«В загадочном подводном мире»
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

Интегрированный урок рисование, музыка, изобразительное искусство  для  3 и 4  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

«В загадочном

подводном мире»

Интегрированный урок рисование, музыка, изобразительное искусство

 для  3 и 4  классов

Цели:

  • Образовательная: знакомство с подводным миром моря, с произведениями живописи и музыки на морскую тему, прививать навыки слушания музыки.
  • Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
  • Развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

Оборудование и материалы урока: мультимедийный проектор, ЦОР собственной разработки, ракушки, морская звезда, «морские дары» - печенье в форме рыбок, листы для рисования.

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее»,

«Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок»,

«Подводное царство»,

«Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»),

спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

Художественный ряд: репродукции картин И.Репина «Садко в подводном царстве», И.Айвазовского «Девятый вал», «Ночь. Голубая волна».

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

Звучит морской прибой.

Учитель: Где мы можем услышать эти звуки? (слайд 1)

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает?
(
Море.)

Учитель: Правильно, это море (слайд 2)

Дети предполагают свои варианты ответов.

- А почему с питьем беда?

Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.

III. Открытие новых знаний.

Учитель: у вас на столах лежат картинки: кораллы, рыба, рачки, медузы, чайка, крабы, морская звезда. Найдите лишнее слово. Почему? (слайд 3)

Ученики: чайка.

Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

Ученики: подводный мир.

Учитель: «Загадочном подводном мире». (слайд 4)

1. Учитель: А в подводный мир, подводное царство мы погрузимся вместе со сказочным героем Садко. (Былина – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былины рассказывают о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. Былина от слово быль, было) (слайд 5)

В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по великому Новгороду. Задумал Садко плыть в далекие края. Купцы высмеяли его и прогнали.

Пошел опечаленный Садко на берег Ильмень-озера ударил в струны и запел песню.

Неожиданно на озере появились лебеди, подплыли к берегу и вдруг обернулись красными девицами. Вышла на берег дочь царя Морского прекрасная Волхова. И подарила она Садко за песню «три рыбки – перья золотые».

Собрал дружину и отправился в плавание, но неожиданно остановился – это Морской царь требует выкуп. Жертвой Морскому царю должен стать Садко. Он должен опуститься на дно морское, в подводное царство… (слайд «Садко в подводном царстве») Картина Ильи Ефимовича Репина «Садко в подводном царстве».

2. Учитель: К этой сказке великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко». (Что такое опера? Опера – это музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.) Он был непревзойденным мастером музыкального пейзажа, особенно морской стихии. Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником. В юности совершил морское путешествие. (Слайд 6).

Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба они из новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Мы послушаем музыку «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»). (слайды 7, 8, 9)

3. Учитель: как вы думаете что же он там увидел? (кроме сказочных персонажей?)

Ученики: рыб разных, подводные растения.

Учитель: давайте назовите обитателей моря. Давайте посмотрим (показ слайда 10).

Обитатели моря:

  • Морские животные (млекопитающие): ламантин, морж, тюлень, кит и другие. (слайды 11-31)
  • Рыбы: акулы, скаты и другие рыбы.
  • Полипы: медузы, кораллы, актинии.
  • Моллюски: гребешок, морская улитка, осьминог, кальмар.
  • Ракообразные: крабы, креветки, раки.
  • Иглокожие: морская звезда, морской ёж.

Морские растения – водоросли. Они цепляются за подводные камни и скалы, а их длинные стебли расходятся по воде зеленовато-бурыми лентами. Некоторые стебли могут достигать 200 метров. Но не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде. (слайд 32)

Физкультминутка.

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом.

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

4. Н.А. Римский-Корсаков был мастером музыкального пейзажа. А мастером морского пейзажа был выдающийся русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. (слайд 36). Маринист – художник, который главной темой творчества выбрал море.

Марина – картина с морскими видами. Вот его картины: «Закат на море», «Чёрное море» и знаменитый «Девятый вал» - всемирно известный шедевр. (Слайды 37-39) (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.)

IVЗакрепление.

Вернемся к нашей сказке-былине «Садко». По приказу царя Морского Садко поет и играет на гуслях. Все подводное царство пустилось в пляс. На море поднялась небывалая буря и пришлось Морскому царю возвращать Садко в Новгород.

Но у морского царя условие: он отпустит Садко, если вы сделаете ему подарок – коллаж «Подводный мир».

Будете работать в группах.

  • 1 группа нарисует фон (морское дно).
  • 2 группа сделает из цветной бумаги обитателей моря.
  • 3 группа сделает растения моря.

Распределите между собой кто что будет делать.

(Слайды 42-46)

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда никто их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках!

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Поторопитесь. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими.

Сейчас вы послушайте «Пляску златоперых и сереброчешуйных рыбок».

Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность.

V. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Назовите обитателей подводного мира.

С каким композитором и художником познакомились?

Что вам понравилось на уроке?

VI. Домашнее задание

Нарисуйте рисунок «Подводное царство».

Использованная литература:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Моя первая книга самая любимая от 6 месяцев до 3 лет. Авторы идеи: А.А.Астахов, Н.Астахова. – Ярославль: «Белый город», 2001.
  3. Н. Римский-Корсаков. Океан море синее. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ed0f681-6a58-0c7b-94ce-d66b48ec7166/?
  4. Н. Римский-Корсаков. Подводное царство. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f3e9f78-6b07-6773-9a09-cf51891cb0d0/?
  5. Н. Римский-Корсаков. Пляски обитателей Царства Подводного.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4e6b5885-0abe-7c94-6a9e-9f153331d1ac/?
  6. Н. Римский-Корсаков. Пляски рыбок.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/097665af-2243-5de3-d28a-d42ce4f1fc82/?

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Работа на уроке ведётся в группах. Большое внимание уделено развитию творческих способностей и здоровьесбережению, т. к. при выполнении заданий дети много двигаются. Роль учителя - направляющая и координирующая. Создаются условия для воспитания культуры общения, достигается равенство объективных условий для каждого ребёнка. Появляется возможность контролировать уровень усвоения ЗУН у ребят всего класса при минимальной затрате времени. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные УУД.

Тема: К.Д. Бальмонт «Снежинка» 3 класс

Авторы учебников: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение»; Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. «Окружающий мир»

Цель:

Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством К. Бальмонта.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.

Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством К. Бальмонта.    

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с биографией и творчеством К. Бальмонта;

- формировать умение работать с художественными особенностями текста;

- создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;

- осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира, литературного чтения.                                                                                                                            

2. Развивающие:

- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;

- помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.

3. Воспитательные:

-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;

- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;

- учить работать в группе;

- воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Деление класса на группы.

2. Вступительная беседа.

- Приходилось ли вам ребята удивляться  чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.

II. Актуализация знаний, постановка цели.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

 

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно

 

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

 

Труженик – крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки…

- Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

- Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме, но прежде напомните мне, с чем связано смена времён года.

(Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.)

2. Работа в группах.

- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.

- Проверьте себя по таблице.

Приметы зимы

Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет.

Деревья стоят голые, без листьев.

Стоят морозы, выпадает снег.

Водоёмы покрываются льдом.

Почва замерзает и покрывается снегом.

У некоторых животных мех становится гуще.

- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

Входит Зима.

- Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!

- Почему все дети ее любят?

Зима:

– Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним?  Давайте сейчас и проверим.

1. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.

На этих снежинках ваше первое испытание.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них … .

Взаимопроверка работ.

2. А теперь готовьтесь  ко второму испытанию.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озёрушки

Белый пух да пёрышки.

 

- Что это за лебедь серая? (Снеговая туча)

- А почему лебедь сытая? (Много снега)

- Что она сыпала на поля – озёрушки? (Снег, снежинки)

3. – Какой вы представляете снежинку?

– Расскажите о ней. Это будет третье испытание

(Дети составляют текст-описание на рабочих листах и зачитывают его.)

Зима:

- Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! До скорых встреч!

III. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка». Написал его замечательный поэт Константин Дмитриевич Бальмонт, которого Александр Блок назвал «поэтом с утренней душой». Как вы думаете, почему?

IV. Биографическая справка.

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой...

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г.

«Снежинку» Константин Дмитриевич написал в 1903 году.

В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и "царит над русской литературой".

V. Работа над новым материалом.

1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы №1 на стр. 151.

- Какое настроение вызывает стихотворение?

-  Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?

(Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.)

-  Как автор относится к снежинке? Докажите, используя слова из стихотворения.

2. Словарная работа с объяснением значения слов:

лазурная             взметается          лелеющем           кристальная 

VI. Физкультминутка.

Игра «Волшебные ворота»

2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»

VII. Продолжение работы над новым материалом.

1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)

 Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.

Схема анализа чтения.

1.     Читал (а) с чувством?

2.     Соблюдал (а) нужную интонацию?

3.     Правильно ли выдерживал (а) паузы?

4.     Правильно ли ставил (а) логические ударения?

5.     Не было ли при чтении ошибок в словах?

2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?

– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»  

3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком.

4. – Сейчас я попрошу вас всех стать членами экспертной группы и оценить моё чтение.

 (Чтение учителем и анализирование учащимися).

VIII. Выполнение творческих заданий группами

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»  

«Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...»

« Я вспомнил(а)...»

« Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...»

«Я бы продолжил (а) написанное так...»

IX. Итог урока.

Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:

«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ...»

И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?

– Почему К. Бальмонт назвал снежинку смелой?

– Продолжите предложения: 

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…

X.  Домашнее задание.

– Дома выполнить одно из творческих заданий по выбору.

1. Сыграть мини-спектакль.

2. Спеть.

3. Написать мини-сочинение.

4. Придумать загадку.

Конспект интегрированного урока, 3 класс.

Русский язык и окружающий мир.

Темы: Словообразование (русский язык). Неживое и живое в природе, природные сообщества (природоведение) (интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе)

Цели: продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем; упражнять в подборе однокоренных слов; учить нахождению частей слова, участвующих в образовании новых слов; развивать речь обучающихся; закрепить знания о живой и неживой природе, растениях, животных различных природных сообществ; продолжить формирование экологической культуры.

Оборудование: Плакаты «чудо-дерева» и луга; картинки с изображением животных и растений; карточки с однокоренными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну «Грамматика». Как и в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит вспомнить о живом и неживом в природе, вспомнить названия растений и животных, обитающих в природных сообществах.

II. Словарная работа.

Учитель. Первая станция в нашем путешествии - станция «Словознайка».

На доске написаны части слова:

...реза, ...ведь, ...гурец, ...сина, ...повей, ...рона, ...тофель, ...тух, ...бака.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили

И в норку быстро утащили.

Запишите словарные слова в тетрадь.

Вторая станция - «Проверяйка».

Учитель. Прочитайте слова орфографически.

- На какие две группы можно разделить эти слова, поставив вопросы что? или кто? (Неодушевленные и одушевленные существительные.)

- Назовите имена существительные, обозначающие растения. (Береза, огурец, осина, картофель.)

- Найдите растения, относящиеся к природному сообществу «лес». (Осина, береза.)

- В какой тип леса они входят? (Смешанный лес.)

- Назовите имена существительные, обозначающие животных. (Медведь, соловей, ворона, петух, собака.)

- Найдите животных, относящихся к природному сообществу «лес». (Медведь, соловей, заяц.)

III. Наблюдение над ролью окончаний.

Третья станция - «Думайка».

На доску вывешивается картина «Лес зимой».

Учитель. Какое время года изображено на картине? (Зима.) Назовите слова, характеризующие признаки зимы. (Снег, мороз, сугробы, лед и так далее.)

Учитель вызывает к доске детей, назвавших однокоренные слова (мороз, морозный, морозить или снег, снежный, снежок, снегопад, снеговик).

Учитель. Почему эти ученики вызваны к доске, ведь остальные дети также называли слова, относящиеся к зиме? (Общий корень - мороз, снег.)

- Как называются такие слова? (Однокоренные.)

- Какой «секрет» у одно коренных слов? (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу.)

Четвертая станция - «Наблюдайка».

На доске написано слово мороз. В тетради ученики склоняют это слово.

Учитель. С помощью какой части изменяется слово мороз? (Окончание.)

- Что показывает окончание? (Число, род, падеж.)

- Меняет ли окончание смысл слова? (Нет.)

- Получаются ли однокоренные слова при склонении существительных? (Нет, меняется форма одного и того же слова.)

- Что заложено в окончании? (Грамматическое значение слова.)

- В какой части слова заложено его лексическое (смысловое) значение?

На этот вопрос нам предстоит ответить, а для этого все должны стать на время исследователями.

IV. Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.

1. Грамматическая сказка.

Учитель. Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили, то увидели, что оно разрослось.

Как много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Учитель открывает плакат, на котором нарисовано дерево с разветвленным стволом, на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова.

Учитель. Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (Корень, стебель, плоды.)

Чудо-слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло,

Стало много новых слов.

- Внимательно посмотрите на чудо-дерево. Что выросло на нем? (Слова.)

- Назовите эти слова. Что у них общего? (Корень.)

Такие слова называются однокоренными.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Вот еще садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять

В саду словесникам.

Назовите однокоренные слова. (Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)

- Как же случилось, что у одного корня появилось много родственников? (Использовались приставки и суффиксы.)

- На какие группы по способу образования можно разделить эти слова? (На доске дается «шпаргалка».)

https://razdeti.ru/images/646.jpg

В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами, а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием.

2. Работа с учебником.

Учитель. Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них основы. Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы? (Изменяют смысл слова.)

3. Закрепление.

Пятая станция - «Упражняйка».

Учитель. Добавьте приставки к корню -лет- (Отлет, полет, прилет, вылет.)

Подберите к придуманным словам имена существительные, обозначающие живое в природе. (Отлет птиц, полет шмеля, вылет пчел.)

Сделаем вывод: различаются ли однокоренные слова по смыслу? (Да.)

Учитель показывает картинки животных: волка, козы, верблюда, слона.

- На какие группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие.)

- Напишите названия детенышей этих животных? (Волчонок, козленок, верблюжонок, слоненок.)

- При помощи какой части слова образованы эти слова? (Суффикс -онок.)

- Какое значение придают словам суффиксы -онок, -елок? (Уменьшительно-ласкательное.)

- Можно ли предложенные слова назвать однокоренными? Лето - летать. Подводят - вода. (Нет. Доказать.)

- Как из дома сделать жилье для лилипутов? для великанов? (Дом - домик - домище.)

- Маленький первоклассник-ученик и важный профессор- ученый. Являются ли они родственниками? Докажите.

Шестая станция - «Выбирайка».

На доске вывешивается картина «Цветущий луг».

Учитель. Что такое луг? (Сообщество травянистых влаголюбивых растений.)

- Какие растения здесь изображены? (Клевер, тимофеевка, мятлик, лютик ...)

- У Машиной мамы сегодня день рождения. Рядом с домом цветущий лужок (как на картинке). Маша пошла на луг и нарвала букет луговых цветов, которые и подарила маме. Как вы считаете, правильно ли поступила Маша? Почему? Как бы вы поступили? (Обсуждаются поставленные вопросы.)

Задания:

1) Выписать в тетрадь однокоренные слова.

2) Разобрать по составу слова: луг, лужок, луговые.

Седьмая станция - «Поиграйка».

Игра «В гости к родственникам».

Трем ведущим раздаются карточки с главным словом гнезда родственных слов.

Остальным учащимся даются карточки с родственными словами трех групп.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, снегурка, снегурочка.

Ветер, ветерок, ветреный, заветрило.

Выигрывает та группа, которая быстрее соберется около ведущего.

Учитель. Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашел свое словесное гнездо.

Методическая разработка открытого интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и русскому языку.

2 класс

Тема урока

«Однокоренные слова в Царстве грибов»

 

1.Пояснительная записка

  Мечта каждого педагога - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.  

К традиционным школьным  занятиям  принадлежат,  как  известно,  уроки.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни –   это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребенка”.

 Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления.  В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. 

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время  ощутить свою

    Интеграция позволяет мне приобщить детей к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

     

Тема занятия: «Однокоренные слова в Царстве грибов»

Класс:  2

Продолжительность занятия 40минут

Интегрированный блок: русский язык, окружающий мир.

Изучаемые темы по предметам: 1. Русский язык  «Обобщение по разделу «Природа и мы».

2. Окружающий мир: «Царство грибов».

Тип урока по ФГОС: комбинированный урок.

Цели урока:

Предметные:

Формировать умения в подборе родственных слов, в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов. Познакомить учащихся с царством грибов. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, в работе в парах.

Метапредметные: создание условий для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные:

• обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;

• осознания гражданской идентичности  «Я» - как житель планеты Земля.

Формирование  УУД:

-; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

-умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, использую свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Методы обучения:

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

 Основной структурный элемент: диалог

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.                                 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деят. уч-ся

1.Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло, Он считает – повезло. (Гриб).

Что вы знаете о грибах?

Ответы детей, основанные на жизненном опыте.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Запишите слова (гриб, грибной, грибовница, грибница, грифель), обозначьте орфограммы, докажите их написание.

Что общего в этих словах?

Можно ли назвать их однокоренными?

Объясните значение слов грибница и грибовница.

Оказывается, у слова грибница есть еще одно значение.

Дети подбирают проверочные слова.

Часть слова –гри-.

Нет, слово грифель лишнее, так как имеет другое значение.

Грибовница – суп, грибница – женщина.

Постановка цели урока.

Подумайте, какой будет тема нашего урока?

Будем говорить о грибах и об однокоренных словах.

Конкретизация способа действия. Решение частных задач.

  1. Строение гриба.
  2. Выделение корня в однокоренных словах.

Рассмотрите строение гриба. Назовите его составные части.

А как в разговорной речи мы привыкли называть плодовое тело?

Рассмотрите рисунок, назовите «лишний» гриб. Объясните.

Можно ли по названию гриба узнать, почему он так называется?

Запишите слова, выделите корень.

Шляпка и ножка – плодовое тело, грибница – корневая система.

Гриб.

Мухомор, несъедобный.

Лисички схожи по цвету с лисой, у моховика под шляпкой кожица, как мох, рыжики – рыжие, свинушки, как уши у свиней.

Взаимопроверка в парах.

  1. Взаимосвязь в природе.

В природе все взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Недаром в пословице говорится:

Леса нет, и гриб не родится.

Где дубы, там и грибы.

В чем же заключается эта дружба?

Грибы дают дереву воду и соль, деревья грибам – питательные вещества и сахар.

  1. Словообразование.

Отгадайте загадку:

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - …. (боровик).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Растет в бору.

Суффиксы –ов-, -ик-.

Отгадайте загадку.

В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядим растяпой.

Будто плюшевое ушко, Для соления - …(волнушка).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Шляпка волнистая.

Физкультминутка.

Отгадайте, о каком грибе идет речь?

Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок –

Гриб такой зовут… (масленок).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Шляпка масляная, липкая.

5)Работа в парах со справочным материалом.

Определите, в каких лесах, местах растут такие грибы, как подберезовик, подосиновик, лисички, грузди, маслята, сыроежки, шампиньоны.

6)Работа в группах с кроссвордом.

Разгадайте кроссворд о грибах по загадкам.

Какое слово лишнее, почему?

Запишите его, выделите корни.

Сыроежка образовано от двух слов.

Рефлексия.

Почему так говорят: «Иди в лес по грибы с хорошим грибознатцем – с ним и лукошко будет полным.

Кого можно назвать грибознатцем?

Как называется это слово?

Какие же слова называются однокоренными?

Как найти корень в слове?

О чем говорят пословицы:

Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке.

Выдранный с землей гриб – навек погиб.

Срезанный под корешок – даст приплод мешок.

 Почему к грибам нужно относиться бережно?

Что нового узнали на уроке, что понравилось, а что показалось сложным?

Сложное.

                                       

Литература:

1.Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа, 1991. – № 8

2. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.

3.Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1999. - №9.

4.Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2012.

Конспект  интегрированного урока

 по окружающему миру и технологии

в 1  классе на тему:

«Что это за лист? Аппликация из листьев».

Тема урока: Что это за лист? Аппликация из листьев.

Цель урока:

Предметные результаты:

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

определять деревья по листьям;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

сравнивать и группировать листья по различным признакам;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

выполнить аппликацию из листьев.

Личностные результаты:

осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев готовят их для урока технологии.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Отгадайте загадку:

Рыжий Егорка

Упал в озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

 (Лист)

Учитель: Юлия приготовила для нас стихотворение. Давайте послушаем ее.

Листик красный, листик желтый,

А зеленых не видать!

Поменяли цвет листочки,

Стали дружно опадать.

Солнце прячется за тучки,

Хмурый дождик льет с утра.

Это осень наступила -

Золотистая пора!

II. Определение темы и целей урока.

- Спасибо, Юлия.

Ребята, скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Какую цель поставим перед собой?

(дети определяют тему и цель урока)

Учитель: У нас сегодня необычный урок: окружающий мир и технология вместе. Такого у нас еще не было. Поэтому мы должны поработать очень хорошо,  чтобы все успеть.

IIIАктуализация знаний и умений.

Учитель просит внимательно рассмотреть на своих столах листья, собранные на прогулке. Учитель: «Одинаковые эти листья или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Размером, формой, цветом.) Разложите листья на группы: большие, маленькие, средних размеров; с сильно изрезанным краем, с мелкими вырезами по краям; жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые». Затем учитель предлагает отложить листья в сторону и выполнить задание на с. 28 учебника (вспомнить и отметить фишками листья, найденные во время прогулки).

IV. Освоение нового содержания и его применение.

Учитель: «А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья». Дети читают подписи. Далее выполняются другие задания на с. 28. Важно, чтобы дети поняли, что листья одной и той же породы деревьев одинаковы по форме, но могут быть разными по окраске (осенью).

Далее выполняется практическая работа «Определяем деревья по листьям». Работа проводится в группах по заданиям учебника и рабочей тетради с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (с. 84—85, 86—87).

Дополнительно учитель сообщает, что лист состоит из черешка и листовой пластинки. Если пластинка одна (как, например, у листа березы), то лист называется простой. А если пластинок на черешке несколько (как, например, у рябины), то лист называется сложный. Эти подробности помогут детям при определении растений, но они необязательны для запоминания.

V. Выполнение аппликации из листьев.

1. Анализ образца.

- Из каких материалов сделана данная работа?

- Какие инструменты нам понадобятся?

- Из чего начнем работу?

2. Беседа.

- Какие поделки можно выполнить из листьев?

- Показ разных поделок. Вот такие же дети, как вы, сделали такие работы. - - Из листьев можно сделать мозаику. Вот этот заяц сделан в технике мозаики.

- А вот эти работы выполнены в виде орнамента.

- Самое популярное — это аппликация. Мы сегодня в технике аппликации выполним свою поделку.

3. Побор и подготовка листьев нужного размера и формы.

- Ребята, сейчас с помощью образца или включая свою фантазию, начнем создавать свою поделку.

4. Практическая работа.

Ребята в течение 15-30 минут работают самостоятельно. Учитель оказывает помощь, которые затрудняются при выполнении работы.

5. Выставка работ. Анализ лучших работ.

VI. Рефлексия.

- Кому понравился урок?

- Кто справился с задачей?

-  Поднимите смайлики, покажите мне.

VII. Подведение итогов урока.

Оценивание.

Уборка рабочих мест.

Рекомендации для занятий в семье

1. Вместе с ребенком выполните задание в рабочей  тетради (с.18, №3).    

2. Вместе с ребёнком найдите возле дома деревья, которые он может узнать по листьям. Проверьте себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Узнайте с помощью атласа-определителя название ещё одного дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны подводного мира

Красота подводного мира...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Разработка урока по теме " В загадочном подводном мире" 3 класс по УМК ПНШ

конспект  интегрированного   урока по  окружающему  миру , технологии, ИЗО, музыки....

Урок Окружающего мира в 1 классе по теме "В подводном мире"

Урок - исследование, проведённый в 1 классе по теме "В подводном мире". На уроке дети методом наблюдения исследуют строение тела рыб, узнают о жизни в подводном мире....

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...

Мероприятие "Загадочный подводный мир"

Подводный мир таит в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. С некотор...

ИЗО. Тема <<В загадочном подводном мире>>

I. Организационный момент.Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Кристина Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок изо. А теперь сядьте ровно.II. Объявление темы урока, постановка цели.- А кого мы...