Окружающий мир 3 класс "В царстве грибов" Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Михина Татьяна Витальевна

Интересный занимательный урок для проведения окружающего мира с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студентки: Михина Татьяна Витальевна

Тема урока: «
В царстве грибов».

Класс: 3 «Б»

Цель урока: формирование представления о грибах как об особом царстве живой природы посредством последовательной работы на уроке.
Задачи урока:

Образовательные: познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; дать понятие грибы; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека. 
Развивающие: развивать критическое мышление (ассоциативную и аналитическую формы), развивать диалогическую речь.
Воспитательные: воспитывать желание и умение сотрудничать, воспитывать экологически верное понимание природных явлений, их связи с человеком, понимание необходимости бережного обращения с грибами.

Ресурсы урока: учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 1, стр. 112-116, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Задачи

этапов

урока

Методы

и

приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организации

учебной

деятельности

(Ф-фронтальная

И-индивидуальная

П-парная

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные

Личностные

Организационный мо-мент

2-3 мин

Создать доброжелательную атмосферу урока; мотивировать на работу на уроке

Беседа, демонстрация слайда презентации

- Начинаем урок.

- Улыбнитесь друг другу.
 (1 слайд)

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль-самостоятельная проверка готовности к уроку.

Взаимоконтроль-проверка готовности учащихся к уроку учителем (учитель-ученик, ученик-ученик)

-

К: уметь доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Р:организовывать своё рабочее место.

Способствовать формированию мотивации обучения

Актуализация знаний

5-6 мин

Повторить пройденный материал

Беседа, демонстрация слайдов презентации

-Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие.

 -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, посмотрев на иллюстрацию на 2 слайде.

И так куда мы отправляемся?

  -Верно, мы отправляемся в лес.
Как вы думаете, что такое лес?

- На какие группы можно разделить  объекты живой природы?

- Какое название дали учёные–биологи этим группам?

Верно.
- Вспомните признаки живых организмов.


В лес.

Лес - содружество растений, грибов, животных.

Они все связаны одной цепью.

Растения и животные.

Царство растений, царство животных.


Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение. 

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Использование приобретённых знаний 

К: умение слушать и вступать в диалог

Сформировать готовность использовать знания в учебной деятельности и при выполнении упражнений.

Первичное усвоение новыхзнаний3

мин

Сформулировать тему и цель урока

Беседа, демонстрация слайдов

Изучите строение гриба на 3 слайде.

- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Как они называются?  

- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

- Из каких частей состоит наземная часть гриба?

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

На 4 слайде мы видим пример симбиоза (тесное взаимодействие живых организмов друг с другом).

Грибы связаны с корнями дерева.

Нити грибницы срослись с корнями дерева и помогают им всасывать из почвы воду и минеральные вещества.
Взамен грибы получают от растений органические вещества, которые растения производят на свету для образования новых грибов.
Как грибы полезны для животных?
Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
Вспомним, что такое Красная книга?
(5 слайд)

Обратите внимание на исчезающие виды грибов и запомните их.
(6-11 слайды).

Грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.

Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ. Они похожи на зонтик.
(12 слайд)

Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ.
(13 слайд)

На свете есть еще и ДРОЖЖЕВЫЕ грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. 
(14 слайд)

 

Грибница


Шляпка, ножка или пенек.

Грибы служат пищей для животных.

Красная книга – это большой список редких животных и растений, которые находятся под угрозой вымирания.

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Использование приобретённых знаний 

Р:формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе.

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Физминутка

1 мин

Снять напряжение у учащихся путем переключения на другие виды деятельности.

Выполняют движения физминутки.
Приложение 1
(15 слайд)

Первичное закрепление.

10-15 мин

Научиться применять полученные знания.

Работа с учебником, демонстрация слайдов

 - А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.
Приложение 2

(16-21 слайды).

Бывали жуткие истории. В разные годы и в разных странах, поев грибов, в мучениях умирали то император, то король, то папа римский. Случалось, погибали от грибного коварства и в России. Но всё-таки на Руси обычно жили с грибами в мире. Хорошо знали их и, как правило, не путали съедобные с ядовитыми.
(22 слайд)

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе?
Может быть они совсем не нужны?

Вы правы ребята.

«Значение для природы и человека ядовитых грибов».
Приложение 3
(23-25 слайды).

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

Как же правильно собирать грибы?
(26 слайд)
Приложение 4

 

Съедобные, несъедобные.

Конечно.

Нужны.

Фронтальная

Учебник

Презентация

Самоконтроль-самостоятельная проверка ответов.

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Овладение наглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов.

К:участвуют в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

П: использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2-3 мин

Сформировать понимание, как выполнить домашнее задание

Демонстрация слайдов

 Обязательная часть: уч. Стр.112-116.
По выбору:
1) Найти интересные факты о грибах.

 2) Придумать хитрые вопросы по теме.
(27 слайд)

                     


Записывают домашнее задание.

Фронтальная
Индивидуальная

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

-

П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

Рефлексия

3 мин

Дать оценку своим действиям, оценивать резуль-тат

Работа с учебником, демонстрация слайдов

Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

Поставим плюс или минус напротив высказывания о грибах.
Приложение 5

- Вернемся к началу урока.

   - Что узнали о строении гриба?

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос.
(
28 слайд).

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!
(29 слайд)

Спасибо за урок.
До новых встреч.
(30 слайд).

Грибы - санитары леса.

Грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.

Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы.

Фронтальная

Учебник

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

-

Р: самоконт-роль, умение объективно себя оценивать.

Понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Приложение 1

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

Приложение 2

1. Посмотрите все направо.
   Этот лес красив. Дубрава.
   А живёт здесь главный гном.
   Шляпа тёмная на нём
   Гриб отважный, смелый,
   И зовётся …    
(Белый.)

2. Что за ребятки на пеньках
   Столпились тесной кучкой?
   И держат зонтики в руках,
   Застигнутые тучкой. (Опята.)

3.Тот гриб почти домашний,
  Он растет в подвале нашем,
  Вкусный из него бульон,
  Это белый …(Шампиньон.)

4.Этот гриб, зовут Горькушкой,
  Заячьим и Горчаком;
  Он на белый гриб похожий
  Горький, ядовит притом.
  Подскажите мне, ребята,
  Не сидите молча,
  А ещё, как называют
  Этот гриб все? ... (Жёлчный.)

5.Угадать совсем не сложно
  Я окрашен в яркий цвет,
  На ноге бахромки (выступающие части) нет,
  Нет чешуек на берете,

   Вы меня не рвите дети.
  А зовут меня…(Ложноопёнок.)

6.  Тот грибочек очень бледен
    И никем ещё не еден,
   Потому что ядовит
   И очень этим знаменит. (Поганка)

               

Приложение 3

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Приложение 4

1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох.
Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать ножиком.
4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В таких грибах накапливаются вредные вещества.

Приложение 5

1. Ядовитые грибы лесу не нужны. -

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело. +

3. Грибы – санитары леса. +
6. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей. -

7. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. +

8. Не производят питательные вещества, а поглощают  из почвы. + 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока по окружающему миру "В царстве природы"

Конспект урока по окружающему миру "В царстве природы" для учащихся 2 класса...

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся  правилам работы в парах и группах...

Урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Урок изучения нового материала...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов"

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс...

Урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Урок по окружающему миру  "В царстве грибов"Тип урока: урок усвоения новых знаний.Вид урока: урок-путешествие.Цель: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой приро...

Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представления о строении грибов, их разновидностей, изучения правил безопасности при сборе грибов. Планируемые результаты:Предметные: З...