Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Субтропическая зона"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
УМК "Школа России" 4 класс, автор учебника Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/rubakova-nataliya-anatolevna | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Субтропическая зона» УМК «Школа России»
Методическая информация | |||
Тип урока | Получение новых знаний | ||
Цели урока | - Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне; - Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой; - Воспитывать бережное отношение к природе. | ||
Задачи урока | В ходе урока учащиеся должны узнать о природной зоне субтропиков, о растительном и животном мире, о роли человека в субтропической зоне. | ||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Развитие речи, формирование словарного запаса учащихся, развитие навыков работы с картой, развитие внимания, мышления, памяти. | ||
Подробный конспект урока | |||
Мотивация учащихся | Сегодня мы отправимся туда, | ||
Ход и содержание урока | II. Проверка знаний и умений. Прощаться с пустыней не будем спешить- О ней мы сейчас будем говорить. (слайд 3) Игра «Узнай меня» (слайд 4) III. Работа над новой темой. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон. Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?(с. 60 учебника) Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем. Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы. Субтропики в нашей стране занимают очень небольшую площадь. Основные субтропические районы находятся на побережье Черного и Каспийского морей. (слайд 5) Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля. (слайд 6) Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море. . И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения. А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»? Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками. Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек. III. Работа в группах. (слайд 7). А сейчас в работу включаются:
(слайд 8) Подведём итоги. IV Отчёты учащихся. Отчёт ботаников (слайды 9-17) Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Очень много растений, привезенных из разных стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи. Отчёт зоологов (слайды 19-24) Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше. Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы. Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. Электорнная ( презентация ) Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Отчёт экологов (слайды24-28 ) Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений. Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны? Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина). | ||
Проверка и оценивание ЗУНКов | V. Закрепление изученного материала. Учитель. Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период. Как вы думаете, почему? (для отдыха и лечения) (слайд 29) Где можно отдыхать и лечиться? (на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.) А какие курортные города вы знаете? (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи) (слайды 30-33) Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”? (Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов) Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период? (прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого) Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель. Запишите 2–3 цепи питания. Растения → цикады → богомол → птицы; Водоросли → рыбы → чайки. Учитель. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? Ученики. Бережно относиться к природе, не бросать мусор на берегу, носить головной убор, купаться только со взрослыми. Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.(слайд 34) Вопросы к кроссворду: 1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. 2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей. 3. Род морского рака. 4. Морское млекопитающее отряда китов. 5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. 6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. Учитель. Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков. | ||
Рефлексия деятельности на уроке | VI. Итог урока. Выставление оценок. Прощай же, море! Не забуду А.С. Пушкин (слайд 35) Рефлексия Выберите предложения и продолжите их. | ||
Домашнее задание | Р.т.с.37 | ||
В помощь учителю | |||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование мультимедийной презентации на уроке позволяет: - существенно увеличить темп урока, - разнообразить формы работы на уроке, - сделать урок наглядным, интересным, продуктивным, - и как следствие, повысить интерес у учащихся к обучению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Арктика. Ледяная зона.
Урок с использованием технологии критического мышления....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей
Разработка урока по "Школе России" с презентацией...
План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока :Ø Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...
Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»
Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса, УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...