Мероприятие "Загадочный подводный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Подводный мир таит в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. С некоторыми из них познакомились учащиеся 2 класса в ходе игровой познавательной программы "Загадочный подводный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 490.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Дом детского творчества»
Познавательная игровая программа
«Загадочный подводный мир»
педагог-организатор
Макарушкина Ольга Геннадьевна
г. Плавск
Открытое мероприятие. Познавательная игровая программа «Загадочный подводный мир»
Цели:
• познакомить учащихся с обитателями подводного мира (морские звезды, дельфины, черепахи, медузы и пр.)
- активизировать интерес детей к подводному миру, к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку
• приучить детей к здоровому образу жизни
Задачи:
- обучать работать в команде, подчиняться определённым правилам, развить чувство коллективизма и товарищества.
• развить творческие способности, смекалку
- формировать умение размышлять
- закреплять коммуникативные навыки
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход мероприятия
- Оргмомент.
Звучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибоя
Ведущий:- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети: - Шум моря, волны плещутся о берег …
- А кто из вас видел море? Купался в нем? Ответы детей
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу? Ответы детей.
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
Дети: На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...
-А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.
Ведущий: Подводный мир таит в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные, тоже живут в бездне океана, а не на суше. С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Загадочный подводный мир»
Акваланг (от лат. аguan- вода и англ. Lung - лёгкое) аппарат для дыхания человека под водой.
Ведущий: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью
батискафа. Повторите, пожалуйста.
Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью(на слайде изображение).
Ведущий: - А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.
- Что же есть на морском дне? Ответы детей
- И первым, кто встречает нас, обитатель морских глубин - морской конёк
- Карликовый морской конёк
Это один из наиболее хорошо замаскированных жителей океана. Нужно приложить немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2,5 см. среди густых зарослей кораллов.
- Кальмар
Обычно кальмары имеют размеры до 50 см., но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров (считая щупальцы). Они являются самыми крупными беспозвоночными.
- Скаты
Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живёт в морской воде. Особым оружием наделён отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами.
- Рак «Роскошный арлекин»
А называют его так, за сходство с ярким костюмом клоуна (арлекин). Он около 14 см. в длину, а наиболее крупные особи имеют размеры до 18 см.
- Сомы
Единственный вид сомов, обитающих на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зубренные ядовитые колючки.
- Краб и морские ежи
Тело морских ежей иглы ядовитые.
- Гигантский краб-паук
Это один из самых крупных представителей членистоногих, крупные особи достигают 3 метров в радиусе первой пары ног.
- Губастые окуни
Косяки этих рыб двигается в океане как единое целое, чтобы зацепиться за хищников, в целях питания и средства передвижения
- Семейство рыб «кузовковые»
Они питаются морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками ловко выдувая их из грунта струёй воды, выпущенной изо рта.
- Рыба – раструб (жёлтая)
- Этот обитатель коралловых рифов, уникальная рыба, достигающая 80 см. в длину. Большую часть времени она плавает, а как только чувствует опасность, зависает вниз головой в вертикальном положении, так она маскируется под палку, защищая себя от хищников.
- Рыбы-инструменты:
- Рыба – меч
- Акула-молот
- Рыба-лопата
- Рыба-гитара
- Рыба-шило
- Рыба-топор
- Рыба-пила
- Рыба-шар
Хищные, агрессивные рыбы, в стрессовой ситуации способна увеличиваться в размерах
- Рыба-камбала
Есть речная и морская. Её главные отличия - сильно сплющенное тело и расположенные на одной стороне глаза. Чаще всего они находятся на правой стороне. Её тело имеет двойную окраску: «глазная» сторона тёмно-коричневая, с желтовато-оранжевым пятном, «слепая» сторона- белая, с тёмными пятнами, к тому же шершавая, будто наждачная бумага. Такая «экипировка» защищает камбалу, которая не просто плавает, но и ползает по дну, по камням и гальке, подчас зарываясь в песок по самые глаза.
- Рыба - прилипала
Длина этих рыб от 0,1 до 30 см, они обычно присасываются к крупным рыбам, китам, морским черепахам, днищам кораблей. Так она питается, это для неё средство передвижения, опытные владельцы аквариумов активно используют рыб - прилипал в качестве незаменимых помощников по уборке.
- Морская звезда
Размер таких яркоокрашенных звёзд может быть от 12 до 25 см., морские звёзды малоподвижны и имеют от 5 до 50 лучей или «рук». Эти животные хищные.
- Океанариум
Ведущий: - Кто из вас был в океанариуме?
Океанариум (или Океанарий) – согласно современным толковым и энциклопедическим словарям – это помещение с бассейном, наполненным морской водой для содержания морских животных, в том числе рыб, в целях наблюдения и изучения. Эти бассейны находятся за толстым специальным стеклом.
К океанариумам относятся также те бассейны, в которых основной упор сделан на представления с дрессированными морскими млекопитающими.
Океанариум, где содержат дельфинов, называют дельфинариями.
Ведущий: - А перед нами следующий обитатель морского дна.
- Большая белая акула
Достигая длины свыше 6 метров и массы 2 тонны 300 кг., является крупной современной хищной рыбой.
- Планктон - мелкие примитивные организмы, действующие в толще воды. Являются источником пищи множества морских животных. Слово «планктон» произошло от греч. Planktos, что означает «странствующий». Единственным видом рыб, у которых есть веки, являются акулы.
- Дельфины
Во время чемпионата по дайвингу у девушки свело ногу, и она пошла ко дну, но на помощь ей пришёл дельфин-белуха и вытолкал её наружу.
Дайвинг - (англ. «diving» от англ. «divе» - нырять) – это подводное плавание со специальным снаряжением.
Ведущий: - Дорогие друзья, знайте, что заниматься этим видом плавания может, только человек, который очень хорошо умеет плавать, кроме того, помните, что в воде необходимо всегда быть осторожным, и не наедятся на чью-то помощь.
- Кит, кашалот – самые большие обитатели подводного мира, они так же как акула питаются планктоном.
- Подводная лаборатория «Водолей» - единственная в мире действующая обитаемая подводная лаборатория. Находится она на глубине свыше 18-ти метров, там живут и работают исследователи. Лаборатория представляет собой металлическую конструкцию, надёжно прикреплённую к морскому дну рядом с большим коралловым рифом, расположенным у берегов Флориды (Америка).
Учёные работают в лаборатории «вахтами» (меняются) по 10 дней, в течение которых они живут, едят, спять в помещении размером со школьный автобус. С внешним миром обитатели лаборатории связывает беспроводная связь, кроме того, там есть телефон и компьютеры. А придумали эту лабораторию ученые США.
- Подводный мир Тульской области также огромен, мне хочется остановиться на многообразии рыб, я покажу вам рыб, которые обитают не только в нашей реке Плаве, но и в реках и прудах области. Вот такие реки протекают в нашей области… (работа с картой)
Игровая программа
Ведущий: Обратите внимание, на выставку книг, их вы можете взять в библиотеке и подробно познакомиться с обитателями морских глубин. А ёщё обращаю ваше внимание, на оформление нашего зала, вы видите, большое разнообразие рыб в разных техниках исполнения: выжигание, выпиливание, оригами. Все эти работы сделали ребята, которые ходят в наши кружки.
Делимся на 2 команды: «Звёздочки» и «Осьминожки»
Перед вами ёмкости с водой – это так называемое табло для каждой команды. Если в конкурсе выигрывают «Звёздочки», им крепится звезда, а если выигрывают «Осьминожки», тогда они получают свою эмблему
Конкурс 1: «Загадки на морскую тему»
Загадка 1:
Кругом вода, а с питьём беда. (море)
Загадка 2:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне,
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (морская звезда)
Загадка 3:
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (акула)
Загадка 4:
По бескрайним по морям
Проплывает тут и там,
Словно лайнер многотонный,
А питается планктоном.
Всех животных он крупней,
Его самка, дав потомство,
Кормит молоком детей. (кит)
Загадка 5:
Я без моря – никуда,
В море – вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы – что-то вроде ласт.
Но учти, я не клыкаст. (тюлень)
Ведущий: - Коралловые рифы. Они похожи на подводные сады, но это не цветы, а огромные скопления мельчайших животных. Коралловый риф даёт убежище разнообразным морским животным.
Конкурс 2. «Коралловые рифы»
Задание: провести машинку, на которой стоит стакан с водой между кеглей, не пролив ни капли.
Ведущий: - Давайте посмотрим на галерею рисунков, которые вы нарисовали. Молодцы!
Давно известно, что осьминоги хорошо поддаются дрессировке, без труда становятся ручными и имеют замечательную память. На самом деле они – существа опасные, при этом понятливые и доброжелательные. Правда, охраняя своих детей, осьминог может больно укусить, и в его слюне содержится яд.
Конкурс 3. «Нарисуй»
Задачка: Жила-была семья Осьминогов. Кроме мамы-осьминога и папы-осьминога в семье было несколько детей, причём девочек и мальчиков было поровну. Нарисуйте всю семью Осьминогов, если известно, что общее количество ног в семье равнялось 48.
Ответ: мама, папа, два сыночка и две дочки, т.к. у осьминогов по 8 ног.
Задание: нарисовать семью…
Конкурс 4. «Осьминожки»
Задание: собрать всю команду в обруч
Конкурс 5. «Ловись рыбка»
Задание: поймать рыбку, прочитать название и отправить в нужный водоём (море, река)
РЕКА: щука, ёрш, лещ, судак, налим, плотва, форель, сёмга, лосось
МОРЕ: камбала, хек, минтай, сом, треска, сельдь, бычок, килька, скумбрия
Ведущий: - А знаете ли вы, что самый старый из найденных рыболовных крючков был сделан около 42000 лет назад.
Конкурс 6. «Черепашки»
Задание: зажав мяч между колен допрыгать до кегли
Ведущий: Морские черепахи – крупные животные, в морях Российской Федерации черепахи исключительная редкость. Все случаи их обнаружения известны наперечет. В понимании большинства людей черепаха как улитка всегда медлительная и неторопливая. Эти черепашьи качества нашли своё отражение в пословицах и поговорках многих народов.
Конкурс 7. «Крабы»
Участвуют по двое детей от каждой команды (играющие встают парами спиной друг к другу сцепляются руками за локти, двигаются вперёд до кегли и обратно).
Ведущий: - У краба есть мощные колючие «усы». Обычно они живут среди кораллов, их страшный враг – осьминог.
На морском дне лежат раковины, в них прячутся красивые жемчужины, их которых делают различные украшения. Достают жемчужины с глубины - это сделать очень трудно, ведь на морском дне темно, почти ничего не видно. Ловцы жемчуга ищут его на ощупь.
Конкурс 8. «Собери жемчуг»
Участвуют 4 представителя от каждой команды. На полу рассыпаны шарики от настольного тенниса, участникам дают в руки корзину. Они собирают «жемчуженки».
Ведущий: - Давайте посчитаем обитателей нашего дна морского и узнаем, чья команда выиграла. Поздравляем победителей, молодцы!
Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
ДЕТИ: - Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …
Ведущий: - Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А закончить мне хочется словами Николая Сладкова из книги «Белые тигры»:
«Теперь все, кто побывал на океанском дне, не бросят камень в рыбу-камень, не отправятся на базар с рыбой-кузовком, не захотят кататься на морском коньке или сыграть на рыбе-флейте; не станут пришивать рыбу-пуговицу рыбой-иглой или забивать гвоздь рыбой-молотом.
Надеюсь, что рыбы станут привлекательными для нас не только в ухе. И сами мы не будем односторонними, как рыба камбала».
А сейчас, я предлагаю посмотреть видео «Загадочный подводный мир». Спасибо! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Подводное царство" (2 класс)
Конспект урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-16076-1388838460.jpg)
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-54955-1390246529.jpg)
Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
"Подводный мир и его особенности." Окружающий мир, 3 класс.
ЦЕЛИ: 1. Обучающая: научить работать с географической картой; пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света; 2. Развивающая: развивать навыки с...