Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э. Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течение двух лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 г | Утверждена Директор МКОУ ХМР «СОШ с. Селиярово» _______И.П. Ернова Приказ № 335-О от 01.09.2021 г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бобылева Нина Николаевна,
педагог дополнительного образования
с. Селиярово
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э. Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течение двух лет.
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ познания ребёнком окружающего мира. Преимуществом этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память. Данный вид деятельности вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, благодаря чему происходит формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности - что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям и является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка, разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа дополнительного образования разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- ФГОС ДО
- Закон РФ «Об образовании»
- Конституция ст. 43. 72
- Конвенция о правах ребенка
- СанПин 2.4.3648-20 от 01.01.2021г.
- Устав ДОУ
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира Югры, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В старшей и подготовительной к школе группах.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 10 человек
Место проведения:
- интерактивная песочница;
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- опыты и эксперименты;
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Старшая группа:
- уметь высказывать предположения об ожидаемом результате;
- уметь определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- уметь анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
-уметь анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа:
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
-ументь анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Количество занятий |
Сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | 1 |
2 | «Песок» | Знакомить детей со свойствами песка; Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. -развивать познавательный интерес. | 4 | |
3 | «Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | 4
| |
4 | «Волшебство света» «Свет и тень» «Волшебный круг» «Радуга на стене» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, яркость света. Продемонстрировать образование тени относительно источника света, его интенсиности. Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета | 1 1 1 | |
Октябрь | 1 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. дать представления об источниках загрязнения воздуха; -формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | 4 |
2 | «Мыло-фокусник» «Необычные кораблики» «Водяные весы» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | 2 2 1 | |
3 | «Звук» «Растущие малютки» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий – глухой-формировать представления о характеристиках звука; учить сравнивать звуки. Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | 2 2 | |
4 | «Металл» «Дерево» «Бумага» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | 1 1 2 | |
Ноябрь | 1-3 | «Само удивительное вещество на земле» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость - дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | 12 |
4 | «Вода бывает тёплой, холодной горячей»
«Делаем облако» «Поможем воде стать чистой» | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды | 2 1 1 | |
Декабрь | 1 | «Необычное рисование» | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | 4 |
2 | «Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | 4 | |
3 | «Дружба красок» | Определить свойства различных видов красок, их смешивание. Рисование красками | 4 | |
4 | «Соль. Сахар» «Вырастим кристаллы» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. | 2 2 | |
Январь | 2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. | 3 |
3-4 | «Стекло» «Увеличительное стекло» «Зеркало» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Выявить особенности отражения зеркал. | 5 2 1 | |
Февраль | 1 | «Появление островов» «Появление гор» «Плавление парафина» «Как не обжечься?» | Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность) | 1 1 1 |
2 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | 2 | |
3 | «Резина» «Пластмасса» | Познакомить со свойствами резины и её качествами Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами | 2 | |
4 | . | |||
Март | 1-2 | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде | 6 |
3 | «Упрямы предметы» | Знакомство с инерцией | 1 | |
| 4 | |||
Апрель | 1 | «Наши помощники» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | 4 |
2 | «Солнце дарит нам тепло и свет» «Полярное сияние» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать умение работать с различными материалами | 2 2 | |
3 | «Магнит» «Что такое молния» «Волшебная расческа» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии. Знакомство со статическим электричеством | 1 2 1 | |
4 | «Вес, притяжение» «Что такое масса, длина и высота» | Определить, почему все падает на землю. Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. | 1 3 | |
Май | 1-2 | «3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | 3 |
3 | «Поющая струна» «Почему комар пищит, а шмель жужжит» «Скорость звука» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) Выявить особенности передачи звука на расстояние | 2 1 1 | |
4 | «Цветы в вазе» «Все обо всем» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. | 2 2 |
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
- Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...