Конспект урока окружающего мира "Государственный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок построен с использование технологии критического мышления. Форма урока соответствует требованиям ФГОС НОО, т.к. выбрана активная форма. Освоение обучающимися новых знаний происходит в соответствии с системно-деятельностным подходом, через разрешение практико-ориентированных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Государственный бюджет»
Цель урока: - создание условий для формирования у обучающихся представления о государственном бюджете.
Задачи:
- формирование представлений о новых понятиях бюджет, доход, расход, налоги, их соотношений, через выполнение заданий дидактической игры;
- развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, через выполнение практико-ориентированных заданий;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу, работая в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: дидактическая игра
Структура урока: мотивационный, постановка учебных задач, открытие нового знания
Методы: словесные, наглядные, практические, поощрения
Средства: презентация, учебник, схемы, игровые практические задания, обучающий мультфильм
Обратная связь: в ходе диалога, системы оценивания, сигнализирование детей о готовности ответить, система поощрения
В ходе урока работала над развитием УУД.
Форма урока соответствовала требованиям ФГОС НОО, т.к. была выбрана активная форма. Освоение обучающимися новых знаний происходило в соответствии с системно-деятельностным подходом, через разрешение практико-ориентированных заданий.
Задачи реализованы, цель достигнута.
Оборудование урока: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях, М, Просвещение, 2013, А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях ,М., Просвещение, проектор, презентация к уроку.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный | 1-2 | - Здравствуйте ребята! - Все ли вы готовы к уроку? Посмотрите друг на другу, улыбнитесь, улыбнитесь мне. -Я предлагаю вам поиграть в игру на внимание, я говорю слово «Класс», а вы мне с такой же интонацией отвечайте «Да». Будьте внимательны, в течение урока мы будем с вами так общаться. -Сегодня вы будете работать в группах. Выберите в группе капитана. Вспомним правила работы в группе. Если группа закончила работу, какой знак вы используете, что бы было понятно, что вы готовы? (Я предлагаю вам делать «Зонтик» и я увижу, что вы уже готовы. | Приветствовать; | Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; К: участвовать в учебном диалоге; |
3. | Постановка учебных задач Слайд 1 Словесн.: ответы на вопросы; | 4-5 | -Посмотрите видеоролик, определите тему нашего урока. -О чём был фильм? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Тема нашего урока – «Государственный бюджет». - Какие цели поставим на урок? (узнать, что такое государственный бюджет; для чего он создаётся, из чего состоит) -Вы знаете значение слова БЮДЖЕТ? - Как мы узнаем? -А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть? - Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает... 1). «Денежная сумка» или кошелёк. Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.. «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)». – Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. Итак, мы выяснили, что бюджет – это... План доходов и расходов. Во время урока мы будем заполнять схему-кластер, чтобы в конце урока вы с помощью этой схемы смогли объяснить, что такое гос. Бюджет. Заполните схему. | Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; | Р: определять цель деятельности - О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о государственном бюджете). |
4. | Открытие нового знания Наглядн. Изображение кошелька Словесн.: ответы на вопросы; Слайд3,4,5 Слайд 6 Словесн.: анализ ситуации Практич.: работа с учебником; | 9-10 10 мин | Проведем игру-исследование «Доходы бюджета», узнаем из чего складываются доходы государства. - Ребята, вот представьте, что этот кошелёк и есть государственный бюджет. Сейчас он пуст. -Как его можно заполнить деньгами? -У каждой группы на парте лежат карточки, возьмите по одной. Прочитайте, где вы работаете. -Прочитайте какие доходы вы получили. (вслух 3-5). -Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? - Большую часть доходов оставьте себе, а меньшую часть принесите и положите в государственный кошелёк. Итак, какую часть вы вернули государству? - Вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог) Подоходный -Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему? Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. -Какие налоги платят ваши родители? Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.( Налогоплательщик.) - Вы ничего необычного в этом слове не замечаете. (Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово) -Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были? -Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. -Как называют этих людей? (Налоговые инспекторы) -Налоговые инспекторы контролируют все ли предприятия и граждане страны заплатили налоги. -Что мы узнали о доходах государства, сделайте вывод. Вывод: Закончите мою мысль: доходы государства – это...Налоги с граждан и предприятий -Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? -Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. -Куда тратит государство деньги, которые поступили в бюджет? Часть вторая нашей игры-исследования – «Расходы бюджета». У государства, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. -Давайте вместе выясним, что это за сферы? Работа в группах -Куда государство расходует деньги? С. 73 учебника, прочитайте, обсудите в группах и заполните схемы. Проверка Итак, в государственном бюджете есть деньги ( части карточек). Давайте определим, как мы будем их расходовать. - Вы выяснили, куда государство расходует деньги из бюджета? Назовите ваши варианты.(Таблички, Схема) Составим план расходной части государственного бюджета. Вывод: расходы государства – это……… Представьте, что вы правительство нашей страны. Вы решаете, как распределить расходы. Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве? Распределяем средства. Возьмите в кошельке доходы и определите куда их необходимо в первую очередь направить. Кажется, что средств не хватило? Что делать? – Почему же так получилось, что денег хватило не всем? -Мы не посчитали общую сумму дохода. -Подумайте, что произойдет, если это случится в государстве на самом деле? - Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства. - Как избежать такой опасности? -Верно. Не зря же говорят: «Деньги счет любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелек из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды. – Мы израсходовали все средства Вывод: Какой вывод мы можем сделать? С помощью арифметических знаков. Какие знаки можно поставить? Доходы = расходам Доходы > расходов Доходы < расходов - Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны? (Доходы больше расходов, доходы равны расходам) | Высказывать своё предположение; Работать с иллюстрацией; Отвечать на вопросы; Анализировать полученную информацию; Усваивать новое понятие; Разбирать ситуацию; Анализировать прочитанное; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; П: устанавливать причинно-следственные связи; К:Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное; |
Физминутка | 1-2 | ФИЗМИНУТКА?(движения) Доходы – Расходы – 1)Подоходный налог -Д 2)Зарплаты учителям – Р 3)ремонт детских садов –Р 4)зарплаты врачам – Р 5) транспортный налог –Д 6)строительство стадиона –Р 7) земельный налог –Д | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | |
Практич.: сам-ная работа в группе | 5 | Посмотрите на нашу схему, чего-то нехватает. Чтобы схема была понятнее, мы дополним её картинками. Распределите какие картинки к каким расходам относятся, есть лишние картинки. (Схемы на доску. Доказать почему так) Тетрадь №2. Впишите в пустые клеточки, профессии людей. ( на образование: учитель, воспитатель; на здравоохранение: и врач; и т.д) Вывод по уроку | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | ||
5. | Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 8 | 3-4 | Достиг ли мы поставленных целей? Мне очень хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Подумайте и продолжите фразу (слайд 8) - Какую тему изучали на уроке? Что такое государственный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен государственный бюджет? Понравился тебе урок? Молодцы. | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
6. | Д.З. | Составить математическую задачу на тему «Гос.Бюджет» или синквейн со словом «Бюджет» |
Инструкция. 1.Прочитайте текст на с.73 учебника. 2.Заполните схему, какие расходы есть у государства. 3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на охрану природы, на науку и культуру. | Инструкция. 1.Прочитайте текст на с.73 учебника. 2.Заполните схему, какие расходы есть у государства. 3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на выплату пенсий и пособий. |
Инструкция. 1.Прочитайте текст на с.73 учебника. 2.Заполните схему, какие расходы есть у государства. 3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на образование. | Инструкция. 1.Прочитайте текст на с.73 учебника. 2.Заполните схему, какие расходы есть у государства. 3. Приготовьтесь рассказать классу о расходах на здравоохранение. |
военнослужащий | егерь |
лесничий | Библиотекарь |
археолог | эколог |
Получил зарплату | Получил зарплату | ||
Получил зарплату | Получил зарплату | ||
Получил зарплату | Получил зарплату | ||
Получил зарплату | Получил зарплату | ||
Получил зарплату | Получил зарплату | ||
Получил зарплату | Получил зарплату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)
Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...
Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"
Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"
Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....