Конспект урока "Где зимуют птицы?" УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zimuyut_ptitsy.docx | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Знать, какие птицы называются перелетными, а какие зимующими; называть птиц, относящихся к перелетным/к зимующим |
Понимать: | Понимать отличия перелетных и зимующих птиц |
Применять: | Создать памятку «Где зимуют птицы?», выполнять задание на интернет - платформе LearingApps, работа в группах по заполнению пропусков в тексте |
Анализировать: | Анализировать смысл пословицы |
Синтезировать: | Заполнять пропуски в тексте про перелетных и зимующих птиц |
Оценивать: | Оценивать значимость полученных знаний на уроке для будущей жизни |
Метапредметные:
Регулятивные: | формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
Познавательные: | использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике) информации, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; |
Коммуникативные: | готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Личностные
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; |
Межпредметные связи: | Литературное чтение, русский язык |
Основные понятия: | Перелетные птицы, зимующие птицы, орнитологи, деликатес, миграция |
Методы, технологии: | беседа, объяснение, метод демонстрации, работа с пословицей, работа с карточками Plickers, |
Ресурсыурока для учителя: | Презентация, смартфон, интерактивная доска, компьютер, проектор |
Ресурсы урока для учащихся: | Карточки Plickers, карты оценки, раздаточный материал, планшеты с выходом в Интернет |
План урока с распределением времени:
Организационно - мотивационный момент | 2 минуты |
Актуализация знаний | 2 минуты |
Выявление затруднения | 1 минута |
Целеполагание | 2 минуты |
Открытие нового знания | 15 минут |
Первичное закрепление | 10 минут |
Включение нового знания в систему уже имеющихся | 4 минуты |
Подведение итогов | 2 минуты |
Рефлексия | 2 минуты |
Оформление доски:
2 февраля
Классная работа
Оформление тетради ученика на конец урока:
Ход урока:
Дидактическая структура | Методическая струтура | Образовательная задача этапа урока | Содержание обучения (деятельность учителя и учащихся) | Методические приёмы обучения, средства обучения (слайды презентации, наглядные пособия, раздаточный материал и т.п.) |
Актуализация опорных знаний и способов действий | Организационно - мотивационный момент | Проверить готовность к уроку; настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке | - Здравствуйте! Меня зовут Дарья Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Посмотрите на доску, где написана пословица «Где дружба прочна, там хорошо идут дела». Обсудите в парах, как вы ее понимаете? -Кто хочет высказаться? (Настоящий друг поможет тебе, подскажет. Тогда все дела пойдут хорошо). - Верно. Настоящий друг всегда поможет и придет на помощь. Поэтому нужно будет постараться быть хорошим другом и помогать, если нужно, чтобы наш урок прошел на высоком уровне. | Беседа Работа с пословицей Парная работа Слайд 1 (см. Приложение 1) |
Актуализация знаний | Актуализировать знания учащихся по предыдущей теме «Где живут слоны?» | - Сейчас я каждому раздам карточки с кодом. Они называются Plickers. Я буду читать вопрос и варианты ответа под буквами A, B и C, а вы все одновременно будете поднимать карточки вверх с нужной буквой. Учитель сканирует QR-коды. 1. Слоны живут в.. А. в тропическом лесу В. на Северном полюсе С. В России 2. У льва… А. полосатая окраска В. густая грива С. Нет хвоста 3. Носорог имеет… А. очень длинный хвост В. полоски на спине С. Большой рог 4. Ласточки зимуют… А. в теплых краях В. на крышах С. на северном полюсе | Объяснение, самостоятельная работа Индивидуальная работа Проверка учителем Карточки Plickers (см. Приложение 2) | |
Выявление затруднения | Определить проблему, затруднение | - Ребята, я вижу у вас трудности. Вы можете ответить на последний вопрос? Почему? (высказывают предположения) - Верно, мы это еще не изучали. | Беседа Фронтальная работа | |
Целеполагание | Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока | - Вы догадались, какая тема урока? - Тогда какую цель можно поставить на наш урок? Что мы должны узнать? (Узнать, где зимуют птицы) - Давайте попробуем составить план нашей деятельности. Что мы сегодня узнаем? (узнаем, какие птицы остаются на зимовку, а какие улетают). Чему мы научимся? (научимся называть птиц, которые остаются на зиму и которые улетают) Что мы сможем сделать? (ответить на вопрос, на который первоначально ответить не смогли). | Беседа Совместное целеполагание Слайд 2 и 3 (см. Приложение 1) | |
Формирование новых понятий и способов действий | Открытие нового знания | Узнать о перелетных и зимующих птицах; создать памятку о таких птицах | - Кто мне сможет ответить, зимой у нас в городе тепло или холодно? (холодно) - Конечно, зимой морозно, снег лежит на улице, а дети играют в снежки, катаются на коньках, санках. Кто любит такую зиму? Зима действительно красивая, снежная, но с ее приходом меняется природа. Вы когда-либо слышали, как зимним утром за окном поют и щебечут птицы? (нет) - Почему? (многие птицы улетают в теплые края) - Вы совершенно правы. Некоторые птицы зимуют там, где тепло. Как вы думаете, как таких птиц называют (перелетными) - Вы верно определили! Как вы поняли, какие птицы называются перелетными? - Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на… Луну. Добираются туда за 60 дней и погружаются в спячку. - Ребята, а вы знаете, кто такие ученые орнитологи? (те, кто изучают птиц) - Давайте проверим в словаре, правильно ли мы определили. Я нашла определение этого слова, которое звучит так: «Орнитолог-специалист, занимающийся изучением птиц». Ученые орнитологи точно определили, где именно зимуют разные птицы. – А как орнитологи определили, где живут птицы? (высказываются предположения) - Откройте учебник на странице 17. Посмотрите на первую картинку, где изображена лапка птицы. Что вы на ней видите? (кольцо). Вы верно заметили, это кольцо. Для этого орнитологи надевали птицам на лапки маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции, то есть передвижении птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. - Давайте вернемся к нашему плану. Мы узнали, где зимуют птицы? (Да) - Встали птицы на крыло, «Наступают холода», «Мы летим не навсегда. Давайте вместе узнаем, какие птицы улетают зимовать в теплые края. Слушайте внимательно, потом у вам будет небольшое задание. Но для начала я каждому раздам лист бумаги, основу для памятки, а конверт положу один на парту. Пока не открывайте его. Как вы поняли, мы будем создавать памятку. - Посмотрите на слайд. Вы когда-либо видели данную птицу? В небе осенью курлычут, Вы верно назвали. Эти птицы – самые высокие среди летающих птиц. Также журавли очень долго живут – в природе около 20 лет, в неволе были случаи, когда птица умирала в возрасте 80 лет. - Теперь откройте конверт и достаньте изображения, скрепленные скрепкой, где написано «перелетные птицы». Найдите изображение журавля, их там должно быть два. Отклейте полоску двухстороннего скотча и приклейте на ту сторону листа, где написано «Перелетные птицы». Отложите в сторону рисунки других птиц. Найдите в конверте карточки с названиями птиц, также скрепленных скрепкой. Найдите нужное название и так же приклейте его под птицей. Кому нужна помощь? – Отложите карточки в сторону. Давайте же посмотрим на следующую перелетную птицу. Кто ее узнал? (это ласточка). Молодцы! А вы знали, что ласточки строят себе гнезда не из веток, как многие другие птицы, а клеят из слюны, которая быстро сохнет на воздухе. Еще один интересный факт, что гнезда ласточек – очень дорогой деликатес? Кто знает, что такое деликатес? (это необычное и дорогое блюдо). Верно. Деликатес – это редкое, вкусное лакомство. Из гнезд ласточек варят суп, который подают в лучших ресторанах мира. Найдите изображение ласточки и название и приклейте так же, как мы приклеили первую птицу. Если вы закончили, отложите в сторону остальные рисунки птиц и их названия. - Третья птица жаворонок. Эта птичка известна благодаря своему незабываемому пению. С раннего утра можно слышать, как жаворонок, взлетев повыше, начинает «концерт». Молодая птица может петь около восьми часов в день, более взрослые особи солируют значительно дольше. Найдите у себя изображение жаворонка – приклейте. Затем найдите нужную подпись и тоже приклейте. Отложите остальные карточки, если закончили. - Посмотрите на слайд. Питается зяблик насекомыми, семенами и зелёными частями растений. Он любит полакомиться семенами сорняков и хвойных деревьев, фруктами, ягодами, почками листьев, клопами, гусеницами, муравьями и жуками. В летнее время в рационе зябликов преобладает животная пища. Также зяблики склонны к ожирению, то есть чрезмерной полноте. Теперь найдите изображение и название данной птицы и приклейте. Остальные изображение и подписи к ним отложите в сторону. - Опустел домишко вдруг, А весною наконец, Возвратился к нам…(скворец). Скворцы всегда считались первыми вестниками весны. Из всех перелётных птиц они прилетают раньше всех. Первыми пролетают самцы. Они ищут место для гнезда и начинают обустройство гнезда. Потом прилетают самки и заканчивают строительство гнезда. Скворцы часто селятся рядом с людьми. Такое соседство служит самой лучшей защитой от хищников. Найдите изображение скворца и подпись к нему, приклейте. - Последняя перелетная птица, о которой мы сегодня узнаем, будет… (соловей). В отличие от большинства других птиц, соловьи никогда не обустраивают гнёзд на деревьях или где-нибудь высоко на скалах. Вместо этого они предпочитают строить их либо прямо на земле, в густой траве, либо в зарослях кустов, куда сложно было бы пробраться какому-нибудь хищнику. Возьмите последнее изображение и подпись к нему, приклейте. - Ребята, а кто-то из вас знает, как называются птицы, которые не улетают зимовать в теплые края, а остаются на морозы? (зимующие птицы). Такие птицы называются зимующими. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Давайте немного отдохнем, разомнемся. Повторяйте за мной: Пой-ка, подпевай-ка: (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого) Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальцы на левой руке, начиная с большого) - Посмотрите на слайд. Кто знает, что эта за птица? (дятел) Почти у всех дятлов птиц три пальца на лапах направлены вперёд, и один — назад. А у дятлов они зеркальны и симметричны, два вперёд и два назад. Это помогает им увереннее цепляться за поверхность дерева. - Следующую птицу будет не так легко отгадать, но, возможно, у вас есть варианты? Это поползень.
| Беседа Рассказ Фронтальная работа Индивидуальная работа Взаимопроверка Творческая работа Иллюстрация, демонстрация Учебник Слайд 3 (см. Приложение 1) Практическая работа Конверт с изображением перелетных и зимующих птиц, их названия Слайд 4 (см. Приложение 1) Слайд 5 (см. Приложение 1) Памятка (см. Приложение 6) Слайд 6 (см. Приложение 1) Карта оценки (см. Приложение 3) Слайд 3 (см. Приложение 1) |
Применение знаний, формирование умений и навыков | Первичное закрепление | Осуществить первичное закрепление полученных знаний посредством группового задания | - Давайте поработаем в группах. Разделимся на 6 групп. Первая группа будет состоять из тех, кто сидит на колонке у окна, на первых трех партах. Вторая группа будет состоять из тех, кто сидит на средней колонке, на первых трех партах… и т.д. Я выдам вам лист с изображениями двух птиц, вы должны будете про них рассказать. Вам нужно заполнить пропуски. После каждая группа выступит. Кому задание непонятно? На данное задание вам три минуты. - Первая группа, пожалуйста, выйдите и расскажите о тех птицах, которые вам достались. Остальные группы внимательно слушают и дополняют. - Прошу сдать мне это задание. - Вторая группа…и т.д. - Вы все отлично рассказали про перелетных и зимующих птиц! Последняя группа, присаживайтесь на свои места. - Я попрошу всех взять свои карты оценки и поставить баллы. Если вы хорошо работали в команде, принимали активное участие, поставьте себе 2 балла. Если вы были не активны и почти не высказывали свои мысли, то 1 балл. Если вы не принимали участие в командной работе, то 0 баллов. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Встаньте со своих мест. Сейчас я буду показывать движения, и называть слова – названия птиц. Вы движения повторяйте за мной. Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет хлопнуть в ладоши, а движение, которое я показываю, не повторять. Кому что-то не понятно? Прилетели птицы: голуби (круговые движения головой), синицы (потягивание на носках), мухи (наклоны вправо, влево) и стрижи (наклоны вперед). Присаживайтесь на свои места. | Объяснение Групповая работа Взаимопроверка Раздатка с текстом и изображением птиц (см. Приложение 4) Карта оценки (см. Приложение 3) |
Включение нового знания в систему уже имеющихся | Проверить полученные знания по теме с помощью интернет-платформы LearningApps | - Сейчас мы проверим, что вы запомнили. У вас на парте лежит планшет. Не забудьте то, что нужно бережно и аккуратно обращаться с планшетами, чтобы не сломать их. Разблокируйте его, проведя по экрану. Вы видите разделение экрана, где с одной стороны фото лета, а с другой фото зимы. Посередине - изображение птицы, которую нужно перетащить на нужную половину. Как вы думаете, фото лета означает перелетных или зимующих птиц? (перелетных) А зимы? (зимующих) Если вы затрудняетесь с тем, какая птица изображена, можете нажать на кнопку в углу изображения. Когда закончите распределение, нажмите на галочку внизу. На эту работу дается 2 минуты. - Кто выполнил задание без ошибок? | Индивидуальная работа Упражнение на интернет-платформе LearningApps (см. Приложение 5) | |
Подведение итогов | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной в начале урока. | - Подсчитайте количество изображений в красной рамке. Это ошибки. Когда посчитаете – нажмите на кнопку блокировки и отложите планшет в сторону. Я их соберу. Впишите свои баллы в карту. Я все сделал правильно/допустил 1 ошибку – 2б Я допустил 2-3 ошибки – 1б Я допустил более 4 ошибок – 0б Подсчитайте свои баллы и запишите их в последнем столбике внизу. Если вы насчитали 6-5 баллов: Вы отлично работали на уроке, были активны в групповой работе, внимательны при самостоятельной работе. Желаю всегда видеть вас вовлеченными в дело! 4-3 баллов: Вы хорошо работали на уроке, но допускали ошибки в заданиях. Желаю вам больше стараться! И у вас все получится! 2 балла и менее: Вы были не очень внимательны и не активны на уроке, допускали ошибки при самостоятельной работе. Желаю вам в следующий раз получить больше баллов, но нужно постараться! - Отложите свои карты в сторону. - Кто помнит, на какой вопрос мы затруднялись ответить в начале урока? (Где зимуют ласточки?) - А сейчас мы можем ответить на этот вопрос? Где они зимуют? (в теплых краях) - Вернемся к нашему плану и поставим галочку рядом с последним пунктом, ведь теперь мы можем ответить на этот вопрос. - Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, где зимуют птицы) Мы ее достигли? Как? - Как называются ученые, которые занимаются изучением птиц? (орнитологи) | Фронтальная работа Карта оценки (см. Приложение 3) Слайд 3 (см. Приложение 1) | |
Рефлексия | Осуществить рефлексию собственной деятельности, а также эмоций и чувств. | - На доске вы видите три ленты разного цвета. Красная лента означает, что вам было очень трудно на уроке. Желтая – вы испытали некоторые трудности, но в принципе урок был не самым сложным. Зеленый – урок показался вам вообще не трудным, вы легко справились со всеми заданиями. Первая колонка выходит, каждый берет скрепку и крепит ее на ту ленту, на которую считает нужной. Прикрепили – садитесь на место. Вторая колонка выходит. Третья. - Много скрепок на зеленой ленте прикреплено, а это значит, что вы работали хорошо и то, что вы не забыли про пословицу «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» - Ребята, всем спасибо за работу! | Фронтальная работа Средства: Цветные ленты (красная, желтая, зеленая), скрепки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"
Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....
Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения" "
Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения"...
Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Тема "В гости к зиме". УМК "Школа России"
Ход урока:1 этап: Введение в тему.Звучит музыка, на экране слайды о зиме. Учитель читает текст:«Солнце теперь ...
Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир
В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...
Конспект урока окружающего мира "Зима" ( УМК "Школа России", 2 класс )
Конспект по окружающему мируТема: «Зима»Цели деятельности учителя: повторение и закрепление полученных знаний на основе учебника, проведение контрольной работы по разделу «Зима...
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: И.З.Суриков стихотворение «Зима» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И.З.Сурикова и его стихотворениями, пробудить интерес к творчеству поэта; осознанно и выразительно читать. Планируемые результаты: Предмет...