Связь экономики и экологии План-конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

Конспект урока на тему:"Связь экономики и экологии"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ekologiya.docx688.82 КБ

Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 18.03.2020

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учитель: Волкова В.Н.

Студентка: Мусиенко К. И.

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Экономика и экология

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: создание условий для углубления и развития представлений у учащихся о взаимосвязи экономики и экологии.

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить с понятиями экологическая катастрофа, экологические прогнозы;
  2. Формировать умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы.
  3. Формировать умение определять характер взаимоотношений природы и человека, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  4. Формировать умение осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание понятий экологическая катастрофа, экологические прогнозы;
  2. Несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  3. Определять характер взаимоотношений природы и человека, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  4. Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, плакат, карточки, стаканчики с чистой и грязной водой, кружки, солнышки, тучки.

План урока:

1. Этап мотивации

    1.1.Привествие

    1.2.Эмоцианальный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения выхода из затруднения

    4.1 Определение темы урока

    4.2 Определение цели и задач урока.

5. Этап реализации построенного проекта

    5.1.Экологическая катастрофа

5.1.1. Беседа

5.1.2. Словарная работа

5.1.3. Работа с иллюстрацией учебника

5.1.4. Беседа по работе с учебником

5.1.5. Работа  с рабочей тетрадью

5.2. Две стороны экономики

5.2.1. Беседа

5.2.2. Работа с иллюстрацией учебника

5.2.3. Работа с текстом учебника

5.2.4. Беседа по прочитанному

5.2.5. Беседа о Чернобыле

5.3. Что будет, если…

5.3.1. Игра «Помоги природе»

5.3.2. Работа с текстом учебника

5.3.3. Беседа по прочитанному

5.3.4. Работа  с рабочей тетрадью

5.4. Практическая работа

5.4.1. Беседа о значении воды

5.4.2. Проведение опыта

              5.4.2.1. Наблюдение

5.4.2.2. Формулирование вывода

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа  с учебником, рубрика «Обсудим»

6.2. Обсуждение выполненной работы

6.3.Работа с учебником, рубрика «Проверь себя»

6.3.1. Работа в группах

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

10. Домашнее задание

         

   

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

 1. Этап мотивации

Цель: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

 1.1.Приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Игоревна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

1.2. Эмоциональный настрой

Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля.

(открываем глаза)

Я хочу, чтобы вы на уроках окружающего мира не только видели красоту природы, но и понимали, что от каждого из нас зависит судьба планеты. Поднимите руки те, кто со мной согласен?

- Давайте оценим вашу готовность к уроку. Посмотрите на экран. На экране изображён весёлый и грустный смайлик. Если вы считаете, что сейчас вы готовы к уроку, то проголосуйте за зелёный смайлик, если недостаточно готовы, то красный. Проголосуем мы при помощи пультов, которые лежат у вас на партах.

Анализируют готовность

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Фронтальная

Интерактивная панель

(система опросов)

П.1

П.1, Р.2, К1

Л.1, Л.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 - Давайте для начала проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

- Обратите внимание на интерактивную доску.

- Что на ней изображено? (кроссворд)

Дети отвечают на вопросы по теме «Государственный и семейный бюджет».
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Плата за работу. (Зарплата)
4. Денежное вознаграждение за хорошую работу. (Премия)
5. Оплата труда писателя, художника, музыканта. (Гонорар)
7. Выплата студенту учебным заведением. (Стипендия)
9. Деньги за сданное в аренду жильё. (Рента)
10. Поступления в бюджет. (Доход)
11. Деньги от работы частной фирмы. (Прибыль)
По вертикали:
2. Деньги, выплачиваемые банком по вкладу. (Процент)
3. Деньги, которые получают бабушка или дедушка. (Пенсия)
6. Деньги, которые тратят. (Расход)
8. Деньги, которые выплачивают маме на маленького ребёнка. (Пособие)

Разгадывают кроссворд, вписываю ответы на доске.

Отвечают на вопросы, работают у доски

Индивидуальная

Фронтальная

Интерактивная доска

Самоконтроль

Фронтальный опрос

К.1, П.1

Л.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик и узнать, о чём мы будем говорить на уроке.

- Как изменилось ваше настроение после просмотра? Что вы увидели? Откуда дым? Почему так много мусора? Откуда сточные воды?

-О чем идет речь в данном видеоролике?

(о загрязнениях окружающей среды)

Что такое окружающая среда?

(Окружающая среда-это то, что нас окружает: воздух, вода ,почва).

-Какая наука учит бережному отношению к окружающей среде.

(Экология)

- Откроем первое слово, относящееся к нашей теме урока.

- Для чего человек построил заводы, фабрики, электростанции, создал транспорт?

(Для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах)

- Давайте вспомним, как же называется наука, которая изучает хозяйственную деятельность человека? (Экономика)

- Откроем 2 слово в нашей теме урока – это экономика.

Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы

Занимательный материал

Наблюдение

Беседа

Фронтальная

Фронтальная

Интерактивная доска

Видеоролик

карточки

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.4

П.3

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Определение темы урока

-О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (Об экономике и экологии)

- Проверьте свои предположения.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 79, прочтите тему и скажите, как эта тема связана с тем, о чем мы говорили только что?

-Как же  звучит тема нашего урока? (Экономика и экология)

4.2 Определение цели и задач урока.

- На панели изображено «Дерево целей». Я предлагаю его заполнить. (цели  и задачи появляются на дереве)

 - Какую цель вы перед собой поставите? (Понять, как связаны между собой экономика и экология, как экономика влияет на экологию окружающей среды)

- А какие учебные задачи вы поставите перед собой?

(Узнаем о двух сторонах экономики – полезной и опасной.  Учиться строить экологические прогнозы, делать выводы)

-Сравните ваши варианты с задачами из дерева целей и учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 78.

(Узнаем о двух сторонах экономики – полезной и опасной. Будем учиться обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, делать выводы)

-Насколько они совпадают?

- Молодцы.

Определяют тему урока

Сверяют предположения по учебнику

Определяют цели и задачи урока

Беседа

Беседа

Работа по учебнику

Фронтальная

Интерактивная панель

Наблюдение

Фронтальный опрос

Самоконтроль

П.4

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Экологическая катастрофа

5.2. Две стороны экономики

5.3.  Что будет, если…

5.4. Практическая работа

5.1.1. Рассказ с элементами беседы

- Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в нём не было печали, горя, чтобы царили мир и счастье.

- Но в наш беспокойный век на планете далеко не всё благополучно.

- Земля, наш любимый Дом, летящий в огромном космическом пространстве, но она плачет…

- Как вы думаете почему?

(она загрязнена)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, и задумайтесь над тем, что происходит на нашей планете.

-Какие эмоции возникли у вас при просмотре этих слайдов?

- Какой вывод можно сделать?

- Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Кто знает, как называются эти бедствия? (катастрофа)

5.1.2. Словарная работа

Ребята, вы знаете, что такое танкер?

- Давайте, это проверим. (Морское или речное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.)

Учитель показывает фотографии нефтеналивного танкера (9-10 слайды)

5.1.3. Работа с иллюстрацией учебника

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 79. Что художник изобразил на этой картинке? (Танкер врезался в айсберг. Судно было пробито и танкер начал давать утечку нефти.)

- Что произошло дальше?

- Чем опасен разлив нефти? (Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. Произошла экологическая катастрофа!)

- Назовите другие примеры того, как экономика поворачивается к людям опасной стороной.

- Я предлагаю вам подробнее ознакомиться с данной ситуацией и прочитать сведения, которые находятся на этой странице.

5.1.4. Беседа по работе с учебником

-Ребята, как вы думаете,  кто виноват в такой катастрофе?

(Вывод: В этом виноваты люди.)

- Что должен делать человек?

(Понять причины возникновения этих катастроф.)

- Хотите вы в этом разобраться?

- Почему люди развивают экономику, строят заводы, атомные электростанции, вырубают леса и допускают такое?

- Давайте порассуждаем, может ли современный человек обойтись без экономики?

-Какой вывод мы можем сделать? Насколько верны были ваши предположения?

5.1.5. Работа с рабочей тетрадью

Откройте, рабочую тетрадь на стр 51., найдите номер 1.

- Выпишите из текста учебника на стр. 79, какие живые существа пострадают от аварии нефтеналивного танкера.

(От разлива нефти в море пострадают: птицы, рыбы, водоросли, морские моллюски, крабы)

- Давайте сверим ваши ответы с эталоном ученика. Обратите внимание на документ-камеру.

- Объясните, какой ущерб понесут люди из-за разлива нефти?

(Люди не смогут отдыхать в этих местах, ловить рыбу.)

5.2.1.  Беседа

- Сейчас мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.

- Это первая сторона. (положительная)(пример)

- Это вторая сторона. (отрицательная) (пример

- Ребята, какую пользу приносит экономика людям?

- Какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей?

- Какой мы вывод можем сделать?

(экономка приносит пользу людям, но при этом вредит окружающей среде)

 Ребята, перед вами бутылка «Лимонада», пакет с конфетами, салфетки. Для чего мы это купили? Для чего это производят?

- Правильно, чтобы съесть.

- Другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности.

https://mega-talant.com/uploads/files/122023/100803/106046_html/images/100803.001.png

-Вторую сторону экономики вы назовёте  после ответов на вопросы:

-Что сделает человек с бутылкой, пакетом и салфетками, когда их использует?

-Куда выбросит? (в мусорный бак)

-Все ли люди так поступают? (нет)

-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

-Как вы думаете, какая вторая, неприятная и опасная сторона экономики?

 

https://mega-talant.com/uploads/files/122023/100803/106046_html/images/100803.002.png

 

-Из таблицы мы видим, что все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде и это проблема .

- Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

5.2.2. Работа с иллюстрацией учебника

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 81.

- Как вы думаете, что это за здание?

- Что с ним случилось?

5.2.3. Работа с текстом учебника

- Прочитайте внимательно текст учебника на стр. 80-82 и проверьте ваши предположения, что это за здание.

5.2.4. Беседа по прочитанному

- Исходя из текста учебника, вы узнали, что же это? (колокольня)

- Что с ней случилось? (её затопило)

- Какова же причина её затопления? (из-за постройки гидроэлектростанции, реку перегородили плотиной, река разлилась и затопила колокольню).

- Верно, молодцы!

- Что же может случиться на атомных электростанциях, которые применяют атомное топливо?

(если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди)

- Верно, ребята.

5.2.5. Беседа о Чернобыле

- Такая ситуация произошла в Украине 26 апреля 1986 года. На Чернобыльской АЭС. Чернобыльская атомная электростанция тогда нанесла тяжёлый удар всему советскому народу. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Была отключена вся система защиты энергоблока, и он перешёл в неуправляемое состояние. Операторы пытались стабилизировать ситуацию, но было уже поздно. Произошёл взрыв, большое количество атомного топлива попало в атмосферу и разнеслось на большие километры, что принесло огромный урон для жизней и здоровья людей. (14-17 слады)

- Поднимите руки, кто знал об этой катастрофе.

- Как вы думаете, по какой причине произошёл взрыв? Кто виноват в данной ситуации? (Человек)

- Как вы думаете, какова главная задача общества, связанная с экономикой?

(сделать экономику более безопасной для человека и природы.)

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

5.3.1. Игра «Помоги природе»

- Я предлагаю вам поиграть в игру.

- Возьмите в руки планшеты. Рассмотрите изображение лужайки, ваша задача определить негативные и положительные предметы, находящиеся на ней и убрать те предметы, которые вредят и безобразят внешний вид природы!

- Что же вредит природе?

 Что будет если люди будут строить заводы около водоемов?

- Что будет если человек будет мусорить?

- Что будет если человек будет часто ездить на машине, которая выпускает выхлопные газы?

- Ребята, а вы знаете, что такое экологические прогнозы?

5.3.2. Работа с текстом учебника

- Давайте узнаем, что же такое экологические прогнозы,  внимательно прочитав текст учебника на стр.82-83.

5.3.3. Беседа по прочитанному

- Что же это такое экологические прогнозы?

(предсказания на то, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.)(20 слайд)

- Кто занимается экологическими прогнозами?

(учёные-экологи)(21 слайд)

- В чем полезны их предсказания?

(ученые помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить  в том или ином месте)

- От чего могут уберечь людей экологические прогнозы?

(от необдуманных поступков людей, которые могут навредить природе и здоровью человека.)

- Молодцы!

5.3.4. Работа с рабочей тетрадью

- Возьмите рабочие тетради, найдите 2 номер. Рассмотрите иллюстрацию и напишите экологический прогноз для данной ситуации.

5.4.1. Беседа о значении воды

- Ребята, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды на Земле жизнь невозможна. Вода нужна растениям, животным, человеку, для работы заводов, производства тканей, металлов, медикаментов, машин и т.д.)

-  Как экономит воду? Как её охранять? (ставить фильтры на трубы, выливать в водоёмы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течёт вода.)

5.4.2. Проведение опыта

5.4.2.1 Наблюдение

- А сейчас, ребята, у нас с вами очень интересная работа. Мы будем с вами самыми настоящими исследователями и проведём опыт с водой.

- Мы будем сравнить образцы воды из двух сосудов и делать выводы.

Ход работы:

  1. Рассмотреть воду из сосуда №1
  2. Рассмотреть воду из сосуда №2
  3. Сравнить чистую и загрязнённую воду

- Обратите внимание на сосуд под номером 1. Какая в нем вода?

(Чистая)

- Хорошо, а в сосуде под номером 2, какая вода?

(Грязная)

- Можно ли употреблять воду из сосуда под номером 2 в пищу?

(Нет, нельзя)

5.4.2.2.Формулирование вывода

- Какой мы можем сделать вывод, о проделанном опыте?

Вывод: употреблять воду в пищу, которая находится в сосуде № 2, человеку и животным опасно, следовательно воду нельзя загрязнять, это может отразиться на здоровье человека и животных.

Отвечают на вопросы

Работа  с учебником

Работают с иллюстрацией

Работают с рабочей тетрадью

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

Анализируют иллюстрации

Делают предположения

Отвечают на вопросы

Работа с рабочей тетрадью

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выполняют задание в тетради

Играю в игру, отвечают на вопросы

Читают текст учебника

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы

Наблюдают

Формулируют вывод

Беседа

беседа

Работа с иллюстрацией

Беседа

Работа  с рабочей тетрадью

Беседа

Беседа

Беседа

Работа с иллюстрацией учебника

Беседа

Беседа

Беседа

Работа в раб.тет.

Игра

Беседа

Работа с учебником

Беседа

Практическая работа

 

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Планшет

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

учебник

Интерактивная панель

Иллюстрации учебника

Учебник

Документ-камера

Рабочая тетрадь

Учебник

Интерактивная доска

карточки

презентация

Учебник

Презентация

Рабочая тетрадь

Презентация

Учебник

Сосуды с грязной и чистой водой

Фронтальный опрос

Самоконтроль

Наблюдение

Фронтальный опрос

Фронтальная

Наблюдение

Фронтальная, наблюдение

Фронтальная

Фронтальная

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Фронтальная

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

П.3, П.1

П.4

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Работа с учебником, рубрика «Обсудим»

- Ребята, давайте посмотрим на стр. 83 учебника на рубрику «Обсудим»

- Первый рад попытается ответить на 1 вопрос, второй ряд на 2 вопрос и третий ряд на 3 вопрос. Можно совещаться в четвёрках.

6.2. Обсуждение выполненной работы

- На первый вопрос ответит …..

- Ребята, все согласны? Давайте проверим на панели.

- На второй вопрос ответит….

- Спасибо, поднимите руку, кто согласен. Проверим ответ на панели.

- На третий вопрос ответит….

- Все согласны? Проведём проверку на панели.

6.3. Работа с учебником, рубрика «Проверь себя»

- Сейчас мы обратимся к учебнику на стр.84 и ответим на вопросы рубрики «Проверь себя»

- Раскройте взаимосвязь между экономикой и экологией.

6.3.1. Работа в группах

- Чтобы ответить на этот вопрос давайте поработаем в группах.

-  Я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами лежат кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи.

- Я задам вам вопрос, а вы ответите на него исходя из той роли, которая за вами закреплена.

Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы?

(Дети совещаются и отвечают на вопрос с позиций своей группы)

Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п.

Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п.

Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п.

- Т.е. мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя , а экологи защищают природу. Возникает проблема: с одной стороны мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить.

Вывод: экономика и экология связаны друг с другом.

- Какой вред окружающей среде наносит экономика? Приведите примеры.

- Как наука экология помогает делать экономику более безопасной?

Отвечают на вопросы учебника

Мыслительная

Отвечают на вопросы учебника

 Работа по учебнику

Беседа

Работа по учебнику

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

учебник

Интерактивная панель.

Учебник

Интерактивная панель

Взаимоконтроль

Фронтальный опрос

Самоконтроль Фронтальный опрос

П.1, П.3

П.4

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- А сейчас давайте проверим, на сколько хорошо, вы усвоили сегодняшнюю тему.

- Я предлагаю вам выполнить тест. Возьмите планшеты. Выполните их самостоятельно у себя в тетрадях.

1. Укажи, что будет экологической катастрофой.

а) авария на шоссе
б) выброс химикатов в реку
в) крушен
ие самолёта
г)обрушение дома

2. Вспомни, какой вред природе наносит сельское хозяйство.

а) отравляет почву ядохимикатами
б) загрязняет реки
в) загрязняет воздух газами
г) уничтожает диких животных

3. Выберите верное суждение.

А. Аварии на нефтеналивных танкерах приводят к экологическим катастрофам.

Б. Нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) неверны оба суждения;

4. Установите соответствие.

                                                       

А. Сельское хозяйство

1. Загрязнение воздуха выхлопными газами

Б. Транспорт

2. Отходы руды.

В. Промышленность

3. Отравление почвы ядохимикатами.

5. Одна из важнейших задач общества в 21-м веке – сделать экономику как можно более … .

а) промышленной и производительной;

б) затратной;

в) безопасной для людей и природы;

6. Установите соответствие.

А. Польза экономики.

1. Удовлетворение различных потребностей

Б. Вред экономики.

2. Уничтожение лесов.

3. Производство необходимой людям продукции.

4. Затопление плодородных почв.

6. Найди неверное высказывание.

а) «Прогноз» — «научное предсказание».
б) После разлива нефти гибнут животные.
в) Экономика не наносит вред природе.
г) Без продуктов экономики человек не выживет.

7. Выбери отрасли промышленности, которые наносят вред почве.

а) добывающая промышленность
б) сельское хозяйство
в) электроэнергетика
г) лёгкая промышленность

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте ответы друг друга со слайдом. Если допущена 1-2 ошибки, поставьте «4», если не допущено ни одной ошибки, то поставьте «5», если допущено 3-4 ошибки, то «3».

- Поднимите руки, у кого «5»? «4»? «3»?

Ответы на тест по окружающему миру «Экономика и экология» (22 слайд)
1-б
2-а
3-в
4-
А-3, Б-1, В-2;
5- в
6-
А- 1, 3; Б- 2, 4;
7- а, б

Мыслительная

деятельность

Решают тест

Анализируют

Решают тест

Проводят взаимопроверку

Беседа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Фронтальная

Индивидуальная

Планшет

Интерактивная доска

Самоконтроль

Взаимоконтроль

П.2, П.3

П.4

П.1, К.1, Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Игра «Экологический светофор».

- Сейчас на доске появятся иллюстрации с определёнными ситуациями. Если герой иллюстрации  поступил правильно, поднимите зелёный кружок, если действия героя вредят природе – красный.

Содержание иллюстраций.

  • Валера встал утром поздно, понял, что опаздывает в школу. Обычно он шёл по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А вчера в саду вскопали широкую полосу и посадили молодые саженцы. Валера пустился напрямик, затаптывая молодые ростки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
  • Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алёша услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша закрыл кран. Потом взял книги и вернулся в класс.
  • Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветы липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились. Липы росли в ряд вдоль главной улицы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь какое движение!» Машины действительно шли сплошным потоком, было очень шумно, так, что бабушка и Андрей почти не слышали друг друга.

- Чтобы наша красивая земля не превратилась в такую безжизненную планету (слайд), что нужно делать?

(Охранять, защищать и не вредить природе. Помогать ей.)

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Фронтальная

Интерактивная доска

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

П.4

Р.2, К.1, П.2

Л.2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? (Экология и экономика)

- Какую цель мы перед собой поставили?

(Понять, как связаны между собой экономика и экология, как экономика влияет на экологию окружающей среды)

- Что нам помогло достичь этой цели? (решение задач)

- Какие задачи мы перед собой ставили?

(Узнать о двух сторонах экономики – полезной и опасной.  Учиться строить экологические прогнозы, делать выводы)

- С какими задачами мы справились?

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

 - Оцените свои достижения на уроке. При помощи лестницы успеха, изображённой на экране.

hello_html_m1f299ef7.png

Оценивают свои достижения

Прием «Продолжи фразу»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

П.4

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Какое домашнее задание вы себе запишите?  А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным?

- Предложенное домашнее задание показать на слайде. (23 слайд)

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...