4класс "Школа России" Рабочая программа "Окружающий мир " Плешаков
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Усть - Коксинская СОШ» Приказ № 248 от 17. 08. 2021 г |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
4 «А» класс
на 2021-2022 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель начальных классов
Ячменева Вера Кирилловна
с. Усть-Кокса, 2021 г.
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно – правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г № 373
- «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.3618–20», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28
- Приказа «Об утверждении перечня учебников на 2021-2022 учебный год МБОУ « Усть – Коксинская СОШ» от 17марта 2021 г. № 79».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденной приказом от 17.08.2021 г. № 248.
-Положения МБОУ « Усть – Коксинская СОШ» « О порядке составления и утверждения рабочей программы по учебным предметам начального общего и основного общего образования», утвержденного приказом от 22.03.2019 г. №109
- Рабочей программы по окружающему миру для общеобразовательной школы под редакцией Плешакова А. А.
1.2 Цель и задачи обучения предмету
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознавать ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Для учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с ОВЗ и детей инвалидов, методы и приёмы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.
Для учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с Ограниченными Возможностями здоровья и детей – инвалидов, методы и приемы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.
1.3 Используемый УМК
УМК «Школа России». Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Плешаков, А. А. Окружающий мир 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях А. А. Плешаков. – М. :
Рабочая тетрадь в 2 ч. Окружающий мир А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2019.
Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Т.Н.Максимова М. «ВАКО» 2019.
Атлас-определитель для начальной школы. От земли до неба: А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2018.
1.4 Количество часов
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1.5 Изменений, внесенных в программу, нет.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
- Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3.1. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов для изучения
№ | Раздел | Модуль «Школьный урок» | Количество часов |
1. | Земля и человечество | Красная книга животных | 9ч |
2. | Природа России | Красная книга растений | 11 ч |
3. | Родной край – часть большой страны | Золотые горы Алтая объект ЮНЕСКО | 14 ч |
4. | Страницы всемирной истории | Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» | 6 ч |
5. | Страницы истории Отечества | Уроки мужества, приуроченные к памятным датам. | 20 ч |
6. | Современная Россия | День вежливости | 8 ч |
3.2 Содержание разделов, тем.
1. Земля и человечество
- Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
- Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
- Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
- Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
- Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
2. Природа России.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
- Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
- Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон.
3. Родной край – часть большой страны
- Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
- Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
- Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
- Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
- Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
4. Страницы всемирной истории
- Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
5. Страницы истории Отечества
- Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
- Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
- Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
- Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
- Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
- Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
- Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
- Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
6. Современная Россия
- Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
- Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
- Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
- Многонациональный состав населения России.
- Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
3.3. Особенности организации учебного процесса по предмету
- Формы организации учебного процесса:
- - фронтальная беседа,
- - устная дискуссия,
- - самостоятельные и контрольные работы,
- - коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,
- - различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),
- - новые педагогические технологии:
- ИКТ,
- развивающее,
- модульное,
- дифференцированное обучение.
- Для организации учебно-познавательной деятельности используютсяследующие технологии:
- - адаптивного обучения,
- - игровая,
- - коммуникативная,
- - ИКТ,
- - проектная,
- - исследовательская,
- - здоровьесберегающая.
- Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- - интерактивные технологии
- - метод сотрудничества
- - методики проектирования
- - дифференцированный подход
- - деятельностный подход
- - работа по алгоритму и др.
4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. График контрольных, практических, лабораторных работ.
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Земля и человечество». | |
2 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | |
3 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Промежуточная аттестация. Итоговый тест. | |
5 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | |
6 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». |
4.2 . Нормы оценок
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
5.Календарно – тематическое планирование
№ | дата | Тема урока | |
план | факт | ||
Земля и человечество.(9ч.) | |||
1 | 02.09 | Мир глазами астронома | |
2 | 07.09 | Планеты Солнечной системы | |
3 | 09.09 | Звездное небо – великая книга природы | |
4 | 14.09 | Мир глазами географа | |
5 | 16.09 | Мир глазами географа | |
6 | 21.09 | Когда и где? | |
7 | 23.09 | Мир глазами эколога | |
8 | 28.09 | Сокровища Земли под охраной человека | |
9 | 30.09 | Сокровища Земли под охраной человечества, проект | |
Природа России. (11ч.) | |||
10 | 05.10 | Равнины и горы России | |
11 | 07.10 | Моря, озера и реки России | |
12 | 12.10 | Природные зоны России | |
13 | 14.10 | Зона арктических пустынь | |
14 | 19.10 | Тундра | |
15 | 21.10 | Леса России | |
16 | 26.10 | Лес и человек | |
17 | 28.10 | Зона степей | |
18 | 09.11 | Пустыни | |
19 | 11.11 | У Чёрного моря | |
20 | 16.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | |
Родной край – часть большой страны. (14ч.) | |||
21 | 18.11 | Наш край | |
22 | 23.11 | Поверхность нашего края | |
23 | 25.11 | Поверхность нашего края | |
24 | 30.11 | Водные богатства нашего края | |
25 | 02.12 | Наши подземные богатства | |
26 | 07.12 | Земля - кормилица | |
27 | 09.12 | Экскурсия в лес и на луг | |
28 | 14.12 | Жизнь леса.Сообщества родного края (экскурсии) | |
29 | 16.12 | Жизнь луга | |
30 | 21.12 | Жизнь в пресных водах | |
31. | 23.12 | Экскурсия к водоёму | |
32. | 11.01 | Растениеводство в нашем крае. | |
33 | 13.01 | Животноводство в нашем крае | |
34. | 18.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | |
Страницы всемирной истории(6ч.) | |||
35. | 20.01 | Мир древности: далёкий и близкий. Древний Египет | |
36 | 25.01 | Мир древности: далёкий и близкий. Древняя Греция. Древний Рим. | |
37 | 27.01 | Средние века: время рыцарей и замков | |
38 | 01.02 | Новое время: встреча Европы и Америки. | |
39 | 03.02 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
40 | 08.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы современной истории. | |
Страницы истории России. (20ч.) | |||
41 | 10.02 | Во времена Древней Руси | |
42 | 15.02 | Страна городов | |
43 | 17.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |
44 | 22.02 | Трудные времена на Русской земле | |
45 | 24.02 | Русь расправляет крылья | |
46 | 01.03 | Куликовская битва | |
47 | 03.03 | Иван Третий | |
48 | 10.03 | Мастера печатных дел | |
49 | 15.03 | Патриоты России | |
50 | 17.03 | Пётр Великий | |
51 | 22.03 | Михаил Васильевич Ломоносов | |
52 | 24.03 | Екатерина Великая | |
53 | 05.04 | Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века | |
54 | 07.04 | Промежуточная аттестация. Итоговый тест. | |
55 | 12.04 | Россия вступаетв ХХ век | |
56 | 14.04 | Страницы истории 1920–1930-х годов | |
57 | 19.04 | Великая Отечественная война и Великая Победа | |
58 | 21.04 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | |
59 | 26.04 | Страна, открывшая путь в космос. | |
60 | 28.04 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | |
Современная Россия. (8ч.) | |||
61 | 03.05 | Мы – граждане России | |
62 | 05.05 | Славные символы России | |
63 | 10.05 | Такие разные праздники | |
64 | 12.05 | Путешествие по России | |
65 | 17.05 | Путешествие по России | |
66 | 19.05 | Путешествие по России | |
67 | 24.05 | Презентация проектов Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» | |
68 | 26.05 | Обобщающий урок по теме «Современная Россия» |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной деятельности
____________ Е.К. Суворова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс
Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....
Открытый урок окруж. мира "Страны мира", 2класс, Плешаков
Урок-путешествие....
Урок природоведения 3 класс А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»
Тема. Тела. Вещества. Частицы....