Рабочая программа по предмету окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по предмету окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету окружающий мир | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», учебно-методический комплект «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- Эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
1) Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир. 3 класс. 2-х частях., 2017 г.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 7 ч |
2 | Эта удивительная природа | 19 ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 9 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
6 | Путешествия по городам и странам | 11 ч |
Итого: | 68 часов |
Содержание программы
Как устроен мир
Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных* Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала, Исследуем свойства воды, Исследуем состав почвы, Изучаем способы распространения плодов.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Измеряем свой рост и массу тела, Исследуем нашу кожу, Изучаем состав продуктов, Учимся измерять пульс.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравление растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Исследуем полезные ископаемые, Учимся сравнивать и описывать культурные растения, Изучаем российские монеты.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Темы курса ОБЖ даются интегрировано с основными темами по окружающему миру. Курс по ОБЖ включает темы основных разделов: безопасность на природе, безопасность на дорогах, безопасность на воде, безопасность в доме и школе, первая медицинская помощь, действия в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Контрольно-измерительные материалы
№ урока | Вид работы | Раздел/ Тема |
7 | Проверочная работа№ 1 | Как устроен мир |
25 | Проверочная работа № 2 | Эта удивительная природа |
31 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
35 | Проверочная работа № 3 | Мы и наше здоровье |
43 | Проверочная работа № 4 | Наша безопасность |
55 | Проверочная работа № 5 | Чему учит экономика |
67 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за учебный год |
68 | Проверочная работа№ 6 | Путешествие по городам и странам |
График практических работ
№ урока | Вид работы | Тема | |||||
9 | Практическая работа № 1 | Исследуем продукты на содержание крахмала | |||||
11 | Практическая работа № 2 | Исследуем свойства воды | |||||
14 | Практическая работа № 3 | Исследуем состав почвы | |||||
17 | Практическая работа № 4 | Изучаем способы распространения плодов | |||||
26 | Практическая работа № 5 | Измеряем свой рост и массу тела | |||||
28 | Практическая работа № 6 | Исследуем нашу кожу | |||||
30 | Практическая работа № 7 | Изучаем состав продуктов | |||||
32 | Практическая работа № 8 | Учимся измерять пульс | |||||
42 | Практическая работа № 9 | Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды | |||||
46 | Практическая работа №10 | Исследуем полезные ископаемые | |||||
47 | Практическая работа №11 | Учимся сравнивать и описывать культурные растения | |||||
51 | Практическая работа №12 | Изучаем российские монеты | |||||
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков (68 ч. в год, 2 часа в неделю) | |||||||
№ | Тема урока | Часы | План | Факт | |||
Как устроен мир (7) | |||||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | 1 | 1н | ||||
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | 1н | ||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 2н | ||||
4 | Общество. | 1 | 2н | ||||
5 | Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению». | 1 | 3н | ||||
6 | Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам». | 1 | 3н | ||||
7 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир». | 1 | 4н | ||||
Эта удивидельная природа (19) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 4н | ||||
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | 5н | ||||
10 | Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури». | 1 | 5н | ||||
11 | Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды». | 1 | 6н | ||||
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 6н | ||||
13 | Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения» | 1 | 7н | ||||
14 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы». | 1 | 7н | ||||
15 | Разнообразие растений. | 1 | 8н | ||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 8н | ||||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 9н | ||||
18 | Охрана растений. | 1 | 9н | ||||
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10н | ||||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края». | 1 | 10н | ||||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 11н | ||||
22 | Охрана животных. | 1 | 11н | ||||
23 | В царстве грибов. | 1 | 12н | ||||
24-25 | Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа». | 2 | 12н 13н | ||||
Мы и наше здоровье (10) | |||||||
26 | Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | 14н | ||||
27 | Органы чувств. | 1 | 14н | ||||
28 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу». | 1 | 15н | ||||
29 | Опора тела и движение. | 1 | 15н | ||||
30 | Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров». | 1 | 16н | ||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 16н | ||||
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров». | 1 | 17н | ||||
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс». | 1 | 17н | ||||
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 18н | ||||
35 | Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 18н | ||||
Наша безопасность (9) | |||||||
36 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами». | 1 | 19н | ||||
37 | Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток» | 1 | 19н | ||||
38 | Дорожные знаки. | 1 | 20н | ||||
39 | Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы». | 1 | 20н | ||||
40 | Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома». | 1 | 21н | ||||
41 | Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога! | 1 | 21н | ||||
42-43 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность». | 2 | 22н 22н | ||||
Чему учат экономика (12) | |||||||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | 23н | ||||
45 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии». | 1 | 23н | ||||
46 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | 24н | ||||
47 | Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения». | 1 | 24н | ||||
48 | Животноводство. | 1 | 25н | ||||
49-50 | Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края». | 2 | 25н 26н | ||||
51 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги». | 1 | 26н | ||||
52 | Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах». | 1 | 27н | ||||
53 | Семейный бюджет. | 1 | 27н | ||||
54-55 | Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения». | 2 | 28н 28н | ||||
Путешествия по городам и странам (11) | |||||||
56-58 | Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы». | 2 | 29н 29н | ||||
59 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 30н | ||||
60 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 30н | ||||
61 | На севере Европы. | 1 | 31н | ||||
62 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 31н | ||||
63 | В центре Европы. | 1 | 32н | ||||
64 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 32н | ||||
65 | По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры». | 1 | 33н | ||||
66 | На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 33н | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа за второе полугодие. | 1 | 34н | ||||
68 | По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | 34н | ||||
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, А.А. Плешаков (68 ч. в год, 2 часа в неделю) | |||||||
№ | Тема урока | Часы | План | Факт | |||
Как устроен мир (7) | |||||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | 1 | 1н | ||||
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | 1н | ||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 2н | ||||
4 | Общество. | 1 | 2н | ||||
5 | Что такое экология? ОБЖ «Лесные пожары. Действия по их предупреждению». | 1 | 3н | ||||
6 | Природа в опасности! Экскурсия в природу. ОБЖ «Движение пешеходов по дорогам». | 1 | 3н | ||||
7 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Как устроен мир». | 1 | 4н | ||||
Эта удивидельная природа (19) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 4н | ||||
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала». | 1 | 5н | ||||
10 | Воздух и его охрана. ОБЖ «Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури». | 1 | 5н | ||||
11 | Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды». | 1 | 6н | ||||
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 6н | ||||
13 | Берегите воду! ОБЖ «Стихийные бедствия: наводнения» | 1 | 7н | ||||
14 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы». | 1 | 7н | ||||
15 | Разнообразие растений. | 1 | 8н | ||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 8н | ||||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 9н | ||||
18 | Охрана растений. | 1 | 9н | ||||
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10н | ||||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы Родного края». | 1 | 10н | ||||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 11н | ||||
22 | Охрана животных. | 1 | 11н | ||||
23 | В царстве грибов. | 1 | 12н | ||||
24-25 | Великий круговорот жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Эта удивительная природа». | 2 | 12н 13н | ||||
Мы и наше здоровье (10) | |||||||
26 | Организм человека. Практическая работа № 5 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | 14н | ||||
27 | Органы чувств. | 1 | 14н | ||||
28 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу». | 1 | 15н | ||||
29 | Опора тела и движение. | 1 | 15н | ||||
30 | Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав прдуктов». Проект «Школа кулинаров». | 1 | 16н | ||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 16н | ||||
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров». | 1 | 17н | ||||
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс». | 1 | 17н | ||||
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 18н | ||||
35 | Здоровый образ жизни. Обобщение и проверка знаний по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 18н | ||||
Наша безопасность (9) | |||||||
36 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Первая помощь при отравлении газами». | 1 | 19н | ||||
37 | Чтобы путь был счастливым.ОБЖ «Переходим дорогу, перекресток» | 1 | 19н | ||||
38 | Дорожные знаки. | 1 | 20н | ||||
39 | Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Спецмашины и их сигналы». | 1 | 20н | ||||
40 | Опасные места. ОБЖ «Безопасное поведение дома». | 1 | 21н | ||||
41 | Природа и наша безопасность. ОБЖ «Осторожно - скользкая дорога! | 1 | 21н | ||||
42-43 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды». Обобщение и проверка знаний по разделу «Наша безопасность». | 2 | 22н 22н | ||||
Чему учат экономика (12) | |||||||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | 23н | ||||
45 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. ОБЖ «Меры безопасности при использовании предметов бытовой химии». | 1 | 23н | ||||
46 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые» | 1 | 24н | ||||
47 | Растениеводство Практическая работа № 11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения». | 1 | 24н | ||||
48 | Животноводство. | 1 | 25н | ||||
49-50 | Какая бывает промышлен-ность. Проект «Экономика родного края». | 2 | 25н 26н | ||||
51 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Изучаем российские деньги». | 1 | 26н | ||||
52 | Государствен-ный бюджет. ОБЖ «Правила поведения при пожаре в общественных местах». | 1 | 27н | ||||
53 | Семейный бюджет. | 1 | 27н | ||||
54-55 | Экономика и экология. Обобщение и проверка знаний по разделу «Чему учит экономика» ОБЖ «Основные мероприятия по ГО по защите населения». | 2 | 28н 28н | ||||
Путешествия по городам и странам (11) | |||||||
56-58 | Золотое кольцо России. ОБЖ «Опасные незнакомцы». | 2 | 29н 29н | ||||
59 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 30н | ||||
60 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 30н | ||||
61 | На севере Европы. | 1 | 31н | ||||
62 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 31н | ||||
63 | В центре Европы. | 1 | 32н | ||||
64 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 32н | ||||
65 | По Франции и Великобритании (Великобритания). ОБЖ «Мы – пассажиры». | 1 | 33н | ||||
66 | На юге Европы. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 33н | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа за второе полугодие. | 1 | 34н | ||||
68 | По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | 34н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (учебник А. А. Плешакова, программа "Школа России")
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с ФГОС и отражает содержание учебника А. А. Плешакова. Окружающий мир. - М. : Просвещение, 2019....