Конспект урока окружающего мира "Государственный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок построен с использование технологии критического мышления. Форма урока   соответствует требованиям ФГОС НОО, т.к. выбрана активная форма. Освоение обучающимися новых знаний происходит в соответствии с  системно-деятельностным подходом, через разрешение практико-ориентированных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир
Класс:
3

Тема урока: «Государственный бюджет»
Цель урока:  - создание условий для формирования у обучающихся представления о государственном бюджете.

Задачи:

- формирование представлений о новых понятиях бюджет, доход, расход, налоги, их соотношений, через выполнение заданий дидактической игры;

- развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, через выполнение практико-ориентированных заданий;  

-воспитывать уважительное отношение друг к другу, работая в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: дидактическая игра

Структура  урока: мотивационный, постановка учебных задач, открытие нового знания

Методы: словесные, наглядные, практические, поощрения

Средства: презентация, учебник, схемы, игровые практические задания, обучающий мультфильм

Обратная связь: в ходе диалога, системы оценивания, сигнализирование детей о готовности ответить, система поощрения

В ходе урока работала над развитием УУД.

Форма урока   соответствовала требованиям ФГОС НОО, т.к. была выбрана активная форма. Освоение обучающимися новых знаний происходило в соответствии с  системно-деятельностным подходом, через разрешение практико-ориентированных заданий.

Задачи реализованы, цель достигнута.

Оборудование урока: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях, М, Просвещение, 2013, А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях ,М., Просвещение, проектор, презентация к уроку.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

1-2

- Здравствуйте ребята!  

- Все ли вы готовы к уроку? Посмотрите  друг на другу, улыбнитесь, улыбнитесь мне.  

-Я предлагаю вам поиграть в игру на внимание, я говорю слово «Класс», а вы мне с такой же интонацией отвечайте «Да». Будьте внимательны, в течение урока мы будем с вами так общаться. 

-Сегодня вы будете работать в группах. Выберите в группе капитана. Вспомним правила работы в группе. Если группа закончила работу,  какой знак вы используете, что бы было понятно, что вы готовы?

(Я предлагаю вам делать «Зонтик» и я увижу, что вы уже готовы.

Приветствовать;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; К:  участвовать в

учебном диалоге;

3.

Постановка учебных задач

Слайд 1

Словесн.: ответы на вопросы;

4-5

-Посмотрите видеоролик, определите тему нашего урока.

-О чём был фильм?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Тема нашего урока – «Государственный бюджет». - Какие цели поставим на урок? (узнать, что такое государственный бюджет; для чего он создаётся, из чего состоит)

-Вы знаете значение слова БЮДЖЕТ?

- Как мы  узнаем?

-А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

- Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает... 1). «Денежная сумка» или кошелёк.

Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.. «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

 Итак, мы выяснили, что бюджет – это... План доходов и расходов. Во время урока мы будем заполнять схему-кластер, чтобы в конце урока вы с помощью этой схемы смогли объяснить, что такое гос. Бюджет. Заполните схему.

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

- О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о государственном бюджете).

4.

Открытие нового знания

Наглядн. Изображение кошелька

Словесн.: ответы на вопросы;

Слайд3,4,5

Слайд 6

Словесн.: анализ ситуации

Практич.: работа с учебником;

9-10

10 мин

Проведем игру-исследование

«Доходы бюджета», узнаем из чего складываются доходы государства.

- Ребята, вот представьте, что этот кошелёк и есть государственный бюджет. Сейчас он пуст.

-Как его можно заполнить деньгами?

-У каждой группы  на парте лежат карточки, возьмите по одной. Прочитайте, где вы работаете.

-Прочитайте какие доходы вы получили. (вслух 3-5).

-Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

- Большую часть доходов оставьте себе, а меньшую часть принесите и положите в государственный кошелёк.

Итак, какую часть вы вернули государству?

- Вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог) Подоходный

-Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

 Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

-Какие налоги платят ваши родители?

 Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.( Налогоплательщик.)

- Вы ничего необычного в этом слове не замечаете. (Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово)

-Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?

-Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.

-Как называют этих людей? (Налоговые инспекторы)

-Налоговые инспекторы контролируют все ли предприятия и граждане страны заплатили налоги.

-Что мы узнали о доходах государства, сделайте вывод.

Вывод: Закончите мою мысль: доходы государства – это...Налоги с граждан и предприятий

-Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

-Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

-Куда тратит государство деньги, которые поступили в бюджет?

Часть вторая нашей игры-исследования – «Расходы бюджета». У  государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

-Давайте вместе выясним, что это за сферы?

Работа в группах

-Куда государство расходует деньги? С. 73 учебника, прочитайте, обсудите в группах и заполните  схемы.

Проверка  

Итак, в государственном бюджете есть деньги ( части карточек). Давайте определим, как мы  будем их  расходовать.

- Вы выяснили, куда государство расходует деньги из бюджета? Назовите ваши варианты.(Таблички, Схема)

Составим план расходной части государственного бюджета.

Вывод: расходы государства – это………

Представьте, что вы правительство нашей страны. Вы  решаете, как распределить расходы.     Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?

Распределяем средства.

Возьмите в кошельке доходы и определите куда их необходимо в первую очередь направить.

Кажется, что средств не хватило? Что делать?

– Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

-Мы не посчитали общую сумму дохода.

-Подумайте, что произойдет, если это случится в государстве на самом деле?

- Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

Как избежать такой опасности?

-Верно. Не зря же говорят: «Деньги счет любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелек из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды. 
Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Отдадим их особо нуждающимся. Кому?
Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

– Мы израсходовали все средства

Вывод: Какой вывод мы можем сделать? С помощью арифметических знаков. Какие знаки можно поставить?

Доходы = расходам

Доходы >  расходов

Доходы < расходов

- Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны? (Доходы больше расходов, доходы равны расходам) 

Высказывать своё предположение;

Работать с иллюстрацией;

Отвечать на вопросы;

Анализировать полученную информацию;

Усваивать новое понятие;

Разбирать ситуацию;

Анализировать прочитанное;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

П: устанавливать причинно-следственные связи; 

К:Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное;

Физминутка

1-2

ФИЗМИНУТКА?(движения)

Доходы –

Расходы –

1)Подоходный налог -Д

2)Зарплаты учителям – Р

3)ремонт детских садов –Р

4)зарплаты врачам – Р

5) транспортный налог –Д

6)строительство стадиона –Р

7) земельный налог –Д

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Практич.: сам-ная работа в группе

5

Посмотрите на нашу схему, чего-то нехватает. Чтобы схема была понятнее,  мы дополним её картинками. Распределите какие картинки к каким расходам относятся, есть лишние картинки.

(Схемы на доску. Доказать почему так) Тетрадь №2. Впишите в пустые клеточки, профессии людей. ( на образование: учитель, воспитатель; на здравоохранение: и врач; и т.д)

Вывод по уроку

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.

Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 8

3-4

Достиг ли мы поставленных целей? Мне очень хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.

Подумайте и продолжите фразу (слайд 8)

- Какую тему изучали на уроке? Что такое государственный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен государственный бюджет? Понравился тебе урок? Молодцы.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

6.

Д.З.

Составить математическую задачу на тему «Гос.Бюджет» или синквейн  со словом «Бюджет»

Инструкция.

1.Прочитайте текст на с.73 учебника.

2.Заполните схему, какие расходы есть у государства.

3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на охрану природы, на науку и культуру.

Инструкция.

1.Прочитайте текст на с.73 учебника.

2.Заполните схему, какие расходы есть у государства.

3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на выплату пенсий и пособий.

Инструкция.

1.Прочитайте текст на с.73 учебника.

2.Заполните схему, какие расходы есть у государства.

3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на образование.

Инструкция.

1.Прочитайте текст на с.73 учебника.

2.Заполните схему, какие расходы есть у государства.

3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на здравоохранение.

военнослужащий

егерь

лесничий

Библиотекарь

археолог

эколог

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату

Получил

зарплату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"

Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....