужный пальчик на «Ладони». | Песня «Не дразните собак! » муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. | |
8. Домашнее задание |
|
Стихотворение С.Михалкова «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! — крикнул Дима,
- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
Правила отдела по охране воздуха:
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. В комнате нужно выращивать комнатные растения.
4. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Они должны устанавливать очистные сооружения или фильтры.
Правила отдела по охране воды:
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.
3.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Заводы и фабрики должны устанавливать фильтры или очистные сооружения.
Правила отдела по охране почвы:
1.Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет) Перерабатывать его.
2. Не допускать пожаров. (сгорает верхний плодородный слой)
3. Правильно разводить костер в лесу, не оставлять его непотушенным.
Правила отдела по охране растений:
1. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не вырывать грибы.
4. Не разводить костры.
Правила отдела по охране животных:
1. Главное правило — не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
2. Не шуметь в лесу.
3. Не трогать яйца птиц.
4. Не брать диких животных домой.
5. Не разрушать муравейники.
6. Не разорять гнезда.
7. Не уничтожать ужей, жаб и т.д.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели в) буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно б) расспрошу об этом учительницу в) не пойду
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился в) закопал бы в землю
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс
Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»
Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и на...
Конспект урока окружающего мира "Опасности в природе" 3 класс
Данный конспект при использовании различных форм работы с учащимися поможет провести интересный урок при изучении раздела "Наша безопасность"....
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...