Технологическая карта по окр.миру "Поверхность нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Представлена технологическая карта по окружающему миру для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chirkova_a._okr.mir_.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Ф. И. О. студента - Чиркова А.А.
Тема урока - «Поверхность нашего края».
Класс- 4
Цель урока - Формирование представлений у обучающихся о поверхности родного края.
Задачи урока:
Дидактические
- формировать знания по теме «Поверхность нашего края»;
- раскрыть основные понятия «овраг», «балка».
Развивающие
- развить умение работать с географической картой и другими источниками информации;
- развить познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы
Воспитательные
- воспитать потребность в знаниях, обеспечить тесную связь обучения с жизнью;
- воспитать осознание личной ответственности за состояние своей родины.
Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючков, физическая карта, презентация по теме урока.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Беседа | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Пр1 | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Ф И | Самоконтроль | К: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме. | Понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету | ||
2. Актуализация знаний | Обобщение имеющихся знаний | Сам. Работа с проверкой | Предлагает посмотреть на презентацию и ответить на вопросы. Пр1 | Просматривают слайды, отвечают на вопросы учителя. | И Ф | Презентация | Самоконтроль | П: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, используют знаково-символические средства
| ||
3.Самоопределение к деятельности | Беседа | Учитель организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Пр1 | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока и цель. | Ф | Презентация | Индивидуальная работа Фронтальный опрос | П. :устанавливать причинно-следственные связи. К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; уметь формулировать свои высказывания. | |||
4. Изучение нового материала | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Беседа | Предлагает рассмотреть фотографии и ответить на вопросы. Рассказывает новую информацию о поверхности земли и предлагает заполнить таблицу. Пр1 | Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы и заполняют таблицу. | Ф И | Презентация | Самоконтроль | |||
5. Физкультминутка | Выполнение физических упражнений | Учитель проводит физкультминутку, которая способствует восстановлению кровообращения после сидячей работы. Пр1 | Приготовились к выполнению физкультминутки. Стоят возле своих парт. Выполняют упражнения, о котором говориться в стихотворении. | Ф | Самоконтроль | |||||
6.Закрепление материала | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Практическая часть | Предлагает сыграть в игру, затем проверить ответы. Пр1 | Играют. | И Ф | Контроль учителем | ||||
7. Подведение итогов урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Беседа | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока. Задает вопросы по теме урока. Объясняет домашнее задание. Пр1 | Отвечают на вопросы. | И | Самоконтроль | Р: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |||
8.Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Предлагает выполнить рефлексию с помощью цветных карандашей. | Выполняют задание. | К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: развивать умение оценивать свои знания, проводить рефлексию. | Формировать адекватную позитивную самооценку; формировать границы собственного «знания» и «незнания». |
Приложение 1
Организационный момент
-Здравствуйте ребята! Начнём урок с одного замечательного стихотворения, послушайте его внимательно.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
-Как вы думаете, почему в целом свете нет родней страны?
-Прежде чем начать урок, необходимо проверить готовность к уроку.
-Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.
-Сегодня на уроке потребуется: учебник и карандаши.
Актуализация знаний
- Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)(слайд)
- Покажите на карте равнины и плоскогорье России .
- Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)
- Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)
- Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы)
- Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)
- Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)
Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.
- Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.(слайд)
- Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)(слайд)
-Молодцы ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
-А что мы будем изучать в путешествии, вы узнаете, вставив пропущенные буквы в слова. Каждая точка, соответствует пропущенной букве.
П.В.РХН.СТЬ
-Верно, это поверхность, а тема нашего сегодняшнего урока.
Изучение нового материала
-Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)
-Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
-А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
-Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?(слайд)
-А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)
На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)
Давайте заполним табличку:
Характеристика поверхности | Сходства | Различия |
Овраг | ||
Балка |
- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)
-Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. (слайд)
-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте , посмотрим на него.) (слайд)
Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.) (слайд)
-Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы?
( - Маленькие рытвины закапывают, сеют траву. )
- Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
- По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.) (слайд)
Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.
- Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу ) (слайд)
В) Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.
К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.
- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.) (слайд)
Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.
Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
Физкультминутка
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Закрепление изученного
Игра «Узнай меня»
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)
- Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)
Итог урока.
Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
– О чем мы узнали сегодня на уроке?
– Какова поверхность нашего края?
– Какой вред приносит овраг людям?( За каждый правильный ответ в презентации появляется часть смайлика)
Рефлексия
-А сейчас ребята приготовьте свои цветные карандаши и поднимете карандаш красного цвета – если на уроке вы всё поняли, зелёного – если не всё, и синего – если вы ничего не поняли.
Домашнее задание
С. 7-13 прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 11 – ответы на вопросы «Проверь себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".
Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....
Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"
В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само опреде...
Технологическая карта урока по теме "Наше здоровье"
Технологическая карта урока по теме "Наше здоровье"...
Технологическая карта урока. О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема "О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з. Письмо строчной и заглавной букв З,з". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по теме: «Наша дружная семья»
Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока по теме: "Наши ближайшие соседи"
Цель урока – познакомиться со странами, которые являются ближайшими соседями России.Задачи: 1. создать условия для формирования представления о наших ближайших соседях (государства гр...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Родные края в росписи гжельской майолики» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с керамическими произведениями гжельской майолики.Задачи урокаДидактические:- познакомить с гжельской майоликой;- научить способам выполнения росписи.Разв...