Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово! Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
| Устный опрос |
1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. | Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих,птицах, насекомых). - Ребята, у вас на партах лежат конверты, а в них карточки,достаньте их, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные) В конвертах карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь), насекомых (муха, пчела, бабочка) и одной рыбы (карась). Распределите животных на 3 группы, выделяя существенные признаки каждой группы. (Работа в парах). - Проверьте свои высказывания. (Учитель) - Назовите, характерные признаки каждой группы. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья . Число ног – 6, 3 части тела, у них крылышки и чувствительные усики). -Докажите, что карась не является представителем класса млекопитающих, насекомых и птиц. ( Высказывания обучающихся ) |
Рассматривают изображения карточек на доске, называют объекты одним словом.
Распределяют животных на 3 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (карась) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам, ни к насекомым. | Л: формирование положительной мотивации П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. Самоконтроль. |
2.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Группа животных - рыбы) - Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.
| Узнают тему урока.
| П: умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
3.Вызов
Цель: создание проблемной ситуации
| Что бы хотели узнать о рыбах? Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, значение для человека. Учитель все вопросы размещает на доске в виде «кластера»
| Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации. | Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении | Устный опрос.
Составление кластера. |
Цель: сформулировать цели исследования.
Цель: организовать групповую работу
Цель: провести инструктаж | Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы. Как вы думаете, какова цель данной работы? Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для получения знаний о рыбах. Повторение правил работы в группе. -Какие правила работы в группе необходимо соблюдать? - Работать вместе.
- Выслушивать мнение других.
- Предлагать свои идеи.
- Делать общий вывод.
Инструкция для организации работы в группе. - Внимательно прочитайте текст.
- Подчеркните интересные факты о рыбах.
- Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.
- Подготовьтесь к выступлению.
| Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают инструкцию учителя.
| Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения К: планирование учебного сотрудничества | Устные ответы.
|
4.Исследование в малых группах
Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации | Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.
Каждая группа получает свой текст и рабочий лист. Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)
| Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем. Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.) | П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы К: умение договариваться и приходить к общему решению | Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)
|
5.Обмен информацией
Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой. | Организация представления результатов групповой работы.
- Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный. Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет). | Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Оценивают работу групп. | П: умение представлять результаты своего исследования Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу. К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания | Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
Физминутка Проводят заранее подготовленные дети |
Рыбы плавают в реке, |
Шагают на месте. Ладони – лодочкой, | В Черном море, в озерке. | Волнообразные движения ладонями. | Окунь, ерш, карась, налим - | Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук. | Все относятся к речным. |
| А еще есть щука, лещ - | Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща. | |
| В общем всех не перечесть. | Машут правой рукой. | Мы о рыбах продолжаем: | Руками указывают на себя. | О морских заводим речь. | Разводят руки в стороны. | В море плавают акулы, | Согнуть пальцы рук. | Веслоносы, рыба – лист. | Бол.палец – к носу и помахать всеми пальцами Повернуть ладони вверх. | |
| Сельдь, помпон, рыба-пила, | Соединить ладони – волнообразные движения; имитация движений пилой. | |
| Даже есть такая рыба | Имитация шитья иглой. | Под названием игла. | | Они плавать не боятся, | Повороты корпуса влево - вправо с полуприсядами. | Они плавают, резвятся. |
| Все, что связано с водой, | Волнообразные движения соединенными кистями перед собой. Соединить ладони над головой – «крыша» | Это рыбам – дом родной. |
| |
|
| Выполняют упражнения, повторяя движения за учениками | Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений одноклассниками | Выполнение упражнений |
6.Обобщение
Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания | Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ. - Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки.
Обобщение урока. Работа на карточках (работа в парах). Напишите основные признаки рыб. Рыбы обитают в ________ и _______ водоёмах. Они имеют обтекаемую форму тела, которое состоит из ______, ______ и ______. Кожа рыб покрыта _______. Плавают рыбы с помощью _____ и ______.
─ Мы целый урок говорили о рыбах. Как вы думаете, какова их роль в природе? (Ответы детей.) - Рыбы полезны в природе, они очищают воду, поедают вредные растения. Для человека это полезная еда, в которой содержится фосфор, кальций, рыбий жир. - А вмешивается ли человек в жизнь рыб? Поразмышлять нам поможет рисунок в учебнике на с . 55 (Загрязнение водоёмов человеком) (Высказывают свое мнение.)
- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали? - Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о рыбах называется “ихтиология”. - Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).
| Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока. | П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
| Устные ответы.
|
7.Рефлексия
Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока. - Есть ли вопросы, на которые не получили ответа? | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы | Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Устные ответы. Оценивание |
8.Дифференцированная творческая работа
Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев | В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.
1 уровень – Найти ошибку художника (рыба нарисована без плавников), исправить. 2 уровень – Выполнить задание в рабочей тетради с. 24 № 22. Записать названия рыб, живущих в местных водоёмах. 3 уровень – Задание из учебника с. 52. Разделить рыб на 3 группы: аквариумных, живущих в пресных и солёных водоёмах. ─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)
| Выбирают задание по уровню сложности. Выполняют творческое задание. | Л: желание творческого самовыражения П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выполнение творческих заданий. Взаимоконтроль. |
Внеурочная самостоятельная деятельность
Цель: применение полученных знаний в новых условиях | Дома (по желанию) составить правила ухода за аквариумом.
|
| П: умение применять полученную информацию |
|
3 – й этап. Итоги урока. Рефлексия. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности | Оцените результаты своей деятельности на уроке. Оценивание работы учителем. Дети заполняют таблицу. - Кто для себя сделал открытие? - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? - Кому на уроке было интересно? - Кому урок подарил хорошее настроение? (Подсчитывают количество + и -)
| Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
| Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
| Самооценка
|