"Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Попова Надежда Алексеевна

Технологическая карта урока. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okrmira_semeinyi_byudzhet.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Учитель: Попова Н. А.

УМК: «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема: Семейный бюджет

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (к концу 3-го класса): знать основы семейного бюджета.

Предметные результаты:

- Сформировать понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

- Определить, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

- Обсудить, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие-менее важными.

- Моделировать семейный бюджет.

- Выявить сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь.

Ресурсы:

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 частях  – М.: Просвещение, 2016 г.

Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 3 класса  в 2 частях  - М.: Просвещение, 2019 г.

Условные обозначения:  УЧ-учебник, РТ-рабочая тетрадь.

.

Этапы

Содержание

1 этап.

Мотивационный.

Приветствие учащихся и гостей.

- Сегодня на уроке работу мы организуем в группах. Группа в течение урока за правильные индивидуальные и групповые ответы получает жетоны. Оценивается работа группы по количеству жетонов.

2 этап. Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель: вызвать интеллектуальные затруднения и организовать мыслительный поиск.

СЛАЙД 1

- Прочитайте тему урока. (Семейный бюджет)

- Кто может сказать что такое семейный бюджет? (Семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи.)

- Какие вопросы у вас возникли?

(Предполагаемые вопросы учащихся: Что такое семейный бюджет? Как выглядит семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет?)

3 этап.

Актуализация опорных знаний

Цель: вспомнить то, что уже известно по данной теме.

4 этап.

«Открытие» новых знаний

 Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием  и организовать их деятельность.

СЛАЙД 2

- Чтобы ответить на данные вопросы необходимо выполнить задание 1 в РТ. Учащиеся читают понятия в тетради. Вспоминают определения или читают 1- ый абзац в тексте УЧ стр.75. Находят верные определения и записывают в тетрадь.

Доходы семьи -

Доходы — это деньги, которые поступают в бюджет

Доходы семьи — это деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи.

Расходы семьи -

Расходы — это деньги, которые тратятся из бюджета

Расходы семьи — это деньги, которые расходуют (тратят) члены семьи.

Семейный бюджет -

Бюджет — это план доходов и расходов

Государственный бюджет — это доходы и расходы государства

Семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи.

- Мы выяснили (мы ответить на первый вопрос): Что такое семейный бюджет?

- Уточним, что является доходами и расходами для семьи.

СЛАЙД 3

Задание: рассмотрите таблицу на стр. 76 УЧ. Перечислите доходы. (Зарплата папы, зарплата мамы, стипендия сына, пенсия бабушки, пенсия дедушки)

- Что зарабатывают члены семьи? (Зарплату)

- Что  получают члены семьи?(Стипендию, пенсию)

- А что ещё могут получать члены семьи от государства? (Пособия: по безработице, по нетрудоспособности, детские)

Работа в группах.

Повторить правила работы в группах (дружно, быстро, бесшумно). Выбрать капитана. Капитан поднимает руку, если группа готова ответить. Отвечает капитан или тот, кого он выбирает.

Задание: прочитайте задание 1 и 2 на стр 77 УЧ. Обсудите — какие ещё могут получать доходы члены семьи. (Прибыль, гонорар, проценты, выигрыш)

- Перечислите расходы семьи. (УЧ стр. 76) Какие ещё могут быть расходы у семьи?

- Как выглядит семейный бюджет? - второй вопрос. (Это план)

5 этап. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Цель: закрепить и проверить полученные знания.

- Проверим как вы усвоили, что такое доходы и расходы семьи.

СЛАЙД 4

Самостоятельная работа.

Задание: задание 2 в РТ. Самопроверка (+ - все верно, ± - ошибки, - - неверно)

(ГРУППЫ 1 И 2)

Задание (из РТ): Составьте бюджет для семьи Серёжи и Нади. (Приложение 1)

- Для чего нужен семейный бюджет?- третий вопрос.

(ГРУППЫ 3 И 4)

Задание: прочитайте ситуации из жизни, прокомментируйте данные  ситуации используя понятия «доходы», «расходы» и «бюджет». Ответьте на вопрос: Для чего нужен семейный бюджет (план доходов и расходов)? (Чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Чтобы избежать неприятностей. Вывод: расходы не должны превышать доходов.) (Приложение 2)

Задание (ГРУППЫ 1-4): УЧ стр. 77 рубрика «Обсудим!»

1. Сравните государственный и семейный бюджеты. В чём сходство и различие?

2. Связаны ли между собой государственный и семейный бюджеты? Раскройте эту связь.

6 этап.

Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

СЛАЙД 5

- Подведем итог: Что такое семейный бюджет? Как выглядит семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет?

- Ответьте на второй вопрос: усвоил ли ты тему урока? (Да, полностью. Частично. Не усвоил.

- Оценим работу групп. Самооценка (Отлично, хорошо, неплохо, плохо). Оценка учителя (подсчет жетонов, выставление оценок)

7 этап. Домашнее задание.

Цель: повторить и закрепить изученный материал.

СЛАЙД 6

- В УЧ стр. 75-78

- В РТ задания 4!,5,6.

- В Дневнике.ру (по желанию) создать слайд и разместить информацию о доходах и расходах вашей семьи.

Приложение 1

Зарплата …

На питание

Зарплата …

На одежду и обувь

Стипендия…

На оплату жилья

Стипендия…

На оплату транспорта

Пенсия…

На обучение

Пособие…

На книги, игрушки

Прибыль

На посещение театров, музеев

Гонорар

На отдых, туристические поездки

Проценты

На  лечение

Пенсия…

Пособие…

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Приложение 2

Задание: прочитайте ситуации из жизни, прокомментируйте данную  ситуацию используя понятия «доходы», «расходы» и «бюджет». Ответьте на вопрос: Для чего нужен семейный бюджет?

Ситуация из жизни.

Иван Петрович получил зарплату и купил надувную лодку, чтобы летом ездить на рыбалку. Вернувшись домой (а дело было зимой), он вспомнил, что его сыну нужны лыжи. Но денег на это уже не осталось.

Задание: прочитайте ситуации из жизни, прокомментируйте данную  ситуацию используя понятия «доходы», «расходы» и «бюджет». Ответьте на вопрос: Для чего нужен семейный бюджет?

Ситуация из жизни.

Ребёнок попросил родителей купить ему игрушку. Они отказались купить.  Ребёнок обиделся на родителей за то, что они ему отказали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...