Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Могилевцева Татьяна Валерьевна

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Б  Бачерикова Татьяна Валерьевна,  учитель начальных классов.

Образовательное учреждение                    

ГБОУ школа № 404

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Продолжительность занятия

45 минут

Т   Тема урока  

«Природа. Разнообразие природы.»

        Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Создать  условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.  

      Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность  природы для человека.

Развивающие:  способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи.  

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.

Формируемые УУД

- Личностные

-  Регулятивные  

- Коммуникативные  

- Познавательные  

Образовательные ресурсы и средства обучения: 

- Компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска;

- Презентация «Природа. Разнообразие природы.»;

- Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть;

- Рабочая тетрадь  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть;

- Рабочие листы с таблицами и схемами;

- Предметные картинки;

- Плакат «Муха»;

- Объекты живой и неживой природы;

- Листы самооценки.

Методы и формы

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты урока (УУД)

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок.

-Уроки мы разные проводим,

  Нужные ответы вместе находим,

  Но вызывает всегда удивление один –

  Урок о том, какой нас окружает мир!

Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке.  

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний    

- Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете,

 о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Поле, речка и ….. (трава),

Горы, воздух и …. (листва),

Птицы, звери и ….. (леса),

Гром, туманы и ……(роса).

Человек и время года -

Это всё вокруг... (природа).

- Ребята,  а что такое природа?

(На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина)

.- Посмотрите на картинки,  подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать.

- Объясните, почему мы оставили именно эти изображения?

Дети устно вставляют пропущенные слова в  стихотворение.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски.  

- Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.

 

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Определение темы урока и  постановка учебной задачи

Учитель  предлагает детям сформулировать  тему урока.

- Ребята,  какая тема нашего урока?

- Правильно! Тема нашего урока «Природа. Разнообразие природы.»

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.

- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться?

- Совпали ли наши предположения?        

- Тема нашего урока «Природа».

Дети высказывают свои предположения.  

- Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.

Ответы детей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

 - Ребята, назовите оставшиеся объекты  ( река, радуга, солнце, белка, гриб,  берёза,)

- Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить?

Распределите объекты на группы.

(На доске схема)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07ff/00188586-d56cc9b4/hello_html_3767972a.png

- По каким признакам мы распределяем объекты  природы?

Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)

- Работая в паре, определите, к какой группе  относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами.

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное  растение.

Проверка выполнения задания.

- На объекты живой и неживой и неживой природы.

Учащиеся распределяют картинки по группам.

Ответы детей.

Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют   правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

                                                                                                                 Физкультминутка

-А сейчас мы с вами поиграем.  Игра называется  «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание.

(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа,  комар, почва, гриб.)

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

- Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой.

                                                                                                              (слайд 1)  

-Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (слайд 2)

В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.(слайд 3)

- Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили.

Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится  на доске.

- Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза)

- Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза - это? Мухомор – это?  (слайд 4)

   

- Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать?

- Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5)  Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора.  Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6)

- Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия.

- Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4.  Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)

- В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку.

- К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу.

- Белка – это животное, относится  к царству животных.

Берёза – это растение, относится к царству растений.

Мухомор – это гриб, относится к царству грибы.

Дети высказывают свои предположения.

- По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему.  

Выполняют задание по карточкам, объясняют   правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

На доске расположен плакат «Муха» (Приложение 3)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела?

- Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела.

- Из царства животных.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

Закрепление изученного материала

- Мы  с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти  объекты?

- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.)(слайд 7).

- Какие выводы мы можем сделать?

- Как вы думаете, связан  ли с природой человек?

Работа в группах.

Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости.

- В группах подумайте и обсудите,  может ли человек обойтись без природы? Рассмотрите схему  в тетради стр. 7 «Ценность природы для людей». Расскажите по схеме о ценности природы для людей.   Докажите свою мысль.

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

- Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения.  Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой.  Живая и неживая природа,  тоже  тесно связана между собой.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах,  высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Выступление каждой группы.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде.

Подведение итога урока

  Учитель проводит беседу,  закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.

     

- Какую тему мы сегодня изучили?

-  Что такое природа?

- На какие группы делят природу?

- Назовите царства живой природы.

- Назовите значение природы для людей.

- Что вас заинтересовало на уроке?

- Что бы вы  хотели  еще узнать по теме «Природа. Разнообразие природы» ?

- Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы,  высказывают свои мысли, формулируют выводы.

- Природа. Разнообразие природы.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

- Живая и неживая природа.

- Царство растений, животных, грибов, бактерий.

- Природа  для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности)

Высказывания детей.

Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.

Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. 

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха.(Приложение 4)

1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.

2.  Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке,  расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.  

3.  Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа      

 «Пирамида успеха»

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

-Прочитать  в учебнике статью «Природа»  стр.4 -6 , ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 6  № 3,5.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Список литературы

  1. Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
  4. Интернет - ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che

Приложение 1

Природа

Неживая

Живая

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

     _______________________________

Приложение 2

Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,

пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,

 комар, мухомор.

                        

        

Приложение 3

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ddf/0003cae6-7d9db935/img11.jpg

Приложение 4

«Пирамида успеха»

http://fxprofitstrategy.ru/wp-content/uploads/2018/03/piramida_uspeha.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины.  Обобщение знаний о природных зонах России»...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".

Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по те...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."...

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...