Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,
утвержденной приказом от 31.08.2021 № 779, протоколом педсовета №1 от 31.08.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
2 классы б
2021-2022 учебный год
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета, курса
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- Календарно-тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторская программа по учебному предмету. Окружающий мир: 1-4 классы / А.А Плешаков /Просвещение, 2011г., программа по краеведению «Мы – дети природы» /Т. К. Орлова /
- Приказ Мин просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 20 мая 2020 года № 254
- Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 уч. год.
На основании Инструктивно-методического письма от 22 августа 2014 г. № 10-Исх.7869 региональный компонент реализуется через интегрированный курс краеведения «Мы — дети природы» в предмете «Окружающий мир». Курс «Мы - дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножения.
В ходе изучения предмета окружающий мир происходит двойная интеграция (предмет «Окружающий мир», курс «Мы – дети природы»). Основным является предмет «Окружающий мир», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы уроков курсов совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока.
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю,34 учебные недели).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны :
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
3. Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Где мы живем | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68ч |
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока | Количество часов |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | ||||
1 | Родная страна. | 1 | ||
2 | Город и село. ОБЖ: Взаимодействия человека с окружающей средой. | 1 | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | ||
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа. | 1 | ||
6 | Явления природы. | 1 | ||
7 | Что такое погода. | 1 | ||
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 | ||
9 | В гости к осени. Экология. Что такое заказники? | 1 | ||
10 | Звёздное небо. | 1 | ||
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 | ||
12 | Про воздух | 1 | ||
13 | И про воду. Наши озёра, реки, пруды. Меры безопасности в осеннее и зимнее время | 1 | ||
14 | Какие бывают растения. | 1 | ||
15 | Какие бывают животные.МДП Югорские леса и лесные чудеса. | 1 | ||
16 | Невидимые нити. | 1 | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения. МДП Ягоды нашего края. | 1 | ||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | ||
19 | Комнатные растения. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями» | 1 | ||
20 | Животные живого уголка. Экология. Заказники и заповедники: «Юганский». | 1 | ||
21 | Про кошек и собак. Практическая работа «Учимся ухаживать за домашними животными» | 1 | ||
22 | Красная книга. | 1 | ||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | ||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||||
25 | Что такое экономика. Экология. Археологические памятники: с. Ларьяк и с. Лянтор. | 1 | ||
26 | Из чего что сделано. МДП. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1 | ||
27 | Как построить дом. МДП. Жилище народов Севера раньше и теперь. | 1 | ||
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | ||
29 | Культура и образование. | 1 | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». Экология. Орудия промысла и традиции коренных жителей Югры. | 1 | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | ||
32 | В гости к зиме Экология. Лес – древесина и кладовая дикоросов. Природосообразный образ жизни коренного населения. | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | ||
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | ||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч) | ||||
35 | Строение тела человека. | 1 | ||
36 | Если хочешь быть здоров. ОБЖ: Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре. | 1 | ||
37 | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38 | Школа пешехода | 1 | ||
39 | Домашние опасности. | 1 | ||
40 | Пожар. ОБЖ: От чего может возникнуть пожар? | 1 | ||
41 | На воде и в лесу. Экология. Экосистема. Биологическое разнообразие. | 1 | ||
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Раздел «Общение» ( 7 ч) | ||||
44 | Наша дружная семья. | 1 | ||
45 | Проект «Родословная». МДП Дружная семья. | 1 | ||
46 | В школе. | 1 | ||
47 | Правила вежливости. | 1 | ||
48 | Ты и твои друзья. | 1 | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | ||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | ||
Раздел «Путешествия» (18 ч) | ||||
51 | Посмотри вокруг. | 1 | ||
52 | Ориентирование на местности. | 1 | ||
53 | Ориентирование на местности. | 1 | ||
54 | Формы земной поверхности. | 1 | ||
55 | Водные богатства. ОБЖ. Наши озёра, реки, пруды. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. | 1 | ||
56 | В гости к весне (экскурсия). | 1 | ||
57 | В гости к весне (урок). Экология. Историко-культурный природный парк «Кондинское озеро». | 1 | ||
58 | Россия на карте. | 1 | ||
59 | Проект «Города России». | 1 | ||
60 | Путешествие по Москве. | 1 | ||
61 | Московский Кремль. | 1 | ||
62 | Город на Неве. | 1 | ||
63 | Путешествие по планете. | 1 | ||
64 | Путешествие по материкам. | 1 | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | ||
66 | Впереди лето. Экология. Леспромхоз: «Кондинский». Защита лесонасаждения. | 1 | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....