Урок Окружающего мира в 1 классе по теме "В подводном мире"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок - исследование, проведённый в 1 классе по теме "В подводном мире". На уроке дети методом наблюдения исследуют строение тела рыб, узнают о жизни в подводном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.КАМЕНСК - ШАХТИНСКОГО
УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «В ПОДВОДНОМ МИРЕ»
РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОМАРОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА.
2015 Г.
Цели: познакомить учащихся с многообразием животного мира водоёмов, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов; развивать воображение, речь, мышление и познавательный интерес.
Ход урока
Класс разбит на 4 группы.
- Организация класса. Психологический настрой класса.
Учитель. Я люблю муравья.
Видел я, как он лез,
Через непроходимый лес
И как тащил бревно.
Я бы тут заблудился!
Бросил бревно!
Но он трудился.
- Нам с вами тоже предстоит сегодня потрудиться и получить новые знания.
II. Знакомство учащихся с животными водоёмов.
- Целеполагание.
а) Инсценирование заранее подготовленными детьми сказки «Щука зубастая»: Слайды № 1, № 2.
Учитель. - Есть у меня в деревне знакомый мальчик. Любит он у реки сидеть, да разные байки рассказывать. И вот что он мне рассказал:
Рыбак. В ночь на Иванов день родилась щука в речке, да такая зубастая! Лещи, окуни, ерши – все собрались поглазеть на неё и дивились такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то на вершок прибавится. И стала щука зубастая лещей, окуней полавливать: издали увидит леща, хвать его зубами, только косточки хрустят, на её зубах. Что делать лещам да окуням? Собралась вся мелкая рыбёшка и стала думать, как извести щуку зубастую.
Окунь: - Тошно нам всем теперь в нашей речке: щука зубастая проходу не даёт, всякую рыбу на зуб берёт.
Рыбак. Пришёл на совет и Ёрш Ершович и говорит:
Ёрш: Полно вам думу думать да голову ломать, давайте переберёмся в мелкие речки да речушки, там нас никто не тронет. Будем жить припеваючи да деток наживаючи.
Автор. И поднялись все ерши, лещи, окуни из реки большой в речки малые. А щука зубастая, как не стало мелкой рыбицы, пошла червяков хватать, да на удочку и попалась.
Учитель. - Итак, ребята, о ком же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Дети. - О рыбах.
Учитель. - Названия каких рыб вы услышали в сказке?
Учитель. - Какие задачи поставим на урок?
Учащиеся. - Узнать больше о рыбах, местах их обитания, способе передвижения, питании.
- Сегодня вы будете настоящими учёными. Вам предстоит познакомиться с жителями подводного мира с помощью метода исследования. Для этого я разбила класс на научные группы. Поэтому, давайте повторим правила работы в группах.
Слайд № 3
2. Рассматривание частей тела рыб.
а) На столах перед каждой группой живая рыба в банках, накрытых тканью.
Учитель. - Давайте снимем волшебную завесу и раскроем тайну нашего сегодняшнего урока.
Учитель. - Я прочитаю вам стихотворение, а вы смотрите на рыбу, в банке и подумайте, о каких частях тела рыбы идёт в нём речь.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Учитель. О каких крыльях говорится в загадке-шутке?
Учащиеся. Крылья рыбы – плавники.
Учитель. Найдите плавники у ваших рыб. Какие они?
Учитель. - У рыбы есть спинные, грудные и брюшные плавники.
Слайд № 4
б) Рассматривание чешуи.
Учитель. У вас на столах лежат конверты. Раскройте их и подумайте что это такое. (В конвертах чешуя рыбы.)
- Чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй). Потрогайте её. Какая она на ощупь? (Гладкая)
- Попробуйте разломить, согнуть чешуйку. К какому выводу пришли? Для чего нужна чешуя?
Учащиеся.– Чешуя защищает тело рыб от повреждений, помогает передвигаться в воде.
Слайд № 5
Учитель. Чешуя у рыбы растёт постоянно. Летом рыба растёт быстро – чешуйка широкая, зимой рыба растёт медленно – чешуйка узкая.
Где живут рыбы?
Какова форма тела рыбы? (рассматривание рыбы)
Учащиеся. Тело удлинённое, сжатое с боков, заострено спереди и сужено сзади; Учитель. Так тело рыбы приспособлено к передвижению в воде и легко рассекает воду.
Слайд № 6
Учитель. Какие части тела можно различить у рыбы?
Учащиеся. Голова, туловище, хвост; голова заострена спереди, туловище покрыто чешуёй для защиты от повреждений, хвост короткий и заканчивается хвостовым плавником.
Учитель. Рассмотрите внимательно голову рыбы и расскажите, что вы заметили.
Учащиеся. Отсутствует шея. Рот, ноздри, по бокам головы открытые глаза без век, сзади глаз жаберные крышки, прикрывающие органы дыхания рыбы, – жабры.
Учитель. Как рыба передвигается в воде?
Учащиеся. Изгибает туловище и хвост, двигает плавниками: спинными, грудными, брюшным, передвигается вперед, вверх, вниз.
Учитель. Передвижению в воде помогает слизь, покрывающая чешую, – рыба скользкая, имеет своеобразный скелет, воздушный пузырь для всплывания.
Учитель. Как дышит карась?
Учащиеся. Он дышит кислородом, растворённым в воде; карась всё время открывает и закрывает рот, набирает в него воду.
Слайд № 7
Учитель. Изо рта вода проходит между жабрами и выходит наружу из-под жаберных крышек, которые всё время то приподнимаются, то опускаются; в жабрах кислород из воды поступает в кровь и разносится ею по всему телу рыбы. Если воду вскипятить, то кислорода в ней не останется, поэтому в кипячёной воде рыбы жить не могут.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Учитель. Чем питается рыба?
Учащиеся. Червями, личинками насекомых, обгладывает молодые побеги водных растений, некоторая рыба - хищная.
3. Места обитания рыб.
Работа с учебником, карточками из ТПО.
Учитель. - Откройте учебники на с. 54. Обсудите, чем различаются рыбы.
Учащиеся.- По форме, размеру и окраске.
Учитель. - О каких местах обитания рыбы вы узнали?
- Рыба может обитать в аквариуме, море, реке.
Учитель. - Разложите карточки с рыбами на три группы: речные и озёрные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы.
Учитель. - Вы, ребята, знаете много разных видов рыбы. Давайте попробуем по описанию догадаться, о какой рыбе идёт речь.
Загадки. Доклады детей о рыбах. Слайды № 8, № 9, № 10.
На дне, где тихо и темно,
лежит усатое бревно.
(Сом)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёрш)
Учитель. - А теперь давайте познакомимся с обитателями морей и океанов.
Окунь морской, Камбала, Треска.
Слайды № 11, № 12, № 13. Доклады детей.
- Свободные высказывания по проблеме «Что посеешь, то и пожнёшь».
Учитель. - Рассмотрите рисунок на с. 55. Подумайте, почему он назван «Что посеешь, то и пожнёшь»?
- Будут ли рыбы жить в таком грязном водоёме?
Учащиеся рассматривают рисунок в задании на с. 55, объясняют роль человека в загрязнении и охране водоёма.
4. Кроссворд «Подберите названия рыб».
Учитель. - У вас на столах лежит лист со стихотворением. Давайте прочитаем его. Чтение ребёнком стихотворения.
Учитель. - А теперь найдите и подчеркните в стихотворении названия рыб.
На реке Истре пескари быстрые.
В тихоне Сходне окуньки сегодня.
А река Тверца для линя - молодца
В Оке судаки – от руки до руки.
На Клязьме – праздник
Ходит сом-проказник
В Киржаче лещи – подсекай, тащи!
В Вятке завелись стерлядки.
А чей дом Волга – говорить долго.
На доске: Слайд № 14
п | е | с | к | а | р | ь | |
о | к | у | н | ь | |||
л | и | н | ь | ||||
с | у | д | а | к | |||
с | о | м | |||||
л | е | щ | |||||
с | т | е | р | л | я | д | ь |
III. Итог урока. Чтение вывода.
Учитель. - Что вы узнали о рыбах? К какому выводу пришли?
Слайды № 15.
Рефлексия урока. Золотые рыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающий мир (4 класс) по теме "Жизнь леса"
План-конспект урока...
Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня
Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...
Технологическая карта урока по ИЗО 1 класс на тему "В мире сказок. Буратино."
Создать условие для выполнения творческой работы « портрет». Формировать умение выполнять иллюстрацию сказочного героя....
Конспект урока окружающий мир, 3 класс "Путешествие по странам мира" ПНШ
Конспект урока по теме "путешествие по странам мира" 3 класс, по программе перспективная начальнач школа (ПНШ)....
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Урок окружающего мира 2 класс на тему "Страны мира"
Урок путешествие по странам....
Презентация к уроку технологии во 2 классе на тему "Подводный мир. Рисунок с фонариком."
Презентация к уроку технологии во 2 классе на тему "Подводный мир. Рисунок с фонариком."...