Урок окружающего мира в 4 классе "Иван III"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Леонова Ольга Валерьевна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ivan_iii.docx68.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИВАН ТРЕТИЙ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                     http://festival.1september.ru/articles/510944/

http://netedu.ru/node/8964

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III; схема расположения русских войск в Куликовской битве; иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.)

Основные
понятия

Иван III, Московский Кремль


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный

опрос.

Игра «Неотосланная депеша»

– Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви?

– Как проходила Куликовская битва?

– Расскажите о вооружении русских и татарских воинов.

– Расскажите о построении русских войск, используя схему .

– Какой смысл имели поединки богатырей перед боем?

– В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

– Кто мог сказать такие слова?

Отвечают
на вопросы, выполняют
задания.

Участвуют
в игре

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала.
 

Рассказ учителя (сопровождается показом на карте).

Беседа с опорой на наглядность

Рассказывает о заслугах Ивана III  .

– Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля.

– Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

– Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

– Для чего они возводились?

– Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.

Внимательно слушают.

Рассматривают картины, отвечают
на вопросы

Фронтальная.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Инсценирование.

Рассказ учителя.

Сообщения «Башни Кремля»

С каждой башней Кремля связана интересная история.

Совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву,
в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.

Сценка «Разговор с башнями Кремля» .

– А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает). 

Предлагает заслушать сообщения учеников

Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ.

Слушают учителя.

Выступают
с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека)

Групповая.

Фронтальная.

Индивидуальная

строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Дидактическая игра «Историческое домино».

Фронтальный опрос.

Задания
из электронного приложения к учебнику

Заранее подготавливает 3 комплекта карточек:

Царь-

колокол

Деревянный Кремль

Юрий

Долгорукий

1480 год

«Стояние
на Угре»

Деревянный Кремль
с дубовыми стенами

Иван

Калита

Куликовская битва

8 сентября

1380 года

Белокаменный Кремль

Дмитрий Донской

Ледовое
побоище

5 апреля

1242 года

Кирпичный Кремль

Иван

Третий

Иван

Моторин

Грозный

Царь-пушка

Андрей

Чохов

Иван IV

– Чем занимались мы сегодня на уроке?

– Что Иван Третий сделал для Руси?

– Какие изменения при нём произошли в Москве?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания

Фронтальная, коллективная.

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные цели и задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали?

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Значима для вас полученная информация?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 79).

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Отвечают
на вопросы

от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

     Схема построения русских войск


Игра «Неотосланная депеша»

1. «Я приказал умелым плотникам обнести стены Московского Кремля дубовыми стенами вместо прежнего тына». (Иван Калита.)

2. «Я перестал платить ненавистную дань Золотой Орде». (Дмитрий Донской.)

3. «Я знал, что рыцари в бою строились клином». (Александр Невский.)

4. «Я благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом». (Сергий Радонежский.)

5. «Я сразился в единоборстве с татарским воином Челубеем». (Богатырь Пересвет.)

6. «Мое войско сразилось с русскими воинами на Куликовом поле». (Хан Мамай.)

7. «Я вошел в доверие к хану Золотой Орды и сам собирал дань для Орды». (Иван Калита.)

Рассказ учителя о заслугах Ивана III

– Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью – что бы ни задумал, всего добивался.

На экран проецируется иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III.

– За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

В 1478 году к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание

русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.

Учитель читает стихотворение:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна!

Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!»

Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:

«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»

Летописцы в толстых книгах записали в этот год:

«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»

                                                                      (Н. Кончаловская.)

– Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.

– Об этом прочитайте в учебнике (с. 75) и ответьте на вопросы учебника.

Учитель продолжает рассказ.

– После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

Учитель (обходя Кремль, ведет я разговор с башнями Кремля). Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

Учитель. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

Учитель. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

Учитель. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

Учитель. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

Учитель. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

Учитель. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

Учитель. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

Учитель. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

Учитель. Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.

Царь-

колокол

Деревянный Кремль

Юрий

Долгорукий

1480 год

«Стояние
на Угре»

Деревянный Кремль
с дубовыми стенами

Иван

Калита

Куликовская битва

8 сентября

1380 года

Белокаменный Кремль

Дмитрий Донской

Ледовое
побоище

5 апреля

1242 года

Кирпичный Кремль

Иван

Третий

Иван

Моторин

Грозный

Царь-пушка

Андрей

Чохов

Иван IV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...